"Занимательный микроскоп" (2 год обучения)

Человек связан с окружающим миром тысячами незримых нитей и сам является частью его. Природа даёт нам всё необходимое для жизни. Однако взаимоотношения человека с окружающей средой складываются непросто. Рост экологических проблем – расплата за ошибки человека. Поэтому общебиологические знания необходимы каждому человеку т.к.  они помогут не делать ошибок, ведущих к катастрофе. Биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание окружающего мир, знания законов его существования.

Программа  «Занимательный микроскоп» для обучающихся интересующихся исследовательской деятельностью, она формирует у детей умения ставить цель и организовывать её достижения, проводить наблюдения в природе, видеть и понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.

преподаватели

Жунтова Наталья Митрофановна, педагог дополнительного образования

Расписание

Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием.

Содержание программы

Введение в курс 3 часа. Принципы и порядок оказания первой помощи.

Теория. 3 часа. Первая помощь как комплекс мероприятий само- и взаимопомощи, направленный на спасение человека при угрожающих его жизни состояниях. Понятие неотложного состояния. Классификация травм от воздействия внешних факторов.

Мероприятия в рамках первой помощи, порядок их проведения при травмах и внезапных заболеваниях. Понятие этапности при оказании первой помощи. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия.        

 Что должно быть в аптечке первой помощи (согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»). Набор изделий медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи. Набор изделий медицинского назначения аптечек автомобильных для оказания первой помощи. Состав, применение средств, входящих в состав аптечки для оказания первой помощи.

 Правила дорожного движения  5 часов

Теория 2 часа  Правила поведения на дорогах, поездка на автобусе и троллейбусе, где можно и нельзя играть.

Практика   3 часа  Где можно переходить дороги, правила перехода дороги.

   Молочно-кислые продукты 12 часов

Теория    4 часа   Значение молочно-кислых продуктов для здоровья человека. Тибетский молочный гриб. История его появления. Польза молочно-кислого гриба. Из чего состоит сметана.

Практика  8 часов   Приготовление кефира в домашних условиях. Уход за молочным грибом. Состав сметаны. Определение примесей в сметане. Микробиологические исследования сметаны. Приготовление сметаны в домашних условиях.

Опыты с растениями 16 часов

Теория  5 часов  Строение корней. Рост корней в длину. Влияние на рост корня удаление корневого кончика. Строение и механизм открывания и закрывания устьиц листа. Фильм «Удивительные растения».

 Практика 11 часов Строение корневых волосков под микроскопом. Строение корней бобовых, их особенность. Азотобактерии. Дыхание растений. Строение кожицы листа под микроскопом. Чечевичка. Строение чечевичек под микроскопом. Влияние почвы на дыхание растений. Что выделяют растения при дыхании? Опыт на тему: «Дыхание растений».

 Эксперименты с беспозвоночными животными 23 часа

Теория    9 часов Беспозвоночные животные. Влияние температуры воды на существование простейших. Изучение водоемов и содержание в них простейших. Простейшие, обитающие в почве. Ответные реакции у моллюсков на раздражение. Моллюски в нашей местности. Фильм «Необыкновенные моллюски».

Практика  14 часов   Разведение микроскопических животных. Влияние температуры воды на существование простейших. Содержание культур простейших в лаборатории. Методы сбора и культивирования простейших. Изучение почвенных простейших. Влияние различных раздражителей на беспозвоночных животных. Поглощение и образование пищеварительных вакуолей у инфузорий. Скорость передвижения простейших. Дыхание моллюсков. Размножение моллюсков.

  Экология 12 часов

Теория   5 часов   Экология как наука. Экологическое лото. Брейн-ринг « Мы знаем и любим природу». Экологическая тропа. Вторая жизнь ненужных вещей.

Практика 7 часов Голубые огни планеты. Создание школьной экологической тропы. Поездка на водоканал Г.о.Подольск. Экологическое состояние водоемов нашего округа. Итоговое занятие по теме, тестирование.

 Итоговое занятие 1 час

Теория  1 час  Подведение итогов по всем темам.

Цели программы

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Результат программы

Освоив второй год обучения,  учащиеся должны знать:

·        методику работы с биологическими объектами и микроскопом;

·        понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

·        основные источники информации;

·        правила оформления списка использованной литературы;

·        способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

·        основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

·        источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

 

Учащиеся должны уметь:

 

·        выделять объект исследования;

·        разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

·        выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

·        работать в группе;

·        пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;

·        вести наблюдения окружающего мира;

·        планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы.

Выбор помещения определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

На занятиях используется следующие материалы:

 простой и цветные карандаши;

 тетради, альбомы;

 линейки;

 микроскоп, биологические объекты;  

 экологические мультфильмы, познавательные фильмы; 

 природный материал;

 дидактический материал;

  растения.

Оборудование:

 столы;

 стулья;

 шкаф для хранения природного материала, книг, наглядных пособий и

дидактического материала;

 магнитная доска;

 клеёнка;

перчатки;

 фотоаппарат;

 фотокамера; 

 ёмкость для воды.

Учебно-практическое оборудование: СО: компьютер ноутбук, проектор, экран.

Информационное обеспечение.

Папки с дидактическими   материалами по темам;

 наглядные пособия;

 сборники заданий;

 специализированные учебные издания по биологии и экологии словари, учебные пособия;

 подборка справочной литературы;

 набор дидактического материала для проведения учебных занятий по некоторым разделам;

 книги серии “Развивающие игры”.

 Интернет-ресурсы

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДО