Занимательная химия

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – естественнонаучная.

В рабочей программе кружка «Занимательная химия» представлены сведения, позволяющие осознать процессы в окружающем мире, информация о необычных свойствах известных веществ, химический практикум. В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Курс направлен на расширение кругозора учащихся. Его содержание не углубляет знания ученика, а расширяет их, объединяя научные знания с «обыденными», приобретенными в повседневной жизни, как бы поднимая личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень. Материал курса также может быть использован для предпрофильной подготовки подростков.

Курс рассчитан на 72 часа (2 раза в неделю). Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 45 мин. Кроме занятий, проводимых по учебному плану, практикуется участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах.

Актуальность: программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности и безопасного использования веществ в повседневной жизни.

Практическая значимость:  подготовка будущих исследователей, приобретение опыта творческой деятельности учащихся.

Новизна: программа сосредотачивает основное внимание на комбинации теории и экспериментальной работы, а это, прежде всего работа с веществами, сознательное осуществление химических процессов.

Адресат программы, обучающиеся 14-17 лет, желающие заниматься химией, проявляющие интерес к данной науке. Главная особенность детей в этом возрасте: они начинают считать себя взрослыми, постоянно пытаются доказать это окружающим. Активно проявляется интерес к противоположному полу. Достаточно общительны, начинают отстаивать свою точку зрения. Порой любят больше говорить, чем делать. У человека в таком возрасте обо всем есть свое мнение, поэтому дети хотят, чтобы их пожелания, мнения, доводы учитывались в процессе совместной работы. В этот период большое значение приобретает ценностно-ориентированная активность.

преподаватели

Крайнева Ирина Николаевна

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строе­ние атома (6часов).

Строение атома. Ядро. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Радиусы атомов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева с точки зрения теории строения атома; физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы (для элементов главных подгрупп). Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах периодической системы. Амфотерность. Характеристика химического элемента с точки зрения строения атома и нахождения в ПС. S-,p-,d-,f-элементы. Строение атомов элементов больших периодов. Лантаноиды. Актиноиды.

Л/Р «Получение гидроксида цинка и изучение его свойств».

Тема 2. ТЭД (6 часов).

Удивительные свойства воды. История развития бытовой химии. Теория электролитической диссоциации веществ. Основные положения ТЭД. Уравнения электролитической диссоциации. Степень э.д. Сильные, слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Качественные реакции на ионы.

Практическая ра­бота «Распознавание веществ»

Тема 3. Строение вещества (4 часа).

Химическая связь, ее виды. Валентность и степень окисления. Ковалентная химическая связь: полярная, не­полярная, механизмы ее образования. Ионная химическая связь. Металлическая химическая связь, ее особен­ности. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Свойства веществ с различным типом кристаллических решеток. Различные формы существования веществ. Аллотропия.

Тема 4. Свойства неорганических веществ (10 часов).

Классификация неорганических соединений. Химические свойства простых веществ – металлов и неметал­лов. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей. Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Амфотерность. Металлы, их важнейшие соединения. Металлы побочных подгрупп: медь, железо, хром, марганец и их соединения. Общая характеристика неметаллов и их соединений: оксидов, кислот. Генетическая связь между различными классами неорганических соединений. Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе. Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания  материалов для письма: папирус, пергамент, бумага. Графитовые карандаши, чернила, краски.

Л/р «Качественные реакции на ионы», «Жесткость воды и способы ее устранения в домашних условиях. Удаление накипи», «Выращивание кристаллов солей. Рассмотрение кристаллов солей с помощью лупы»

Тема 5. Химические реакции, закономерности их протекания (6 часов).

Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. Окисли­тельно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. Метод «электронного баланса». Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Л/р «Электролиз раствора хлорида меди (II) на инертных электродах», «Взаимодействие оксида углерода (IV) с гашеной известью в раствор», «Обнаружение карбонатов в горных породах», «Определение рН почвенной вытяжки, растворов кислот, щелочей».

Тема 6. Представления об органических веществах (15 часов).

