- Главная
- Направления
- Художественная
- Литературное творчество
- Художественное чтение
Рекомендуем посмотреть
Художественное чтение
Программа «Художественное чтение» составлена на основе пособия по выразительному чтению Горбушиной Л.А. и Николаичевой А.П. и программ по сценическому искусству.
Занятие детей и подростков художественным чтением не потеряло своей актуальности в современном мире.
Человека, исполняющего произведение художественной литературы со сцены, принято называть чтецом. Чтец всегда выполняет функцию рассказчика, повествователя, который несколько дистанцирован от действующих лиц и событий, всегда способен оценить их, выразить свое отношение к ним.
Через индивидуальный подход к конкретному ребенку реализуется задача развития одаренных и талантливых детей. Во внимание берутся и уже присущие ребенку способности и те, которые могут проявиться в результате занятия по данной программе.
Работа с русской классической литературой дает возможность соприкоснуться с лучшими образцами языковой культуры, воспитывает художественный вкус, развивает умение доносить мысль автора до слушателя, а также способствует творческому самовыражению.
Воспитание и постановка правильного речевого голоса – это выявление всех лучших качеств, свойственных голосу данного ребенка, подростка, и привитие соответствующих навыков до тех пор, пока голос не приобретет необходимые профессиональные качества.
В процессе обучения по данной программе дети не только развивают собственные способности в исполнительском чтецком искусстве, они также получают навыки, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни. С возрастанием требований к профессиональной деятельности человека вопрос о постановке голоса, об улучшении его профессиональных качеств имеет большое значение.
преподаватели
Губина Антонина Антоновна
Содержание программы
Содержание
Вводное занятие
Тема 1. Техника речи: дыхание, голос, дикция
Дыхание
Производное, непроизводное
Положение при дыхании
Практические умения
Научить правильно дышать
Держать правильное дыхание при чтении текстов
Голос
Органы, участвующие в образовании речи
Понятие тембра, высоты, мелодики речи
Звонкость и собранность звука
Благозвучность, слышимость на расстоянии (полётность)
Движение голоса: подъёмы и падения
Длительность звука
Смена длительности
Выражение голосом различного настроения
Практические умения
Учить пользоваться своим голосом, добирать звук, дыхание
Учить выдерживать паузы
Дикция
Артикуляция звуков
Фонетика
Исправления при произношении (работа с зеркалом)
Произношение гласных и согласных
Уметь правильно произносить звуки
Практические умения
Учить работать над правильностью собственной речи
Тема 2. Литературное произношение и ударение
Основные правила русской орфоэпии
Произношение отдельных грамматических форм
Практические умения
Уметь правильно ставить ударение в слове, в словах с предлогами
Уметь правильно ставить ударение в сложных словах
Уметь правильно произносить согласные в середине слова
Уметь правильно произносить мягкие согласные, произносить и (s) в начале слова
Тема 3. Интонация и её компоненты
Понятие об интонации
Ударение - компонент интонации
Пауза
Темп
Ритм
Мелодика речи
Тембр
Ударение - компонент интонации
Фразовые и логические ударения, эмфатическое ударение (усиление эмоциональной насышенности речи - долгота гласного звука)
Речевые такты (фразы)
Членение на интонационно - смысловые отрезки
Логическое ударение
Правила логического ударения
Практические умения
Учить разделять текст на логически - смысловые отрезки
Уметь правильно расставить логическое ударение
Знать правила логического ударения, уметь правильно ставить логические ударения
Пауза, темп, ритм
Логическая пауза, психологическая пауза
Темп речи - быстрый, медленный, плавный, прерывистый
Практические умения
Учить анализировать текст: расставлять паузы в тексте, выдерживать паузы, произносить текст в различных ритмах, темпе, варьировать темп
Уметь подготовить текст к произношению
Звуковая структура произносимых слов
Мелодические формы:
полная форма
Нисходящая форма
Восходящая форма
Монотонная
Конечные фразы:
Повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные
Предупредительные
Перечислительные
Мелодика неконченых фраз
Однородные члены
Знаки препинания
Практические умения
Учить произносить фразы любых типов предложения (повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные)
Уметь произносить фразы с однородными членами
Уметь понимать авторские знаки препинания и их значения в произношении
Тема 4. Подготовка текста для произношения вслух (10 часов)
Что такое тема, содержание, настроение произведения
Практические умения
Научить определять тему произведения, предавать содержание, чувствовать и передавать настроение
Тембр
Средства выразительности речи
Эмоциональная окраска
Практические умения
Научить пользоваться своим голосом, определять нужную окраску при передаче содержания текста
Тема 5 Движение на сцене (9 часов)
Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.
