Юный лингвист (стартовый уровень)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный лингвист» предполагает углубление и совершенствование знаний учащихся по русскому языку и культуре речи.

Знания и навыки русского языка всегда будут характеризовать человека как высококультурного, эстетически развитого, воспитанного и грамотного, вне зависимости от ситуаций его речевого общения.

Культура речи человека неразрывно связана со всеми сферами его жизнедеятельности, поэтому повышение знаний и навыков по этому предмету необходимо для совершенствования развития человека, его культурного роста, профессиональных достижений и успехов, его качественного и эффективного взаимодействия с другими людьми как в бытовом, так и в официальном стилях общения.

преподаватели

Ковалева Анастасия Олеговна

Содержание программы

Раздел 1. Фонетика

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Звуковая система русского языка.

Теория: вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Звуковая система русского языка.

Практика: упражнения на фонетический разбор слова.

 

Раздел 2. Лексика и фразеология

Тема 2. Лексический анализ слова.  Задание 7 ОГЭ.

Теория: лексическое значение слова. Понятие о многозначных словах.

Практика: упражнения на определение лексического значения слова.

 

Тема 3. Правила дорожного движения.

Теория: история создания и развития транспорта и ПДД. Основные термины.

Практика: игра «Передай по кругу». Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге».

 

Раздел 3. Морфемика и словообразование

Тема 4. Морфемика. Морфемный анализ слова и словообразовательный анализ слова.

Теория: значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова.

Практика: упражнения на морфемный и словообразовательный анализ слова.

 

Тема 5. Дорожные службы.

Теория: служба ГАИ-ГИБДД, инспектор ДПС. Машины «Полиция» и ДПС».

Практика: игра «Третий лишний». Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге».

 

Раздел 4. Морфология и орфография

Тема 6. Орфографический анализ слова. Задание 5 ОГЭ. Правописание корней.

Теория: корень – главная морфема в слове. Однокоренные слова. Понятие о проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Чередующиеся корни. Омонимичные корни.

Практика: упражнения на правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне, чередующихся и омонимичных корней.

 

Тема 7. Правописание приставок, Ы/И после приставок, разделительные Ъ/Ь.

Теория: правописание приставок, Ы/И после приставок, разделительные Ъ/Ь.

Практика: упражнения на правописание приставок, Ы/И после приставок, разделительные Ъ/Ь.

 

Тема 8. Участники дорожного движения.

Теория: водитель, пешеход и пассажир.

Практика: ролевая игра УДД, просмотр мультфильма «Спасик и его друзья».

 

Тема 9. О/Е/Ё после шипящих.

Теория: О/Е/Ё после шипящих.

Практика:  упражнения на правописание О/Е/Ё после шипящих.

 

Тема 10. Части речи. Самостоятельные и служебные.

Теория: части речи. Самостоятельные и служебные.

Практика:  упражнения на определение частей речи.

 

Тема 11. Имя существительное.

Теория: имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Основные способы образования имен существительных. Правила употребления на письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных.

Практика: упражнения на правописание существительных.

 

Тема 12. Имя прилагательное.

Теория: имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Правописание суффиксов прилагательных (кроме -Н-/-НН).

Практика: упражнения на правописание суффиксов прилагательных.

 

Тема 13. Имя числительное.

Теория: имя числительное как часть речи. Общее значение и употребление в речи. Разряды имен числительных по значению.

Практика: упражнения на правописание числительных.

 

 

Цели программы

Повышение, углубление и усовершенствование языковых компетенций, необходимых для успешной социализации ребёнка в новом образовательном пространстве.

Результат программы

Предметные:

ü  знать понятия и правила из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

ü  уметь работать с языковыми единицами;

ü  понимать систему русского языка и процесс его развития,

ü  владеть богатым словарным запасом;

ü  иметь представление о русском языке как государственном языке Российской Федерации,  о значимости языка и речи в жизни людей, о правилах речевого этикета;

ü  адаптироваться к языковой и речевой деятельности.

Метапредметными результатами является сформированность совокупности универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

ü  принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

ü  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

ü  определять наиболее эффективные способы достижения результата;

ü  выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

ü  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

ü  выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

ü  адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

ü  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД

ü  использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет);

ü  пользоваться словарями и справочниками различных типов;

ü  записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);

ü  ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

ü  использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

ü  владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами;

ü  извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

ü  передавать устно или письменно содержание текста;

ü  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

ü  выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

ü  осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД

ü  слушать и слышать собеседника, вести диалог;

ü  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

ü  понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

ü  строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

ü  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 

Личностные результаты:

ü  -сформированность умения учиться в коллективе;

ü  -сформированность чувства коллективизма, взаимовыручки;

ü  -сформированность устойчивого интерес к изучению родного языка.

Особые условия проведения

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный лингвист» рассчитана на один год обучения.

Итого за год – 144 часа, а также проведение занятий по каникулярным модулям – 26 часов.

Форма обучения – очная, очно-заочная. Предусмотрено применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с «Методическими рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Министерства Просвещения РФ от 20.03.2020 г.

 

Работа с детьми по данной программе проводится в групповой форме. Формируются группы детей одного возраста. Состав группы постоянный. Наполняемость группы не более 15 человек.

Материально-техническая база

·       Помещение для занятий в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

·       мебель в соответствии с возрастом;

·       книжные шкафы для хранения литературы и дидактических принадлежностей;

·       тематический раздаточный материал;

·       школьно-письменные принадлежности;

·       канцелярские принадлежности;

·       настенные доски.