Состав, строение  классов углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов. Их общие физические и химические свойства, применение углеводородов. Состав и строение спиртов (метанола, этанола, глице­рина), альдегидов, карбоновых кислот (уксусной и стеариновой), сложных эфиров. Их характерные химические свойства. Углеводы. Азотсодержащие ОВ. Генетическая связь между классами органических соединений.

Л/р «Получение этилена, изучение его свойств»

Тема 7. Правила работы в химической лаборатории (5 часов).

Обобщение знаний учащихся по технике безопасности в химической лаборатории. Систематизация правил для учащихся по обращению с различными веществами и химическим оборудованием. Химическое загрязнение окружающей среды. Промышленное получение веществ. Полимеры.

Тема 8. Решение расчетных задач (13 часов).

Расчеты по химической формуле. Моль. Относительная плотность газов. Массовые доли элемента в веществе. Нахождение химической формулы. Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода продукта. Тепловой эффект химической реакции. Понятие термохимического урав­нения и его отличие от обычного. Расчеты по термохимическим реакциям. Вывод термохимических уравне­ний. Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятия массовая доля растворенного вещества в растворе. Решение задач на избыток-недостаток. Решение комбинированных задач.

 

Тема 9. Практическое применение полученных знаний при отработке навыков тестирования и работы с веществами и приборами (7 часов).

 

Цели программы

Цель курса: повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширение кругозора школьников, общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении личности, познавательной активности, развитие интеллектуального и творческого потенциала, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования

Результат программы

Результаты воспитания личности обучающегося (личностные результаты):

Обучающийся сможет:

·     самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

·     соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

·     оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения.

·     владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Результаты развития воспитанника (метапредметные результаты):

Обучающийся сможет:

·     организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

·     осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.

·     развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Результаты обучения воспитанника (предметные результаты) в развитии умений и навыков, формируемых курсом:

·     знать способы очистки веществ в домашних условиях, наиболее часто используемые строительные материалы в домашних условиях;

·     знать правила ТБ при работе с веществами, используемыми в быту – СМС, чистящие средства, пятновыводители, клеи, используемые дома;

·     знать примеры горных пород и минералов;  

·     различать химические и физические явления;

·     определять валентность атома элемента в соединениях;

·     определять тип химических реакций;

·     называть признаки и условия протекания химических реакций;

·     выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

·     составлять формулы бинарных соединений;

·     составлять уравнения химических реакций;

·     соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

·     пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

·     вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

·     вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

·     вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

·     характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

·     распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ;

·     раскрывать смысл закона Авогадро;

·     вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

·     называть соединения изученных классов неорганических веществ;

·     характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

·     составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

·     распознавать опытным путем растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

·     характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

·     объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

·     характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

·     определять вид химической связи в неорганических соединениях;

 

Особые условия проведения

Программа сосредотачивает основное внимание на комбинации теории и экспериментальной работы, а это, прежде всего работа с веществами, сознательное осуществление химических процессов.

Материально-техническая база

1.Печатные пособия.

Таблицы:

1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

2.  Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

3.  Портреты ученых.

4.  Электрохимический ряд напряжения металлов.

2.Информационно-коммуникационные средства.

1)    Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8 класс. М.: Просвещение - Медиа, 2010.

2)    Учебное электронное издание Химия. (8-11 классы). Виртуальная лаборатория, 2004 год, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ.

3)    Образовательная коллекция. Самоучитель. Химия для всех- XXI. Решение задач; Калужский ГПУ им. Циолковского, 2004 год.

3.Технические средства обучения:

1. компьютер мультимедийный;

2. мультимедийный проектор;

3. ноутбуки.

4.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1. Приборы, приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ (штативы с пробирками, колбы, мерный цилиндр, фильтровальная бумага, химические стаканы, спиртовки, стеклянные палочки, фарфоровые чашки, спички, газоотводные трубки, лабораторные штативы, лучины, воронки, индикаторы); прибор для работы с газами.

2. Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул простых и сложных веществ.

3. Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.

4.  Коллекции, натуральные объекты.