" Школа безопасности и туризм"

Программа «Школа безопасности», в основу которой легла идеология Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», призвана обогатить объем знаний, умений и навыков детей в вопросах выживания в экстремальных условиях, само- и взаимопомощи, популяризовать здоровый и безопасный образ жизни, способствовать их личностному росту и обретению социальной позиции и социальной защиты. Обучение навыкам выживания в окружающей среде, оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, что ставит ее в ряд наиболее эффективных средств комплексного воспитания подрастающего поколения. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в походах, экстремальных ситуациях, соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию и соревнованиях образовательных учреждений «Школы безопасности» разных уровней

Педагоги

Чалых Борис Викторович учитель ОБЖ высшей категори. Руководитель турклуба " СОВА" с 2000г. Прошел профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования  Спортивный туризм.

Расписание

понедельник, среда, суббота с 17:30 продолжительность занятий 3 часа, два перерыва по 10 минут.

 Все походы и экскурсии в сетку часов не входят, для них составляются отдельный план и карта маршрута

Содержание программы

- организация экскурсий, походов;
- изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края; 
- участие в соревновании по программе «Школа безопасности», в соревнованиях по туристскому многоборью, в соревнованиях по различным видам туризма;
- тренировки и практические занятия на местности, в тренажерных залах, на специально оборудованных полосах препятствий;
- соревнования, полевые лагеря и лагерные сборы;
- игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;
- творческие мастерские.

Программа предусматривает выездные  и пешие походы по историческим местам, по местам отдыха с целью опознавания, тренировки и наведения порядка на территории памятников, в пути следования и местах отдыха. При использовании современных  технологий имеется  возможность использования сети Интернет для  знакомства с другими клубами по  краю, для встреч, совместных походов, отдыха и соревнований. После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение  категорийного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и

Содержание программы 1-го года обучения

1. Туристская подготовка

1.1 Туристские путешествия, история развития туризма

1.3 Туристское снаряжение.

1.4 Организация туристского быта.

1.5 Подготовка к походу, путешествию

1.6 Питание в туристском походе       

17. Туристические должности в группе.          

1.8. Знакомство с основными видами спортивного туризма

1.9 Правила движения в походе, преодоление препятствий.

1.10Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

1.11 Подведение итогов похода

1.12 Туристские слеты, соревнования, походы, сборы, лагеря.

2.Топография и ориентирование

2.1. Понятие о топографической и спортивной карте

2.2. Условные знаки.

2.3. Ориентирование по горизонту, азимут

12.4. Компас. Работа с компасом

2.5. Измерение расстояний. Способы ориентирования

2.6. Ориентирование по местным предметам, действия в случае потери ориентировки.

3.1. Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

3.2. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи3.3. Экологическое воспитание. Охрана природы и памятников культуры

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

4.2. Походная медицинская аптечка

4.3 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4.4. Приемы транспортировки пострадавшего

5. Психология межличностных отношений. Психологическая подготовка

5.1.Структура, функции и средства общения

5.2.Условия и технологии эффективной коммуникации

5.3.Самовоспитание и достижение жизненных целей

6. Общефизическая подготовка юного туриста.

6.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

6.2. Физическая подготовка

6.3. Движение « Школа безопасности»

    6.4.Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

т.п.         

   Содержание 2-го года  обучения.

1.1.  Туристские путешествия. История развития туризма

1.2. Личное и групповое снаряжение.

1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

1.4. Подготовка к походу, путешествию.

1.5. Подведение итогов туристского путешествия

1.6. Туристские должности в группе

1.7.Питание в туристском походе

1.8. Техника и тактика в туристском походе

1.9. Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях

1.10. Туристские слеты и соревнования.

2. Топография и ориентирование

2.1. Топографическая и спортивная карта

2.2. Компас. Работа с компасом

2.3. Измерение расстояний

2.4. Способы ориентирования

2.5.Ориентирование по местным предметам

 Действия в случае потери ориентировки.