Мимика и жесты в устной речи
Драматические импровизации
Формы движения
Построение движения
Рече-двигательные координации
Этюды, сценические образы
Как вести себя на сцене?
Практические умения
Уметь преодолевать скованность, зажим и страх сцены
Проживать текст, стать тем самым человеком, который рассказывает историю
Уметь сочетать речь с движением
Прекращать и возобновлять движение или речь по сигналу
Уметь находить и осваивать позиции начала и завершения движения
Уметь устанавливать контакт с публикой
Тема 6 Подготовка к выступлению на сцене (20 часов)
Выбор произведения
Первое прочтение текста. Анализ произведения;
Дикция. Интонация.
Логические и эмоциональные паузы.
Выразительные средства языка в тексте.
Вхождение в образ.
Мимика. Жесты
Интонационная выразительность речи.
Соответствие жестов и действий прочитанному
Умение держаться на сцене
Цели программы
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством обучения художественному чтению произведений различных жанров и выступлению с ними на сцене.
Результат программы
Данная программа предполагает достижение результатов по уровням.
1 уровень
Приобретение школьниками знаний о речевом аппарате, культуре речи о нормах общепринятого литературного произношения, о физиологическом и речевом дыхании. Усвоение понятий тембра, темпа, высоты, полётности, мелодики речи, артикуляции звуков, значении ударения в слове, фразе. Знать правила орфоэпии, иметь понятие об интонации и её компонентах. Иметь понятие о логическом ударении. Определять тему, идею, образные средства, средства выразительности.
2 уровень
Уметь правильно выразительно интонировать текст, уметь выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей. Уметь регулировать громкость речи, темп речи, выдерживать паузы, вычленять эмоциональную сторону звучания; чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти. Уметь создать четкую, выразительную форму в процессе исполнения. Знать и использовать четкую артикуляцию звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз. Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений.
3 уровень
Овладение способами использования логических и интонационных пауз, ударения, мимикой и жестами. Уметь точно и выразительно передавать мысли автора. Создавать сценический образ через пластику тела. Выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений. Уметь находить и осваивать позиции начала и завершения движения, определяющих степень ясности выражения эмоции или мысли актера-персонажа. Уметь устанавливать контакт с публикой, ориентироваться в пространстве ширмы, сцены. Уметь эмоционально воздействовать на слушателя.
Данная программа предполагает достижение результатов обучающимися 3 -го уровня, так как в процессе работы ребята не только узнают о тембре, темпе, высоте, полётности и мелодике речи, но и обучаются использовать данные голоса для выразительности передачи авторского текста слушателю. Овладевают способами использования логических и интонационных пауз, ударения, мимики и жестов. Умеют точно и выразительно передавать мысли автора. Создавать сценический образ через пластику тела. Умеют эмоционально воздействовать на слушателя.
Особые условия проведения
Программа рассчитана на 72 часа, режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа.
Программа рассчитана для обучающихся 7-11 классов, для которых подбирается репертуар. При этом учитывается, что способна воспринять данная группа обучающихся, учитывается выбор и желание.
Материально-техническая база
Актовый зал школы