"В мир музыки - вместе с нами (ансамблевое пение)"

Значимость программы обусловлена духовно-нравственным воспитанием обучающихся, а также положительным влиянием занятий на состояние их здоровья. В программе большое внимание уделяется здоровьесбережению голоса и укреплению общефизического состояния обучающихся: регулярное использование комплекса упражнений на развитие дыхательной мускулатуры дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой стимулирует иммунитет, оказывает на организм общее укрепляющее действие, помогает в период предстоящих мутационных изменений сохранить и укрепить певческую активность обучающихся.

Программа предполагает повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретённых ранее знаний, умений и навыков у каждого из участников ансамблей. Певческая установка должна стать навыком. Дыхание – ровным, спокойно-активным. Диапазон должен постепенно увеличиваться. Важную роль играет учебно-тренировочный материал и упражнения. Специальное время уделяется и расширению музыкального кругозора участников ансамблей, формированию их слушательской культуры. Это слушание, обсуждение произведений различных жанров и эпох, коллективные посещения концертов, обсуждение радио- и телепередач.

Педагоги

Чеботарева Юлия Владимировна - учитель музыки ГАОУ МО "Химкинский лицей" (высшее музыкальное образование, высшее образование по специальности "Музейное дело", кандидатский минимум по искусствоведению)

Содержание программы

Вокальный ансамбль «Музыкальные миниатюры»

(1-4 классы, возраст обучающихся 7-11 лет)

Раздел 1. Введение (6 часов)
Тема 1. Проверка и анализ музыкальных способностей, отбор кандидатов для обучения
Тема 2. Строение, правила пользования и сбережение голосового аппаратаТема 3. Пение как вид музыкальной деятельности
Раздел 2. Воспитание чувства ритма (12 часов)
Тема 1. Ритмические упражнения
Тема 2. Элементы сценического движения
Раздел 3. Вокально-ансамблевая работа (42 часа)
Тема 1. Воспитание музыкального слуха. Мелодический слух
Тема 2. Воспитание музыкального слуха. Полифонический слух
Тема 3. Воспитание музыкального слуха. Гармонический слух
Тема 4. Слуховое восприятие закономерностей ритма
Тема 5. Основные вокальные навыки
Тема 6. Формирование музыкально-образного мышления
Тема 7. Кантилена (певучий стиль)
Тема 8. Правила произношения гласных, согласных в пении
Тема 9. Артикуляция в пении
Раздел 4. Пение произведений (45 часов)
Тема 1. Разбор текста, мелодической линии по фразам
Тема 2. Работа над средствами музыкальной выразительности
Тема 3. Работа над художественным воплощением образа
Тема 4. Пение с элементами сценического движения
Тема 5. Работа на сцене с микрофонами
Итого: 105

Вокальный ансамбль «Голоса Подмосковья»

(5-8 классы, возраст обучающихся 12-15 лет, мальчики)

Раздел 1. Введение (3 часа)
Тема 1. Анализ ранее приобретённых исполнительских навыков
Тема 2. Строение, правила пользования и сбережение голосового аппарата

Тема 3. Виды, составы, область применения вокальных ансамблей
Раздел 2. Вокально-ансамблевая работа (21 час)
Тема 1. Вокальный ансамбль
Тема 2. Ритмический ансамбль
Тема 3. Динамический ансамбль
Тема 4. Унисонный ансамбль
Тема 5. Строй ансамбля
Тема 6. Роль темпа в создании ансамбля
Тема 7. Нюансы в ансамблевом исполнительстве
Раздел 3. Развитие и закрепление навыка пения (30 часов)
Тема 1. Самоанализ основных вокальных навыков
Тема 2. Навыки эмоциональной выразительности и исполнения
Тема 3. Дикция и орфоэпия в пении
Тема 4. Работа с поэтическим текстом
Тема 5. Основные приемы пения
Тема 6. Эстрадный вокал
Тема 7. Авторская песня
Раздел 4. Подготовка произведений концертного репертуара (51 час)
Тема 1. Разбор текста, мелодической линии по фразам
Тема 2. Выявление и отработка музыкально-слогового ритма песни
Тема 3. Отработка артикуляции
Тема 4. Элементы сценического движения
Тема 5. Работа над средствами музыкальной выразительности
Тема 6. Работа над художественным воплощением образа средствами сценического движения
Тема 7. Работа с микрофонами на сцене
Итого: 105

Вокальный ансамбль «Глория»

(5-8 классы, возраст 12-15 лет, девочки)

Раздел 1. Введение (3 часа)
Тема 1. Анализ ранее приобретённых исполнительских навыков
Тема 2. Строение, правила пользования и сбережение голосового аппарата

Тема 3. Виды, составы, область применения вокальных ансамблей
Раздел 2. Вокально-ансамблевая работа (21 час)
Тема 1. Вокальный ансамбль
Тема 2. Ритмический ансамбль
Тема 3. Динамический ансамбль
Тема 4. Унисонный ансамбль
Тема 5. Строй ансамбля
Тема 6. Роль темпа в создании ансамбля
Тема 7. Нюансы в ансамблевом исполнительстве
Раздел 3. Развитие и закрепление навыка пения (30 часов)
Тема 1. Самоанализ основных вокальных навыков
Тема 2. Навыки эмоциональной выразительности и исполнения
Тема 3. Дикция и орфоэпия в пении
Тема 4. Работа с поэтическим текстом
Тема 5. Основные приемы пения
Тема 6. Эстрадный вокал
Тема 7. Авторская песня
Раздел 4. Подготовка произведений концертного репертуара (51 час)
Тема 1. Разбор текста, мелодической линии по фразам
Тема 2. Выявление и отработка музыкально-слогового ритма песни
Тема 3. Отработка артикуляции
Тема 4. Элементы сценического движения
Тема 5. Работа над средствами музыкальной выразительности
Тема 6. Работа над художественным воплощением образа средствами сценического движения
Тема 7. Работа с микрофонами на сцене
Итого: 105

Цели программы

Программа «В мир музыки – вместе с нами (ансамблевое пение)» призвана обеспечить достижение следующих целей:

выявление и реализация творческих исполнительских возможностей обучающихся во взаимосвязи с их духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства;

оказание помощи обучающимся в подготовке на начальном уровне образования в вокальном ансамбле при разучивании произведений концертного репертуара, в закреплении навыков элементов сценического движения;

обучение универсальному виду музыкальной деятельности, такому как ансамблевое и сольное пение;

формирование музыкально-эстетического вкуса, интереса к пению;

формирование творческой личности, способной реализовать себя и адаптировать в социуме;

формирование общей и певческой культуры, а также высоких моральных, организаторских качеств, физической выносливости и стойкости, любви к Родине, выработки высокого сознания общественного долга.

Результат программы

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

определять на слух лучшие образцы мировой художественной культуры, представляющие различные стили и направления в музыке;

передавать образ исполняемого произведения средствами музыкальной выразительности;

исполнять произведения в ансамбле и сольно с использованием элементов сценических движений;

определять на слух, анализировать, исполнять произведения;

исполнять произведения с элементами сценического воплощения художественного образа;

определять понятия, вести дискуссию по изучаемым темам;

петь учебно-тренировочный материал различными способами звуковедения в соответствии с программными требованиями;

владеть терминологией для определения разных видов интонаций;

выразительно читать стихотворения (тексты песен), передавать в чтении эмоциональное переживание образа;

выразительно исполнять произведения различных стилей и направлений.

Особые условия проведения

Особенности работы с юными вокалистами обусловлены, прежде всего, наличием у обучающихся музыкальных слуховых данных, чувства ритма и желанием дальнейшего развития музыкальных способностей, а также возрастными возможностями в восприятии и воспроизведении музыки.

Материально-техническая база

Актовый зал, микрофон, колонки, звуковая аппаратура, ноутбук, фортепиано, синтезатор, ноты, дополнительная музыкальная литература, аудио-видео материалы.