Хоровое пение

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к явлениям жизни. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

            Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки.

преподаватели

Макарова Ольга Борисовна

Содержание программы

Содержание учебного плана

 

I. Введение (1-й модуль: Т 1ч.)

1. Вводное занятие

Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются различные игровые моменты).

II. Вокально-хоровая работа (1-й модуль: П 24 ч., 2-й модуль: П 29ч.)

Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Дирижерские жесты.

Вокальная позиция.

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.

Звуковедение.

В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Дикция.

Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.

III. Музыкально-теоретическая подготовка (1-й модуль: Т 2ч., 2-й модуль: П 2ч.)

Основы музыкальной грамоты.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Развитие чувства ритма.

IV. Концертно-исполнительская деятельность (1-й модуль: П 2ч., 2-й модуль: П 4ч.)

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Это результат, по которому оценивают работу хора. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

 

V. Теоретико-аналитическая работа (1-й модуль: Т 3ч., 2-й модуль: Т 4ч.+П 1ч.)

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам.

Слушание музыкальных произведений.

 

Формирование осознанного восприятия музыкальлного произведения.

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Показ-исполнение песни.

 

Цели программы

Цель программы:

            Познакомить обучающихся с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного и зарубежного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Результат программы

Планируемые результаты

В результате занятий по программе обучающиеся должны знать:

Строение артикуляционного аппарата
Особенности и возможности певческого голоса
Гигиену певческого голоса
Основы музыкальной грамоты
Певческую установку
Дирижёрские жесты
образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов
уметь:

правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч
точно повторять заданный звук
в подвижных песнях делать быстрый вдох
петь чисто и слаженно в унисон
петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен
петь лёгким звуком, без напряжения
дать критическую оценку своему исполнению
принимать активное участие в творческой жизни хорового коллектива

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Кабинет музыки
Компьютер.
Медиапроектор.
Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино), клавишный синтезатор.
Комплект детских музыкальных инструментов.