Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Второклашка» стартового уровня имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа нацелена на создание необходимых условий для самореализации и самоутверждения личности, апробации приобретённых знаний в реальных условиях, на воспитание, развитие и обучение второклассников посредством различных технологий.
Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации ребёнок овладевает необходимыми знаниями, умениями и навыками. Программа ориентирована на гуманистические ценности, партнёрское взаимодействие детей и взрослых, на создание условий для развития личности ребёнка, повышение его уверенности в себе, в своих силах, на его свободное творческое самовыражение.
преподаватели
1. Гончарова Лилия Валерьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
2. Лащенова Ольга Станиславовна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с курсом «Математика с увлечением» и «Математика и конструирование»
Теория: знакомство с детьми, с правилами поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление детей с деятельностью на занятиях.
Практика: игра «Назови 5 имён»
Тема 2. Повторение основных понятий (первичная диагностика).
Теория: сумма, разность, связь между компонентами вычислений. Виды углов.
Практика: решение примеров, построение углов. Выявление уровня развития у детей математических знаний.
Тема 3. Сложение и вычитание в пределах 20. Регулирование дорожного движения.
Теория: сложение и вычитание в пределах 20 с переходом и без перехода через десяток. Виды светофоров.
Практика: работа в тетради – решение примеров и задач, заполнение окошек координатной плоскости на основе заданных фигур.
Тема 4. Повторение геометрического материала.
Теория: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат.
Практика: измерение и сравнение длин отрезков, ломаных. Схема безопасного маршрута в ДДТ г. Можайска.
Тема 5. Уравнения.
Теория: уравнение. Метод подбора неизвестного.
Практика: решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20. Решение уравнений подбором значения неизвестного.
Тема 6. Изготовление изделий в технике оригами.
Теория: техника «Оригами»
Практика: Изготовление изделия «Воздушный змей» из приложения № 4.
Нахождение ошибок – игра «Помоги Незнайке».
Тема 7. Решение задач. Регулирование дорожного движения.
Теория: задачи на увеличение и уменьшение числа, на разностное сравнение.
Практика: работа в тетради – решение примеров и задач. Сборка медведя из деталей конструктора «Танграм».
Тема 8. Треугольник.
Теория: треугольник, соотношение длин его сторон.
Практика: построение треугольника в тетради и с помощью счетных палочек, измерение длин его сторон.
Тема 9. Сложение и вычитание в пределах 20.
Теория: соединение примеров в заданной последовательности ответов.
Практика: решение примеров, задач с выбором вопроса к ней. Определение временных отношений. Рисование по образцу. Выполнение заданий с выбором фигур в соответствии с заданным условием.
Тема 10. Прямоугольник.
Теория: плоская геометрическая фигура прямоугольник.
Практика: Практическая работа «Изготовление модели складного метра».
Тема 11. Сравнение чисел. ПДД, ГАИ-ГИБДД, ЮИД.
Теория: сравнение чисел. Разностное сравнение. Пешеходные переходы. Основные термины и понятия ПДД.
Практика: сравнение чисел с использованием понятий «равенство, неравенство». Обнаружение ошибок в примерах. Выполнение заданий с изменением формы, размера и цвета фигур. Математические игры «Потерянные цифры», «Верно – неверно».
Тема 12. Свойство сторон прямоугольника.
Теория: свойство противоположных сторон прямоугольника.
Практика: вычерчивание прямоугольника и обозначение его буквами. Пешеходные переходы: наземные, подземные, надземные.
Тема 13. Неизвестные компоненты.
Теория: неизвестные компоненты сложения и вычитания.
Практика: решение примеров на сложение и вычитание чисел в пределах 20. Задания с геометрическими фигурами логического характера.
Тема 14. Диагонали прямоугольника.
Теория: диагонали прямоугольника и их свойства. Виды светофоров. Действия пешеходов и водителей
Практика: построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью треугольника.
Тема 15. Числа от 1 до 100.
Теория: числовой ряд. Поразрядное сложение и вычитание. Анализ условия задачи.
Практика: составление примеров по заданному условию. Решение текстовых задач на сложение и вычитание. Сборка фигуры из деталей конструктора «Монгольская игра».
Тема 16. Квадрат.
Теория: квадрат. Диагонали квадрата и их свойства.
Практика: выполнение заданий на построение квадрата, его диагоналей, работа со счетными палочками. Логические задания в тетради.
Тема 17. Обратные задачи.
Теория: обратные задачи на основе схем. Круговые примеры.
Практика: решение задач на нахождение целого. Составление к ним обратных задач на основе схем. Выделение числовых данных, цели задачи, нахождение вопроса. «Игра «Помоги Незнайке» - нахождение ошибок.
Тема 18. Построение прямоугольника.
Теория: прямоугольник, чертежный треугольник.
Практика: построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника.
Цели программы
Обеспечение планируемых результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Результат программы
- личностные результаты—готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки второклассников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты—освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Особые условия проведения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Второклашка» рассчитана на 1 год обучения.
1. Раздел «Математика» – 72 часа
2. Раздел «Английский язык» - 72 часа
Итого за год 144 часа.
Также 24 часа для проведения мероприятий по каникулярному модулю.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Работа с детьми по данной программе проводится в групповой форме. Состав группы постоянный. Наполняемость группы не более 15 человек.
Материально-техническая база
Занятия проводятся в помещениях с хорошим освещением, вентиляцией. Для эффективной организации и проведения занятий по данной общеобразовательной общеразвивающей программе в учебных кабинетах имеется перечень оборудования, инструментов и материалов:
· кабинеты для занятий – 30 кв. м и 25 кв. м;
· тематический раздаточный материал;
· иллюстрации картин (в соответствии с разделом программы);
· настенные доски;
· набор игрушек;
· столы и стулья для учащихся и педагога;
· книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
· доска, мел и маркеры для белой и цветной доски;
· линейка длиной 1м, треугольник для доски;
· учебный комплект на каждого воспитанника – тетрадь, ручка, карандаш, цветные карандаши, линейка, ластики.