Экология планеты

В настоящее время дополнительное экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением.

Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна. Экологическое образование и воспитание сейчас ещё и  веление времени: в результате потребительского отношения к окружающему миру человечество стоит перед лицом экологической катастрофы,  чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением, с  живым интересом изучают  природу родного края, наблюдают за погодой и за сезонными изменениями в природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше мы увидим ее результативность.    Формирование экологического поведения и сознания сказывается на развитии личности ребенка. У детей должна формироваться убежденность в необходимости охраны природы и их личном участии в этом.

Настоящая программа направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа).

преподаватели

Шалабай Анна Александровна

Расписание

Занятия проводятся в соответствии с расписанием.

Содержание программы

1. История взаимоотношений человека и природы (10 ч)

Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпываемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.

2.Экология – наука об окружающий среде. (8 ч.)

Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.

3. Что такое проект и следовательская деятельность. (10 ч.)

Понятие о проблеме. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Источники информации. Правила выбора темы исследования. Отличие цели от задач.  Методы исследования. Анализ и синтез.

4.Экономное потребление: учусь быть взрослым(14ч.)

Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни.

5.Общий дом — общие проблемы (20 ч.)

Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. д. 6.Пропаганда экологических знаний.(10 ч.)

Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Пожары и человек. Дом, в котором мы живем

Цели программы

Формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.

Результат программы

 

Предметные (образовательные) результаты:

Сформировать экологические понятия.

Сформировать понятие исследовательской деятельности.

Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

Прививать любовь к  природе, родному краю,  Родине

Сформировать умение критически мыслить.

Раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура.

Обеспечивать  уход за растениями в учебном кабинете.

Прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду.

Смоделировать экологическую ситуацию.

Приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды.

         Личностные образовательные результаты:

Аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде.

Взаимодействовать в группах.

Находить необходимую информацию на различных носителях.

Демонстрировать результаты своей работы.

Соблюдать правила поведения на природе.

Называть предмет изучения науки экологии.

Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».

Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей

живого с    окружающей средой.

      Метапредметные образовательные результаты:

Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.

Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).

В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.

Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Ноутбук или стационарный компьютер.

Школьная био-экологическая лаборатория.

 

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДО