Спортивно-оздоровительная программа по картингу

Содержание программы предполагает теоретическую и практическую направленность.  Тренировки на открытой местности организуются, при соблюдении температурного режима (приложение). Тренировки составляют - 6 часов в неделю. В данное время включается: подготовка техники к выезду, разминка, тренировочная езда, 20 – ти минутные перерывы, закрепление полученных умений и навыков, подготовка трассы. В выходные дни занятия групп могут проходить одновременно, если программное содержание  предполагает: соревнования, тренировки, организацию и проведение городских соревнований. Более взрослые и опытные обучающиеся являются наставниками и оказывают помощь обучающимся вновь прибывшим в секцию. В секцию обучающиеся зачисляются по заявлению родителей и справки о состоянии здоровья ребенка. Направленность программы: спортивно – техническая, уровень усвоения: профессионально-ориентированный, ориентирована на детей и подростков города, в возрасте от 7 до 17 лет. Цель программы отражает предполагаемый конечный результат, который вполне  реалистичен и достижим. Программа модифицирована. Учебный план занятий секции разработан на основе программы кружка авто конструкторов-картингистов рекомендованной для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Содержание и количество часов по каждому разделу устанавливает тренер, где происходит увеличение или уменьшение количества часов, которое определяется спецификой направлением деятельности. Программа предусматривает рационализаторскую работу по изготовлению устройств и приспособлений для секции «Картинг» (тележей, трубогибы, стенды для испытания двигателей). В секции «Картинг» осуществляется подготовка юных спортсменов, значительное время уделяется тренировкам по совершенствованию вождению карта, ОФП, изучению устройства двигателей и правилам  соревнований.

Организация и проведение образовательного процесса предполагает использование целого комплекса соответствующих форм обучения и воспитания:

теоретические (лекции, беседы, самостоятельное изучение учебной литературы, просмотр тематических видеоматериалов и др.);

практические (работа с инструментами, конструирование картов, соревнования, тренировки и др.).

Многовариативность конструкторских решений создает условия для проявления и развития творческих способностей. Участие в конструировании и постройке карта приносит обучающемуся большую пользу: он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, с интересом трудится и пользуется плодами своих трудов (испытывает, обкатывает свою машину, участвует на ней в соревнованиях).

В процессе постройки картов обучающиеся применяют на практике навыки, полученные на уроках труда в школе. К сварочным работам допускаются только взрослые, имеющие соответствующее удостоверение.

Карт по сравнению с другими видами мотоспорта - машина более безопасная и для водителя и для окружающих. Однако, это машина с механическим двигателем и, следовательно, источник опасности. Пользоваться картом нужно осторожно и умело. Строго соблюдая правила дорожного движения, обязательно в присутствии руководителя.

Инструктаж по правилам безопасности проводится на каждом занятии и перед каждым упражнением в вождении карта.

Желательно, чтобы дети и подростки присутствовали на соревнованиях по автомобильному спорту, в частности по картингу. В конце учебного года следует провести внутренние квалификационные соревнования, а также сформировать и подготовить команду для участия в городских соревнованиях.

 Ребята обучаются основам конструирования. Углубляют свои знания и навыки, необходимые для постройки картов, а также совершенствуют мастерство своего вождения. В этих кружках следует строить карты с двигателем до 125 куб. см. при конструировании картов очень важно знакомить обучающихся детей с основами методики конструирования машин и механизмов.

Рекомендации и требования, адресованные обучающимся первого года занятий, полностью распространяются и на детей и подростков второго и третьего года обучения.

 

преподаватели

1.Сухов Владимир Анатольевич

2.Абакумов Александр Владимирович

Содержание программы

1.Вводное занятие.Правила поведения учащихся на занятиях, охрана труда, производственная безопасность, электробезопасность. Обсуждение планов работы кружка. Спортивная классификация картов. Выбор конструкции для постройки картов. Перспективы совершенствования конструкции карта с учетом последних достижений современного картостроения. Рационализаторские предложения и порядок их оформления. Правила соревнования по картингу.Классификация. Основные агрегаты, их назначение, расположение, взаимодействие.

2.Рамные и безрамные конструкции автомобилей. Органы и механизмы управления грузовым автомобилем. Тормозная система. Рулевое управление. Гидравлическая система.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Знакомство с устройством грузового автомобиля.

3. Основы проектирования, конструирования и совершенствования карта.

Технические требования, предъявляемые к карту. Расчет центровки карта. Технические требования удобства посадки водителя с требуемой развесовкой (понятие о компромиссах). Строение графической модели рулевой трапеции. Выбор конструкции педалей, рулевого управления, тормозов, рамы, сиденья. Компоновка карта. Углы стабилизации. Правила работы с аннотированными указателями литературы. Работа с технической литературой.Ознакомление с выполнением эскизов и чертежей, изготовлением шаблонов и деталей рамы карта. Установка на раму деталей переднего и заднего мостов, приводов рулевого управления. Проверка, отладка ходовой части.

4.Четырехтактные двигатели внутреннего сгорания.Типы двигателей. Понятие о теоретическом расчете двигателя. Фазы газораспределения. Способы обнаружения и устранения неисправностей в двигателе. Технология ремонта. Правила разборки и сборки КПП и редуктора с инерционным сцеплением, их ремонт. Правила регулировки системы зажигания. Виды ГСМ для ДВС. Понятие об октановом числе. Карбюраторы, системы, их регулировка. Правила разборки, сборки, регулировки карбюратора. Понятие об оптимальном и минимальном режиме.

Выполнение работ на двигателе. Ознакомление с устройством карбюратора. Установка его на двигатель. Регулировка.

5.Работа с агрегатами и механизмами карта.

Обзор новых конструкций картов. Правила расчета на прочность ходовой части карта. Правила выполнения технических рисунков, эскизов и рабочих чертежей. Понятие и способы форсирования двигателя. Анализ современных конструкций двигателей. Понятие о расчете двигателя на прочность.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сборка двигателя. Установка на карт. Обкатка. Отладка. Составление отчета о проделанной работе. Установка системы зажигания. Изучение деталей крепления механизмов и систем к двигателю, ходовой части. Монтаж и установка на карт основных систем, регулировка, ходовые испытания.

 6.Правила поведения на дороге общего пользования.

История развития уличного дорожного движения. Необходимость введения правил дорожного движения. Средства сигнализации и регулирования дорожного движения. Общие обязанности водителя. Требования к водителю. Документы водителя. Общие обязанности пешеходов. Культура общения с инспекторами ГИБДД МВД России.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Разводка транспорта на макете. Разбор порядка проезда конкретных регулируемых перекрестков города в различных условиях движения.

 7.Учебно - тренировочная езда на карте.

Влияние погодных условий на управляемость. Понятие о подготовке автомобиля к работе в сложных метеоусловиях. Понятие о тактике ведения гонки.

Выполнение упражнений по индивидуальным планам тренировок учащихся.

 

8.Экскурсии.

Ознакомление с работой автохозяйства.

9.Организация и проведение квалификационных соревнований.

Правила и порядок проведения соревнований. Подготовка и оформление места проведения соревнований. Правила безопасности на соревнованиях. Оформление лицензий.

10.Общефизическая подготовка.

Разминка. Выполнение упражнений, направленных на развитие выносливости, силы, ловкости и быстроты реакции.

Программа  рассчитана на 10 лет обучения и предусматривает различные формы занятий с детьми: это и коллективная работа, такая как  подготовка и проведение соревнований, и мини-групповая,  когда педагог отрабатывает с обучающимися вождение карта.  Наиболее  оптимальным методом организации тренировочного процесса является комплексный подход к изучению темы.

Наглядные. Для усвоения темы  занятия проводятся с использованием наглядных пособий, иллюстрированного материала, схем и ТСО. Педагог не только объясняет назначение и устройство  определенного узла, но и демонстрирует принцип его действия.

Практические. На занятиях обучающиеся самостоятельно выполняют различную работу по ремонту, регулировке и эксплуатации карта. Этой форме работы на втором году обучения отводится значительно большее количество времени.

 

Каждое соревнование по картингу включает в себя не  менее трех видов состязании, из которых, не менее двух, связаны с управлением автомобилем.

Цели программы

Развитие познавательных и творческих способностей ребенка, формирование конструкторского мышления, навыков поведения в различных ситуациях на дороге, привлечение школьников к здоровому образу жизни, популяризация картинга - как наиболее доступного вида автомобильного спорта.

Результат программы

 

- овладеть техникой вождения карта;

- обучить умению планирования своей работы;

- подготовить спортсменов-картингистов.

- изучить правила дорожного движения;

- научить свободно пользоваться материалами и инструментами, а также технологическими приемами обработки конструкционных материалов;

- изучить устройство двигателя внутреннего сгорания, принципы его работы, а также устройства автомобиля

- развивать технические способности и конструкторские умения обучающихся при выполнении практических работ, связанных с расчетом и изготовлением деталей, сборкой и отладкой карта;

- развивать техническое мышление;

- развивать творческую и познавательную активность;

- развивать волевые качества, необходимые спортсмену,

- пробуждать и закреплять интерес к занятиям картингом.

Особые условия проведения

В результате обучения в секции «Картинг» воспитанник должен

Знать:

- разделение картов и механизмов на узлы и детали, составные части, их названия и назначение, а также принцип построения конструкции, понятие о двигателе;

- правила дорожного движения;

- порядок оказания первой медицинской помощи.

 

Уметь:

обще трудовые умения:

- организовывать рабочее место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы, самостоятельно выполнять свою работу по предложенному педагогом плану;

- водить карт, применять на практике правила дорожного движения;

- проявлять элементы творчества на всех этапах;

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами, указанными в программе.

По элементам техники:

- осуществлять простейшую классификацию технических устройств;

- подбирать детали для работы, собирать модель по образцу, техническому рисунку, чертежу, сборной схеме.

Владеть:

- развитым воображением, фантазией, изобретательностью, ассоциативным и пространственным мышлением, творческой переработкой полученной информации;

- измерительными навыками;

- навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, словарями, Интернет. 

Материально-техническая база

Дидактический материал:

  Плакаты по ПДД и техническому устройству автомобиля, по обеспечению безопасности дорожного движения. Макеты узлов и агрегатов автомобиля. Видеофильмы по мастерству вождения автомобиля, компьютерные программы по ПДД, основам БДД, мастерству вождения автомобиля. Экзаменационные карты по ПДД.  Литература по автомобильной тематике.

Техническое оснащение занятий.

Автомобили КАРТ - 18 шт., обрезная машинка – 2,  электронаждак – 1, электрическая дрель – 1, заточной станок-1.

Инструмент. Горюче смазочные материалы, запасные части