"Карьера"

Программа «Карьера» направлена на профессиональное самоопределение в условиях рынка труда. Её реализация проходит в процессе решения комплекса учебных и воспитательных задач:

– воспитание у обучающихся отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности;

– осознание своей индивидуальной неповторимости, ответственности и уверенности в достижении профессионального успеха;

– активизация процессов самопознания, самооценки и актуализация потребности в самосовершенствовании;

– современные требования социальной среды к специалистам на рынке труда, стратегию и тактику реализации определенных направлений собственного карьерного роста в будущем;

– погружение в профессиональной деятельность через прохождение различных видов практики непосредственно на реальных рабочих местах.

Результатом реализации программы является готовность обучаемых не только к профессиональному самоопределению, но и к «мгновенному» включению в производственную деятельность. Содержательно движение к такому результату является согласованным процессом формирования у обучающегося знаний о мире профессий и их требования к человеку  со сформированными и осознанными им возможностями и потребностями.

Программа реализуется на протяжении всего процесса обучения по профессии/ специальности.

Программа включает три этапа:

1 этап – направлен на формирование мотивации обучающегося к выбранной профессии и определение его мотивационных установок.

2 этап – погружение в производственную деятельность через включение ее элементов в теоретическую и практическую часть освоения программы обучения. Данный этап является тем продуктивнее, чем активнее осуществляется взаимодействие учебного заведения с потенциальными работодателями. Реализации данного взаимодействия осуществляется на всех этапах подготовки обучающихся:

– согласование учебных планов подготовки (часы вариативной части, включение необходимых дисциплин);

– согласование рабочих программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, учебным практикам, производственным практикам (по профилю), преддипломной практике, программа ГИА;

– согласование материально-технической базы, способствующей формированию необходимых компетенций;

– согласование методических рекомендаций по проведению практических занятий (в части включения реальных производственных вопросов, исключение формализма); по организации и планированию самостоятельной работы обучающихся (формирование заданий, направленных на усиление интереса к получаемой специальности);

– формирование тем дипломных работ совместно с работодателем, которые носят практический характер.

3 этап – предполагает погружение в производственную деятельность в соответствии с направлением подготовки непосредственно на рабочих местах потенциального работодателя. На данном этапе совместно с работодателем разрабатывается программа, реализуемая в реальном процессе.

Обязательным условием реализации содержания курса является активизация внутренних механизмов (самооценка, самопознание и самосовершенствование) самодеятельности личности, формирование у обучающихся стремления к реализации построенного плана карьерного роста. Для выполнения этого условия обучающимися формируется собственное портфолио.

Первый этап реализуется с помощью  мероприятий, формы проведения которых, могут быть различны: лекции, конференции, тематические встречи, читательские диспуты, творческие конкурсы, викторины, игры, экскурсии и тому подобное. Главными требованиями к организации внеклассных является: обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом индивидуально-психологических особенностей, учебных и личностных достижений, физического развития, состояния здоровья и пола; формирование умения самостоятельно отыскивать и анализировать необходимую профессиографическую информацию, навыков принятия обоснованного решения в области труда и собственной ответственности за него; развитие начальных навыков принятия обоснованного решения относительно построения карьеры и собственной ответственности за ее реализацию; использование инновационных методов активизации деятельности обучающихся; осуществление межпредметных связей с учебными предметами инвариантной и вариативной составляющей базового учебного плана.

Обязательным условием реализации содержания курса „Карьера” является проведение практических работ, которые включены в программу. Обучающиеся исследуют свои качества во время выполнения практических работ, вырабатывают умения анализировать профессии и сосредоточиться на самоанализе. Такая деятельность обучающихся направлена на формирование у них адекватной самооценки и потребности в самосовершенствовании до уровня требований выбранной профессии. Реализация данного этапа программы осуществляется в 1 год обучения, постепенно включая обучающихся не только в процесс обучения, но и в процесс освоения выбранной профессиональной деятельности.

Содержание программы

1 этап – направлен на формирование мотивации обучающегося к выбранной профессии и определение его мотивационных установок.

2 этап – погружение в производственную деятельность через включение ее элементов в теоретическую и практическую часть освоения программы обучения. Данный этап является тем продуктивнее, чем активнее осуществляется взаимодействие учебного заведения с потенциальными работодателями. Реализации данного взаимодействия осуществляется на всех этапах:

– согласование учебных планов ;

– согласование рабочих программ ;

– согласование материально-технической базы, способствующей формированию необходимых компетенций;

– согласование методических рекомендаций по проведению практических занятий (в части включения реальных производственных вопросов, исключение формализма); по организации и планированию самостоятельной работы обучающихся (формирование заданий, направленных на усиление интереса к получаемой специальности);

– формирование тем итоговых работ совместно с работодателем, которые носят практический характер.

3 этап – предполагает погружение в производственную деятельность в соответствии с направлением подготовки непосредственно на рабочих местах потенциального работодателя. На данном этапе совместно с работодателем разрабатывается программа, реализуемая в реальном процессе.

Обязательным условием реализации содержания курса является активизация внутренних механизмов (самооценка, самопознание и самосовершенствование) самодеятельности личности, формирование у обучающихся стремления к реализации построенного плана карьерного роста. Для выполнения этого условия обучающимися формируется собственное портфолио.

Первый этап реализуется с помощью  мероприятий, формы проведения которых, могут быть различны: лекции, конференции, тематические встречи, читательские диспуты, творческие конкурсы, викторины, игры, экскурсии и тому подобное. Главными требованиями к организации внеклассных является: обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом индивидуально-психологических особенностей, учебных и личностных достижений, физического развития, состояния здоровья и пола; формирование умения самостоятельно отыскивать и анализировать необходимую профессиографическую информацию, навыков принятия обоснованного решения в области труда и собственной ответственности за него; развитие начальных навыков принятия обоснованного решения относительно построения карьеры и собственной ответственности за ее реализацию; использование инновационных методов активизации деятельности обучающихся; осуществление межпредметных связей с учебными предметами инвариантной и вариативной составляющей базового учебного плана.

Обязательным условием реализации содержания курса „Карьера” является проведение практических работ, которые включены в программу. Обучающиеся исследуют свои качества во время выполнения практических работ, вырабатывают умения анализировать профессии и сосредоточиться на самоанализе. Такая деятельность обучающихся направлена на формирование у них адекватной самооценки и потребности в самосовершенствовании до уровня требований выбранной профессии. Реализация данного этапа программы осуществляется за 1 год обучения, постепенно включая обучающихся не только в процесс обучения, но и в процесс освоения выбранной профессиональной деятельности.

Цели программы

Программа «Карьера» направлена на профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.

Результат программы

Программа позволяет в некотором роде оценить профпригодность будущего специалиста ещё до непосредственного момента «перехода» к профессиональной деятельности по специальности.

Особые условия проведения

Программа рассчитана только на обучающихся колледжа ГБПОУ МО «Колледж „Подмосковье“.