От познания к творчеству слова

Программа направлена на то, чтобы учащиеся научились глубоко осмыслять содержание текста, видеть, что именно в тексте проявляется живая сущность слова, научились понимать, что именно общение с текстом показывает нам, как в языке все взаимодействует, все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис. Текст – это речевое произведение, это «язык в действии», поэтому в процессе комплексной работы с разными текстами у учащихся будет совершенствоваться своя речь и углубляться знания о русском языке, о литературе, о культуре.

Данная программа эффективна при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения навыками работы с текстом.

Программа направлена не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности, учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения.

Необходимость данной программы состоит в том, что она удовлетворяет потребность учащихся в углублении знаний о стилях и типах речи, а также формировании и совершенствовании навыков смыслового и композиционного анализа текста, навыков анализа выразительных средств текста, а также навыков создания собственных текстов.

преподаватели

Котляренко Людмила Александровна

Содержание программы

Раздел 1. Понятие о тексте (4ч).

Теория. Знакомство с понятием о тексте, с его основными признаками: цельность и связность. Виды связи предложений в тексте. Понятие об основной мысли текста.

Практика. Работа с текстами: определение видов связи предложений в тексте.

Раздел 2. Типы текстов (3ч). 

Теория. Понятия типов повествование, описание, рассуждение. Отличительные особенности типов текста.

Практика. Работа с текстами: определение типов текстов.

Раздел 3. Стили текста (7ч). 

Теория. Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный стили, их особенности.

Практика. Работа с текстами: определение типов текстов.

Раздел 4. Средства выразительности в тексте (11ч).

Теория. Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.

Способы выражения сравнений. Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения, парцелляция.

Практика. Работа с текстами: нахождение в текстах тропов и фигур речи .

Раздел 5. Тема текста и проблема, поднятая в тексте (3ч). 

Теория.Понятие о проблеме. Типы проблем. Тема и идея текста. Основная мысль текста.

Практика. Работа с текстами: анализ текста с точки зрения темы и идеи, формирование навыков нахождения проблем текста.

Раздел 6. Опорные (ключевые) слова (5ч). 

Теория.Понятие об опорных (ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы, поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.

Практика. Работа с текстами: поиск ключевых слов.

Раздел 7. Комментарий проблемы (5ч). 

Теория.Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.

Практика. Работа с текстами: создание комментария к проблеме текста.

Раздел 8. Авторская позиция (6ч). 

Теория.Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции.

Практика. Работа с текстами: выявление авторской позиции.

Раздел 9. Композиция текста (10ч). 

Теория.Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.

Практика. Анализ текстов разных стилей, совершенствование навыков построения текста.

Раздел 10. Синтаксис текста (2ч). 

Теория.Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста.

Практика. Работа с текстами: определение способов связи предложений в тексте. Совершенствование навыков находить микротемы, делить текст на абзацы.

Раздел 11. Лексические средства связи (7ч). 

Теория.Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте. Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика.

Практика. Анализ и редактирование собственных текстов.

Раздел 12. Уроки развития речи (9ч). 

Теория.Повторение и закрепление изученного.

Практика. Составление текстов разных стилей и типов речи с последующим анализом и редактированием.

Цели программы

Цель программы – развитие творческих способностей учащихся, формирование, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика посредством работы с текстами.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы:

к окончанию программы учащийся будет обладать следующими компетенциями:

-                     уметь анализировать художественное произведение в контексте сюжетно-композиционного единства;

-                     видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-                     определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

-                     давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;

-                     выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, уметь выполнять письменные творческие работы различных жанров;

-                     знать основные литературные направления, роды, жанры;

-                     владеть различными видами речевой деятельности.

Будут сформированы  личностные качества:

-                     самостоятельность в выполнении практических заданий путём активизации мыслительной деятельности в ходе продумывания проблемы и идеи текста;

-                     уважительное отношение к литературному наследию страны;

-                     самоконтроль, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, аккуратность и настойчивость в достижении цели, ответственность, добросовестность;

-                     культура общения, коммуникативные навыки, и поведения в обществе;

-                     положительные ценностные установки посредством работы с текстами социальной, экологической, патриотической направленности, социальную активность учащихся через участие в олимпиадах и конкурсах;

-                     патриотические чувства и гражданское самосознание.

Проверка ожидаемых результатов проводится методом педагогического анализа результата самостоятельно выполненных участниками программы работ (для выявления практических знаний, навыков, и умений) и тестам (для выявления качества знаний по теории литературы) с использованием критериев оценки конкретных показателей и по результатам конкурсов сторонних организаций.

Особые условия проведения

нет особых условий

Материально-техническая база

Помещение, отводимое для занятий должно отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям.

Кабинет должен быть оснащен необходимыми техническими средствами обучения. Для реализации образовательного процесса учителю необходимо иметь художественные тексты, образцы сочинений, дидактический материал по программе, учебно-наглядный материал по теме. Для достижения высоких результатов обучения необходима также организация рабочего места учащегося: продублировать материалы по программе на каждого учащегося.