Я познаю мир родного края

Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет естественнонаучную направленность и нацелена на выявление склонности обучающихся к конкретной исследовательской и научной деятельности, формирование умений и навыков будущего исследователя, развитие его познавательных способностей.

Программа является сетевой и поддерживается МБУК "Наро-Фоминский историко-краеведческий музей".

Педагоги

Галина Николаевна Черепенько, педагог высшей квалификационной категории.

 

Содержание программы

Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка в нашей стране и в целом на планете оставляет желать лучшего. Множество экологических проблем: «утончение» озоновой оболочки, изменение климата, загрязнение водных и почвенных ресурсов, атмосферы- это итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Потребительское отношение человека к природе привело к исчезновению многих видов животных и растений.

Есть выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. На сегодняшний момент экология как предмет не имеет место в обязательном федеральном компоненте школьного образования, не все вопросы, касающиеся экологии рассматриваются на уроках естествознания. На занятиях объединения «Юный друг природы» обучающиеся выявляют экологические проблемы родного края, предлагают пути решения, приобретают экологические знания, и применяют их в практической деятельности. Игры, конференции, участие в акциях «Посади дерево», «Чистая деревня», участие в праздниках «День птиц, воды и Земли» служат теми методами, при помощи которых обучающиеся решают проблемные ситуации, делают простейшие умозаключения и выводы. Содержание программы обеспечивает формирование у обучающихся элементарных навыков исследовательской, творческой деятельности, что является, безусловно, актуальным в связи с подготовкой к освоению программы основного общего образования.

Цели программы

Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.

Результат программы

По итогам освоения программы обучающиеся приобретут следующие результаты.

Предметные:

· знание растений и животных из разных природных зон;

· выполнение правил поведения в природе, знание охраняемых растений и животных Московской области;

· составление схем пищевой цепи в любом сообществе на примерах представителей разных групп животных и растений;

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих;

· целостность взгляда на мир средствами биологических знаний;

· ценности здорового и безопасного образа жизни;

· понимание необходимости бережного отношения к природе;

· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе изучения закономерностей и явлений природы;

· осознание значимости практических занятий для личного развития.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

· планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектами;

· пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучение животного и растительного мира разных экосистем;

· сравнивать и давать характеристику биологическим объектам, определять причины экологических бедствий и находить способы их решения;

· проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических, проектных работ, в игре и конкурсах.

· работать в группе, учитывать мнения партнёров, комментировать;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

· осуществлять взаимный контроль.

Обучающиеся будут уметь:

· использовать различные источники экологической информации (картографические, тестовые, видео-и фото – изображение, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориетированных задач;

· составлять описание биологических объектов и явлений с использованием разных источников биологической информации;

· проводить простейшие исследования, выполнять различные с/х работы: готовить почву, семена;

· сажать растения и ухаживать за ними;

· называть характерные признаки животных из разных природных зон;

· различать, называть и приводить примеры живой природы разных сообществ;

· определять породы животных, сорта растений;

· использовать природный материал (листья, семена, шишки, бересту) для композиций;

· различать изученные биологические объекты, процессы и явления, сравнивать объекты, на основе известных характерных свойств и проводить их классификацию;

· описывать воздействие какого-либо процесса или явления на биологические объекты.

Обучающиеся будут знать:

· экологические проблемы своей местности, пути решения этих проблем;

· природные зоны;

· растения и животных из разных природных зон и давать характеристику;

· отличительные признаки групп животных (хищники, травоядные, падальщики);

· значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

· обитателей морских глубин, рек и озер, выделять их существенные признаки;

· охраняемые растения и животные Московской области;

· животных по способу питания и рассказывать об их значении в природе.