Робототехника и моделирование

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Конструирование роботов с детьми 5-6 и 6 -7 лет - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе по направлению «Образовательная робототехника». В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Цель программы - формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение детей определять последовательность операций при изготовлении различных видов роботов.

      Отличительные особенности программы

    Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей дополнительного образования открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться схемами, формируется логическое, проектное мышление. Таким образом, программа предусматривает внедрение элементов робототехники по мере освоения материально-технической оснащенности данного раздела. Воспитанники знакомятся с основами конструирования и моделирования, занятия содействуют развитию всех познавательных процессов, в том числе и мелкой моторики, способствуют формированию дружеских отношений в коллективе воспитанников; развивают уверенность в себе и своих учебных возможностях. Методологической основой программы являются концепция деятельностного подхода и теория социализации.

   Особенности организации образовательного процесса:

Ведущей формой организации образовательного процесса является индивидуальная работа. Наряду с индивидуальной формой работы, во время занятий осуществляется групповая работа и дифференцированный подход к детям.

Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из дошкольников разных возрастов.

Занятия строятся на основе практической работы с образовательным робототехническим конструктором.

    Играя образовательным конструктором, дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным технические творчеством.

    Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно был наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа создает для этого самые благоприятные возможности

Педагоги

Агеева Ирина Викторовна, опыт работы три года в образовательном центре. Курсы повышения квалификации-ГБУ доп.Профобразования Снкт.Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. Образование высшее.

Содержание программы

Содержание программы для воспитанников 5-6 лет

Тема 1. Вводное занятие. Основы работы с ТехноЛаб.

Тема 2. Знакомство с образовательным конструктором.

Тема 3. Знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели

Тема 4. Создание простейшего робота по инструкции

Тема 5. Собираем улитку

Тема 6. Собираем пчелу

Тема 7. Собираем бабочку

Тема 8. Собираем стрекозу

Тема 9. Создание модели по замыслу «Несуществующее насекомое»

Тема 10. Собираем ветряную мельницу

Тема 11. Собираем миксер

Тема 12. Самостоятельная творческая работа

Тема 13. Собираем робота – спасателя

Тема 14. Собираем робота – спасателя

Тема 15. Собираем велосипед.

Тема 16. Собираем автобус

Тема 17. Собираем гараж для автобуса

Тема 18. Собираем легковой автомобиль

Тема 19. Собираем гараж для легкового автомобиля

Тема 20. Собираем робота исследователя

Тема 21. Собираем самоходные санки

Тема 22. Собираем бульдозер

Тема 23. Собираем колесного робота специального назначения

Тема 24. Самостоятельная творческая работа

Тема 25. Игра «Угадай мою модель»

Тема 26. Игра «Угадай мою модель»

Тема 27. Собираем кролика

Тема 28. Собираем черепаху

Тема 29. Собираем оленя

Тема 30. Собираем четырехногого робота

Тема 31. Создание модели по замыслу

Содержание программы для воспитанников 6-7 лет

Тема 1.Закрепление способов работы с конструктором; с правилами безопасного поведения при работе с конструктором.

Тема 2. Способы передачи движения. Понятие о редукторах.

Тема 3. Собираем фотоаппарат

Тема 4. Собираем подводную лодку

Тема 5. Собираем робота по условию

Тема 6. Собираем самолет

Тема 7. Собираем робот беспилотник

Тема 8. Собираем лебедя

Тема 9. Собираем коалу

Тема 10. Собираем белку

Тема 11. Собираем пингвина

Тема 12. Собираем робота в виде любого реального животного

Тема 13. Собираем робота по замыслу

Тема 14. Собираем танк

Тема 15. Собираем гусеничного робота специального назначения

Тема 16. Собираем робота по условию

Тема 17. Собираем грузовик

Тема 18. Собираем колесного робота специального назначения

Тема 19. Собираем брахиозавра

Тема 21. Собираем трицератопса

Тема 22. Собираем краба

Тема 23. Собираем четырехногого робота

Тема 24. Собираем муравья

Тема 25. Собери любое насекомое

Тема 26. Собираем шестиногого робота

Тема 27. Собираем робота по условию

Тема 28. Собираем робота космонавта

Тема 29. Собираем космическую станцию

Тема 30. Собираем военную технику

Тема 31. Собираем робота защитника

Тема 32. Игра «Угадай мою модель»

Тема 33. Создание модели чудища «Там чудеса, там леший бродит»

Цели программы

Цель программы - формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение детей определять последовательность операций при изготовлении различных видов роботов.

Результат программы

    Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.

    Играя образовательным конструктором, дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным технические творчеством.

    Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно был наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа создает для этого самые благоприятные возможности.

 

Ожидаемый результат (5-6 лет)

Дети должны знать:

-понятие робот, виды роботов;

-числа от 5 до 10.

    Дети должны уметь:

-называть и конструировать плоские и объемные модели;

-конструировать колесных роботов;

-конструировать роботов специального назначения;

-сравнивать и классифицировать объекты по 1 - 2 свойствам;

Ожидаемый результат (6 – 7 лет)

Дети должны знать:

- этапы работы над проектом при конструировании модели по замыслу;

- числа от 10 до 20.

Дети должны уметь:

- конструировать шагающих роботов;

- конструировать роботов различного назначения;

- владеть основами моделирующей деятельности;

- сравнивать и классифицировать объекты по 2 - 3 свойствам;

- ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;

- определять число деталей в простейшей конструкции модели и их

взаимное расположение;

- уметь придумывать свои конструкции роботов, создавать к ним схемы-

рисунки, планировать последовательность действий, воплощать идеи

конструкции по плану, получать задуманное;

- выделять «целое» и «части»;

- конструировать индивидуально, в сотворчестве со взрослыми и

коллективно по образцу, по условию, по наглядным схемам, по замыслу.

- выявлять закономерности;

- создавать эргономичные модели;

- считать и сравнивать числа от 1 до 20.

Особые условия проведения

Занятия по работе проходят в оборудованном кабине

Материально-техническая база

Ноутбук

Комплект образовательного робототехнического модуля «Технолаб» «Конструирование роботов с детьми 5-8 лет»:

- учебно-методическое пособие – 1 шт;

- рабочая тетрадь для организации занятий, часть 1 – 5 шт.;

- рабочая тетрадь для организации занятий, часть 2 – 5 шт.;

- комплект для конструирования роботов с детьми 5-8 лет – 5 шт.

    Информационное обеспечение:

http://www.doshkolka.ru/  - дошкольный образовательный проект.

Zagadochki.ru  - каталог загадок по различным группам объектов.

Ru.wikipedia.org   - свободная электронная энциклопедия.