Вокруг света

Актуальность изучения данного материала, лежащего на стыке социально -

экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования. География занимается глобальными проблемами, в том числе, подчиняемым экономическим законам. Размещение экономики и общества в современном мире отражает результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход помогает каждому школьнику выстроить знания о современном мире в структурную схему, понять пространственную логику развития экономики и выявить место человека в ней. Программе есть темы, которые направлены на углубление и расширение географических знаний обучающихся, формирование  интереса  к предмету география, решение творческих задач по географии, подготовки к ОГЭ, к участию в олимпиадах. 

Педагоги

Колядина-Мецкер Эльвира Юрьевна

Содержание программы

Раздел 1. Введение – 4 ч.

Тема 1.1. Специфика занятий и общие требования.

Тема 1.2. Топонимический словарь.

 

Тема 1.3. Компас Адрианова.

 

Тема 1.4. Практикум.

Раздел 2. Удивительное разнообразие природы Земли – 4 ч.

Тема 2.1. Описываем свойства минералов и определяем их твердость.

Тема 2.2. Солнечная энергия.

Тема 2.3. Практикум.

Тема 2.4. Упрощенный профиль морского дна.

Раздел 3. Природа материков. Рекорды планеты. – 4 ч.

Тема 3.1. Эверест.

 

Тема 3.2. Мертвое море.

 

Тема 3.3. Река Амазонка.

 

Тема 3.4. Болота Бразилии.

Раздел 4. Географические открытия Древнего мира – 8 ч.

Тема 4.1. Мир древних цивилизаций.

Тема 4.2. Роль античных географов в истории открытий. 

 

Тема 4.3. Повелители морей.

Тема 4.4. Практикум: «Древние карты».

Тема 4.5. Пифей.

Тема 4.6. Практикум: «Храбрый мореход».

Тема 4.7. Географические результаты походов.

 

Тема 4.8. Практикум: «Шар или диск?».

Раздел 5. Средние века. Предпосылки к открытию Нового Света – 4 ч.

Тема 5.1. Пути и набеги норманнов.

В заключение о Норманнах

Тема 5.2. Практикум: «Европейские походы».

Тема 5.3. Плавание норманнов.

 

Тема 5.4. Практикум: «Кораблестроение».

Раздел 6. Раннее новое время – 2 ч.

Тема 6.1. Путешествие Марко Поло.

Тема 6.2. Практикум: «Европейцы на Шелковом пути».

Тема 7. Великие географические открытия – 5 ч.

Тема 7.1. Четыре экспедиции Колумба.

Тема 7.2. Америго Веспуччи.

 

Тема 7.3. Практикум: «Буссоль и компас».

Тема 7.4. Поход Ермака Тимофеевича.

Тема 7.5. Практикум: «Поиски Эльдорадо».

Раздел 8.Новое время – 16 ч.

Тема 8.1. Где я хочу побывать в Европе.

 

Тема 8.2. Практикум: «Кроссворд».

Тема 8.3. Государственный Эрмитаж.

 

Тема 8.4. Практикум: «Олимпийские игры в Сочи».

Тема 8.5. Великие озера.

 

Тема 8.6. Практикум: «Долина смерти».

Тема 8.7. Гималаи.

 

Тема 8.8. Практикум: «Нефтегазоносные провинции».

Тема 8.9. Сахара.

 

Тема 8.10. Практикум: «Рекреационные ресурсы Северной Африки».

Тема 8.11. Куба.

Тема 8.12. Практикум: «Леса Амазонии».

Тема 8.13. Континент заповедник.

Тема 8.14. Практикум: «Terra Australis Incognita».

Тема 8.15. Территориальный раздел мира – гонка вооружений.

 

Тема 8.16. Практикум: «Мировой финансовый кризис».

Раздел 9. Развитие социально-экономических отношений – 10 ч.

Тема 9.1 Прогресс в земледелии.

Теория: Национальная экономика как объект мировой экономической системы.

Тема 9.2. Практикум: «Обработка железа в Китае».

Тема 9.3. Модель «Третьего мира».

Тема 9.4. Практикум: «Индикаторы развития».

Тема 9.5. Международный валютный фонд. 

Тема 9.6. История Германии.

 

Тема 9.7. История Японии.

 

Тема 9.8. Практикум: «Монополия».

Тема 9.9. Экономические циклы Кондратьева.

Тема 9.10. Практикум: «Техническое развитие».

Тема 10.  География стран СНГ – 5 ч.

Тема 10.1. Практикум: «Фишбоун».

Практика: Подготовка сообщений

Тема 10.2. Практикум: «Фишбоун».

Практика: Подготовка сообщений

Тема 10.3. Расселение людей на территории ближнего зарубежья. 

Теория: Территориальная организация общества и особенности ее проявления в странах бывшего СССР, создавших новое политическое и экономическое сообщество – Содружество Независимых Государств.

Практика: Работа с атласом.

Тема 10.4. Практикум: «Зигзаг».

Практика: Сбор информации, поиск источников информации.

Тема 10.5. Развитие стран СНГ.

Теория: Развитие экономической и политической истории стран СНГ.

Практика: Социологический опрос.

Раздел 11. Природа России  - 2 ч.

Тема 11.1. Пространство России.

Теория: Особенности физико-географического положения России. Границы России. Административно-территориальное деление РФ.

Тема 11.2. Заповедная Россия.

Теория: Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы.

Практика: Работа по карте. Решение практических задач.

Раздел 12. Защита проектов – 3 ч.

Тема 12.1. Защита проектов.

Теория: Основные понятия проекта.

Практика: Презентация проекта.

Тема 12.2. Защита проектов.

Теория: Основные понятия проекта.

Практика: Презентация проекта.

Тема 12.3. Защита проектов.

Теория: Основные понятия проекта.

Практика: Презентация проекта.

Раздел 13. Итоговое занятие – 1 ч.

Цели программы

Углубление и расширение географических знаний обучающихся, через понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, хозяйства и географического разделения труда.

Результат программы

Содержание данной программы определяет достижение результатов:

готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
проявить высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
проявлять качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
А так же:

- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

- формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Отличительные особенности данной программы. Принципы деятельности.

Особые условия проведения

без особых условий

Материально-техническая база

Ведущие формы и методы обучения

Организация учебно-воспитательного процесса требует для успешной реализации учебной программы использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности и методы обучения индивидуальные; групповые; работа в парах сменного состава. Широко применяется дискуссии, самостоятельная работа, работа с информационными источниками. Ребятам предлагаются творческие и исследовательские задания. Занятия проходят в виде практикумов, самостоятельных работ, ролевых и деловых игр, участие в конкурсах и олимпиадах.

Ведущие технологии обучения

В ходе реализации программы используются следующие технологии обучения: игровые технологии, технология развивающего  обучения, технологии уровневой дифференциации, технология исследовательской деятельности личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Дидактические материалы

Раздаточный материал, инструкционные карты с заданиями и упражнениями.