Видимое-невидимое

Программа «Видимое-невидимое» имеет естественно-научную направленность и ориентирована на активное познание микромира. Программа активно содействует повышению уровня экологической компетенции, решает задачи профессиональной ориентации детей. Программа способствует развитию детской любознательности и познавательного интереса. Особенностью данной программы является то, что она нацелена на развитие научно-исследовательских компетенций, формируя способность и готовность личности результативно применять имеющиеся знания, умения и опыт в процессе решения учебно-познавательных, предметных и метапредметных задач. Для подростка это – первый опыт работы, максимально приближенной к научным исследованиям, возможность ощутить себя «настоящим» учёным, исследователем, открывающим тайны невидимого мира.  

Курс включает теоретические и практические занятия. Каждая тема начинается теоретическим занятием и занимательным уроком. На лабораторных работах ученики ищут ответ на поставленный вопрос с помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос фиксируют в альбомах с помощью биологических рисунков, опорных схем. Основной метод, используемый на занятии: частично-поисковый и исследовательский. Учащимся даётся возможность самим конструировать вопросы для следующих занятий. Заканчивается тема интеллектуальной игрой, которая выполняет не только развивающую, но и диагностическую функцию. Занятия моделируются в основном по технологии развития критического мышления и включают три этапа: вызов, осмысление, рефлексия.

преподаватели

Титкин Григорий Иванович, учитель биологии высшей квалификации, кандидат наук

Содержание программы

  1. Вводное занятие: Цели и задачи, план работы кружка.
  2. Биологическая лаборатория и правила работы в ней: Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
  3. Методы изучения живых организмов: Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
  4. Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».
  5. Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение: Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.
  6. Грибы и бактерии под микроскопом: Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом.
  7. Свойства микроорганизмов: Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом.
  8. Исследовательская работа: Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы.
  9. Польза и вред микроорганизмов: Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.
  10. Подведение итогов работы кружка: Оформление и защита исследовательской работы. Анализ работы.

Цели программы

Создание условий для развития детской любознательности и познавательного интереса; развитие системы представлений, обучающихся о природе и методах её исследования как важного компонента формирования биологически и экологически грамотной личности.

Результат программы

В результате освоения программы «Видимое-невидимое» обучающиеся должны
Знать:
- принципы работы микроскопа и основные методы работы с ним; правила техники безопасности при микроскопировании;
- признаки основных царств живой природы;
- основных представителей царств живой природы;
- значение бактерий, грибов, растений; особенности строения бактерий, грибов, растений.
Уметь:
- правильно и безопасно обращаться с микроскопом, постоянными и временными микропрепаратами, осветительными приборами;
- добывать необходимый микроскопический объект в природе и подготавливать его к микроскопированию;
- изучать строение организма или предмета с использованием микроскопа;
- производить зарисовку изучаемого объекта и с использованием справочной литературы указывать названия его частей, давать его краткую характеристику;
- проводить микроисследования.

К моменту окончания учебного курса каждый обучающийся подготовит: оформленный альбом или тетрадь с материалами, изучавшие на занятиях, в том числе правильно оформленную серию рисунков микропрепаратов; информационный проект «Хочу все знать»; реферативно-исследовательскую работу по тематике программы.

Особые условия проведения

Занятия проводятся в специально отведенном отдельном кабинете. Предполагаются групповые, индивидуальные и коллективные формы организации деятельности. Возможны следующие формы занятий: экскурсионная, поисковая, игровая, исследовательская, проектная, экспериментальная.

Возможность включения в программу детей с ОВЗ: работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материально-техническая база

- Ноутбук, интерактивная доска;
- Цифровой микроскоп, микроскопы;
- Готовые препараты, наборы для изготовления временных препаратов.