Художественное чтение

Программа «Художественное чтение» составлена на основе пособия по выразительному чтению Горбушиной Л.А. и Николаичевой А.П. и программ по сценическому искусству.

Занятие детей и подростков художественным чтением не потеряло своей актуальности в современном мире.

 

Человека, исполняющего произведение художественной литературы со сцены, принято называть чтецом. Чтец всегда выполняет функцию рассказчика, повествователя, который несколько дистанцирован от действующих лиц и событий, всегда способен оценить их, выразить свое отношение к ним.

 Через индивидуальный подход к конкретному ребенку реализуется задача развития одаренных и талантливых детей. Во внимание берутся и уже присущие ребенку способности и те, которые могут проявиться в результате занятия по данной программе.

 

Работа с русской классической литературой дает возможность соприкоснуться с лучшими образцами языковой культуры, воспитывает художественный вкус, развивает умение доносить мысль автора до слушателя, а также способствует творческому самовыражению.

 

Воспитание и постановка правильного речевого голоса – это выявление всех лучших качеств, свойственных голосу данного ребенка, подростка, и привитие соответствующих навыков до тех пор, пока голос не приобретет необходимые профессиональные качества.

     В процессе обучения по данной программе дети не только развивают собственные способности в исполнительском чтецком искусстве, они также получают навыки, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни. С возрастанием требований к профессиональной деятельности человека вопрос о постановке голоса, об улучшении его профессиональных качеств имеет большое значение.

преподаватели

Губина Антонина Антоновна

Содержание программы

Содержание

Вводное занятие

Тема 1. Техника речи: дыхание, голос, дикция

Дыхание

Производное, непроизводное

Положение при дыхании

Практические умения

Научить правильно дышать

Держать правильное дыхание при чтении текстов

Голос

Органы, участвующие в образовании речи

Понятие тембра, высоты, мелодики речи

Звонкость и собранность звука

Благозвучность, слышимость на расстоянии (полётность)

Движение голоса: подъёмы и падения

Длительность звука

Смена длительности

Выражение голосом различного настроения

Практические умения

Учить пользоваться своим голосом, добирать звук, дыхание

Учить выдерживать паузы

Дикция

Артикуляция звуков

Фонетика

Исправления при произношении (работа с зеркалом)

Произношение гласных и согласных

Уметь правильно произносить звуки

Практические умения

Учить работать над правильностью собственной речи

Тема 2. Литературное произношение и ударение

Основные правила русской орфоэпии

Произношение отдельных грамматических форм

Практические умения

Уметь правильно ставить ударение в слове, в словах с предлогами

Уметь правильно ставить ударение в сложных словах

Уметь правильно произносить согласные в середине слова

Уметь правильно произносить мягкие согласные, произносить и (s) в начале слова

Тема 3. Интонация и её компоненты

Понятие об интонации

Ударение - компонент интонации

Пауза

Темп

Ритм

Мелодика речи

Тембр

Ударение - компонент интонации

Фразовые и логические ударения, эмфатическое ударение (усиление эмоциональной насышенности речи - долгота гласного звука)

Речевые такты (фразы)

Членение на интонационно - смысловые отрезки

Логическое ударение

Правила логического ударения

Практические умения

Учить разделять текст на логически - смысловые отрезки

Уметь правильно расставить логическое ударение

Знать правила логического ударения, уметь правильно ставить логические ударения

Пауза, темп, ритм

Логическая пауза, психологическая пауза

Темп речи - быстрый, медленный, плавный, прерывистый

Практические умения

Учить анализировать текст: расставлять паузы в тексте, выдерживать паузы, произносить текст в различных ритмах, темпе, варьировать темп

Уметь подготовить текст к произношению

Звуковая структура произносимых слов

Мелодические формы:

полная форма

Нисходящая форма

Восходящая форма

Монотонная

Конечные фразы:

Повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные

Предупредительные

Перечислительные

Мелодика неконченых фраз

Однородные члены

Знаки препинания

Практические умения

Учить произносить фразы любых типов предложения (повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные)

Уметь произносить фразы с однородными членами

Уметь понимать авторские знаки препинания и их значения в произношении

Тема 4. Подготовка текста для произношения вслух (10 часов)

Что такое тема, содержание, настроение произведения

Практические умения

Научить определять тему произведения, предавать содержание, чувствовать и передавать настроение

Тембр

Средства выразительности речи

Эмоциональная окраска

Практические умения

Научить пользоваться своим голосом, определять нужную окраску при передаче содержания текста

Тема 5 Движение на сцене (9 часов)

Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.

Мимика и жесты в устной речи

Драматические импровизации

Формы движения

Построение движения

Рече-двигательные координации

Этюды, сценические образы

Как вести себя на сцене?

Практические умения

Уметь преодолевать скованность, зажим и страх сцены

Проживать текст, стать тем самым человеком, который рассказывает историю

Уметь сочетать речь с движением

Прекращать и возобновлять движение или речь по сигналу

Уметь находить и осваивать позиции начала и завершения движения

Уметь устанавливать контакт с публикой

Тема 6 Подготовка к выступлению на сцене (20 часов)

Выбор произведения

Первое прочтение текста. Анализ произведения;

Дикция. Интонация.

Логические и эмоциональные паузы.

Выразительные средства языка в тексте.

Вхождение в образ.

Мимика. Жесты

Интонационная выразительность речи.

Соответствие жестов и действий прочитанному

Умение держаться на сцене

 

 

Цели программы

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством обучения художественному чтению произведений различных жанров и выступлению с ними на сцене.

Результат программы

Данная программа предполагает достижение результатов по уровням.

1 уровень

Приобретение школьниками знаний о речевом аппарате, культуре речи о нормах общепринятого литературного произношения, о физиологическом и речевом дыхании. Усвоение понятий тембра, темпа, высоты, полётности, мелодики речи, артикуляции звуков, значении ударения в слове, фразе. Знать правила орфоэпии, иметь понятие об интонации и её компонентах. Иметь понятие о логическом ударении. Определять тему, идею, образные средства, средства выразительности.

2 уровень

Уметь правильно выразительно интонировать текст, уметь выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей. Уметь регулировать громкость речи, темп речи, выдерживать паузы, вычленять эмоциональную сторону звучания; чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти. Уметь создать четкую, выразительную форму в процессе исполнения. Знать и использовать четкую артикуляцию звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз. Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений.

3 уровень

Овладение способами использования логических и интонационных пауз, ударения, мимикой и жестами. Уметь точно и выразительно передавать мысли автора. Создавать сценический образ через пластику тела. Выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений. Уметь находить и осваивать позиции начала и завершения движения, определяющих степень ясности выражения эмоции или мысли актера-персонажа. Уметь устанавливать контакт с публикой, ориентироваться в пространстве ширмы, сцены. Уметь эмоционально воздействовать на слушателя.

Данная программа предполагает достижение результатов обучающимися 3 -го уровня, так как в процессе работы ребята не только узнают о тембре, темпе, высоте, полётности и мелодике речи, но и обучаются использовать данные голоса для выразительности передачи авторского текста слушателю. Овладевают способами использования логических и интонационных пауз, ударения, мимики и жестов. Умеют точно и выразительно передавать мысли автора. Создавать сценический образ через пластику тела. Умеют эмоционально воздействовать на слушателя.

 

Особые условия проведения

Программа рассчитана на 72 часа, режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа.

Программа рассчитана для обучающихся 7-11 классов, для которых подбирается репертуар. При этом учитывается, что способна воспринять данная группа обучающихся, учитывается выбор и желание.

Материально-техническая база

Актовый зал школы