2.6. Соревнования по ориентированию

3. Краеведение.

3.1. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

3.2. Изучение района путешествия

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

4.2.Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений.
4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

 4.4. Приемы транспортировки пострадавшего.

5. Психология межличностных отношений. Психологическая подготовка.

5.1.Структура, функции и средства общения

5.2.Условия и технологии эффективной коммуникации

5.3.Самовоспитание и достижение жизненных целей

6. Общая  физическая подготовка.

6.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии на него физических упражнений

6.2. Общая физическая подготовка

6.3. Движение « Школа безопасности

6.4.Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

                                     

                                Содержание программы  3-го  года обучения.

 

1. Туристская подготовка.

1.1. Личное и групповое туристское снаряжение.

1.2. Организация туристского быта.

1.3. Питание в туристском походе

1.4. Подготовка к походу, путешествию

1.5. Подведение итогов похода

1.6. Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе

1.7. Особенности других видов туризма (по выбору)

2. Топография и ориентирование

2.1. Топографическая и спортивная карта

2.2. Ориентирование в сложных условиях

2.3. Соревнования по ориентированию

3. Краеведение

3.1. Районы родного края, подверженные наибольшей опасности возникновения техногенных, экологических чрезвычайных ситуаций

3.2. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы. Выявление районов нарушения экологического равновесия

4. Первая доврачебная помощь   

4.1. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

5. Психология межличностных отношений. Психологическая подготовка.

5.1.Структура, функции и средства общения

5.2.Условия и технологии эффективной коммуникации

5.3.Самовоспитание и достижение жизненных целей

 

6. Общая и специальная физическая подготовка.

6.1. Организм человека: строение, функции. Система органов. Влияниефизической нагрузки на организм и здоровье человека.

6.2. Общая физическая подготовка

    6.4.Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

 

                                      

                 

                               

Цели программы

 Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальной ситуации, стремления к здоровому образу жизни, совершенствования морально-психологического состояния и физического развития.

Результат программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

 Личностными результатами освоения учащимися содержания программы  являются следующие умения:

- готовность  и способность к саморазвитию и личностному росту;

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского «общества»;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

включают освоенные  универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Освоения учащимися содержания программы  являются следующие умения:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий туризма;

- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

- технически правильно выполнять действия из базовых видов туризма, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

 Предметные результаты включают освоенный  в процессе изучения данного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и отражают:

 - формирование первоначальных представлений о значении туризма для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о  позитивном влиянии туризма на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры...);

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

- выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне;

-характеристику признаков техничного исполнения;

- выполнение технических действий из базовых видов туризма; применение их в игровой и соревновательной деятельности.

 

 

Особые условия проведения

Участниками программы являются дети в возрасте 10-17 лет. Программа предназначена для
работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.  Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.

Материально-техническая база

Информационное обеспечение:

·   Видеозаписи (учебные и познавательные видеоматериалы по пешеходному туризму и спортивному ориентированию)

·  Дидактический материал (плакаты, фотоматериал, наглядное пособие и т.п.)

·   Литература (как для педагога, так и для обучающихся)

·   Доступ к специализированным Интернет-ресурсам

Материально-техническое обеспечение – специальное альпинистское и туристское снаряжение, бивачное оборудование, аудио- и видеоаппаратура.

Спортзал лицея оборудован высотным комплексом для проведения тренировок в области спортивный туризм. Школьный стадион оборудован для проведения тренировок по пожарному спорту.

Система страховочная (грудная обвязка, беседка)-20 шт

Карабин (любой модификации)-100шт

Каска спортивная-25 шт

Основная верёвка, диаметр 10 мм, длина 1000 метров

Спальный мешок-10 шт

Туристский коврик-15 шт

Рюкзак, 60-90 л  -10 шт

Жумар -20шт

Сборка ФСУ -20 шт

Стенд для скалолазания -1 шт

Палатки 3-4х местные -6 шт

Стоимость

бюджет