Занимательная физика

Программа  «Занимательная физика» имеет межпредметную связь с естественнонаучными учебными предметами, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения учеников Лицея.

Помимо развития у обучающихся интереса к предмету, программа курса «Занимательная физика» способствуют формированию навыков самостоятельного мышления, поиска и обобщения информации, рассуждения, ведения диалога и дискуссии, а также развитию мотивации к изучению естественных наук. Программа направлена на знакомство обучающихся с основными разделами физики как науки, физическими явлениями и причинно-следственными связями между ними. Комбинирование различных форматов обучения в сочетании с более гибким (по сравнению с общеобразовательной школой) подходом к организации образовательного процесса, служит повышению заинтересованности и мотивации обучающихся при усвоении материала курса. Прохождения курса дополнительного образования «Занимательная физика» сопровождается большим количеством видеоуроков и активной экскурсионной программой.

Педагоги

Сидоренко Богдан Юрьевич, педагог-организатор

Содержание программы

1. Введение

  • Естественно-научный метод познания.
  • Эксперимент и теория в процессе познания природы. 
  • Физическая величина.

2. Механика

  • Механическое движение.
  • Равномерное движение по окружности.
  • Законы механики Ньютона.
  • Силы в механике.
  • Законы сохранения в механике.

3. Молекулярная физика. Термодинамика

  • Основы молекулярно-кинетической теории.
  • Характеристики молекул и системы молекул.
  • Идеальный газ.
  • Температура и ее измерение.
  • Внутренняя энергия.
  • Теплопередача.
  • Законы термодинамики.
  • Свойства пара, жидкости и твердых тел.

4. Электродинамика

  • Электрические заряды и их свойства.
  • Электрическое поле.
  • Проводники и диэлектрики
  • Конденсаторы
  • Электрический ток в металлах.
  • Электрический ток в газах и вакууме.
  • Магнитное поле.

5. Колебания и волны

  • Механические колебания.
  • Резонанс.
  • Упругие волны.
  • Свободные электромагнитные колебания.

5. Оптика

  • Корпускулярно-волновая природа света.
  • Законы геометрической оптики.
  • Линзы.
  • Дисперсия света.
  • Шкала электромагнитного излучения.

6. Основы специальной теории относительности

  • Постулаты Эйнштейна.

7. Элементы квантовой физики

  • Строение атома.
  • Радиоактивность.
  • Строение атомного ядра.
  • Деление тяжелых ядер.
  • Элементарные частицы.

8.Обобщающий урок

  • Подведение итогов.

9. Прохождение курса сопровождается активной экскурсионной программой
 

Цели программы

  • знакомство с основными разделами физики как науки;
  • повышение мотивации к изучению естественных наук;
  • развитие самостоятельного мышления, поиска и обобщения информации;
  • расширение кругозора учащихся младшего и среднего звена.

Результат программы

Метапредметные результаты:

Познавательные

-       умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

-       умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

-       использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

Регулятивные

-       использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

-       умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

Коммуникативные

-       умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

 

Предметные результаты:

-       сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

-       владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии символики;

-       владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

-       умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

-       сформированность умения решать физические задачи;

-       сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

-       сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Особые условия проведения

Для прохождения программы не требуется специальных знаний и навыков. Основное условие, это желание учиться, узнавать новое, познавать мир вокруг себя. Интерес к естественным наукам.

Материально-техническая база

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лабораторного оборудования.

Технические средства обучения: Компьютер, проектор, экран.

Лабораторное оборудование:

1. Комплект «Лабораторные работы по механике для средней школы».

2. Набор для опытов «Механика Галилео. 60 занимательных опытов в домашней лаборатории». Научные развлечения.

3. Набор для опытов «Свет и цвет. 100 красочных экспериментов». Научные развлечения.

4. Набор для опытов «Язык дельфинов. 80 опытов с ультразвуком в домашней лаборатории». Научные развлечения.