Спортивно-оздоровительная программа по лыжной подготовке

В физическом воспитании детей лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. В кружок по лыжному спорту зачислены дети, начиная с 7 лет, выразившие желания заниматься этим видом спорта и допущенные врачом. Для занятий юные лыжники объединены  в группы с учетом возраста, пола и уровня технической и физической подготовленности.

В группах занятия мальчиков и девочек проводятся совместно при строгой дозировке нагрузки в соответствии с полом, возрастом и подготовленностью.

В группе  занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Количество занимающихся в группе от 10 до 15 человек.

Занятия проводятся регулярно в течение всего года. На время летних каникул юные спортсмены получают индивидуальные задания, направленные на совершенствование общей физической подготовленности и технического мастерства.

Построение учебно-тренировочного процесса исходит из того, что подготовка юных лыжников-гонщиков представляет собой непрерывный многолетний процесс, основанный на закономерностях развития организма и особенностях лыжного спорта. Общие задачи, стоящие перед кружком, конкретизированы отдельно перед каждой группой.

В группе НП: привитие устойчивого интереса к занятиям; укрепление здоровья и закаливание организма; всестороннее физическое развитие; овладение основами техники способов передвижения на лыжах, укрепление здоровья и закаливание организма; всестороннее физическое развитие; развитие основных двигательных качеств и физической работоспособности; совершенствование техники передвижения; овладение основами тактики лыжника-гонщика и привитие инструкторских навыков.

Правильно поставленная и организованно проводимая учебно-тренировочная работа способствует успешной  подготовке занимающихся.

преподаватели

1.Бычков Владимир Константинович

Содержание программы

Физическая культура и спорт в РФ. Забота правительства о физическом воспитании подрастающего поколения. 

Краткий обзор развития лыжного спорта в РФ. Возникновение лыж. 

Гигиена спортсмена. 

Правила проведения и организация соревнований по лыжным гонкам.

Лыжный инвентарь. Лыжные мази и смазка лыж. 

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я. Выбор лыж, палок, обуви. Установка креплений. Просмолка скользящей поверхности лыжи.

Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей физической подготовки как фундамента спортивного совершенствования спортсмена. 

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я. Предварительная и исполнительная команды. Ходьба в строю. Повороты на месте и в движении.

Упражнения для развития быстроты. Бег с высоким подниманием бедра и переходом на быстрый бег. Бег на месте, под уклон. Повторный бег на 20- 30 м с максимальной скоростью. Различные эстафеты. Подвижные и спортивные игры.

Упражнения для развития силы. 

Упражнения для развития ловкости, гибкости и координации движений.  

Упражнения на равновесие. Различные упражнения на уменьшенной и повышенной опоре с движениями рук, ног туловища; с поворотами и передвижением по гимнастической скамейке, буму, бревну.

Упражнения для развития выносливости. 

 

Упражнения, имитирующие спуски с гор в различных стойках. Имитация основной, высокой и низкой стоек (при прямом спуске и наискось) на равнине и на склоне 8 - 10°. Имитация стойки косого спуска на равнине и на склоне 10 - 12°.

Общие основы техники и тактики лыжника-гонщика. 

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я . 

Способы переворотов на месте: переступанием (вокруг пяток лыж, вокруг носков лыж), махом через лыжу, прыжком без опоры на палки. 

Способы лыжных ходов: попеременный двухшажный, одновременный двухшажный, одношажный и бесшажный.

Игровые задания:

1. С небольшого разбега проскользить на одной лыже до полной остановки.      

2. Преодолеть за 6 – 8 скользящих шагов наибольшее расстояние.

3. Пройти скользящим шагом без палок 15 – 20 м с наименьшим количеством шагов.

4. Пройти заданный отрезок коньковым ходом с наименьшим количеством отталкиваний (на ровной местности и под небольшой уклон).

 5. Пройти отрезок скользящим шагом по лыжне, предварительно размеченной флажками. Расстояние между флажками – один полный скользящий шаг. С овладением техникой скользящего шага расстояние между флажками постепенно увеличивается.

6. То же, но передвижение одновременными ходами – толчок палками около флажков.

7. Одновременным бесшажным ходом пройти 40 – 60 м с наименьшим количеством толчков палками.

Способы подъёмов: попеременным двухшажным ходом (ступающим и скользящим шагом), «полуёлочкой», «лесенкой» (прямо, вперёд), «ёлочкой».

Способы спусков: с основной, высокой и низкой стойках (с узким и широким ведением лыж, с переносом веса вперёд или назад), наискось. Преодоление неровностей (выката и встречного склона, спада, бугра, впадины).  

Способы торможения: «плугом», «упором».

Способы поворотов в движении: переступанием, в «плуге».

Задания для совершенствования горнолыжной техники:

1.В низкой стойке скатиться с горы как можно дальше.

2. Во время спуска выполнить несколько переходов из высокой стойки в низкую и обратно.

3. Спуститься вдвоём на одних лыжах.

4. Спуститься с горы на одной лыже.

5. Во время спуска пройти одни или несколько ворот, сделанных из палок с верхней перекладиной; то же выпрямляясь между воротами.

6. Различные эстафеты на лыжах с преодолением препятствий, спусков и подъёмов, с выполнением поворотов и торможений на лыжами на склоне.

 

Совершенствование строевых упражнений на лыжах. Совершенствование поворотов на месте. Изучение поворота  прыжком с опорой на палки. Игровые задания.

Совершенствование техники попеременного двухшажного хода; одновременных: бесшажного, одношажного и двухшажного ходов. Игровые задания.

Изучение попеременного четырехшажного хода; перехода от попеременного двухшажного хода к одношажному; перехода от одновременных ходов к попеременным.

Совершенствование техники способов подъёмов: попеременным двухшажным ходом (скользящим шагом), «полуёлочкой», «ёлочкой» и «лесенкой».

Совершенствование техники спусков в основной, высокой и низкой стойках; техники прохождения неровностей (уступов и выступов). Изучение спусков в аэродинамической стойке и стойке отдыха.

Совершенствование торможений «упором» и «плугом».

Совершенствование поворота переступанием в движении, в плуге. Изучение поворота из упора на параллельных лыжах. Игровые задания.

 

 

 

Цели программы

Главная цель занятий – разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых юному лыжнику.

Результат программы

При переходе из детской группы в подростковую занимающиеся должны иметь положительные оценки за технику способов передвижения на лыжах и имитацию попеременного двухшажного хода в подъём 5 - 6° длиной 50 м, выполнить следующие контрольные упражнения: бег 60 м с низкого старта: девочки – 10,2 сек, мальчики – 9,8 сек; прыжок в длину с разбега: девочки – 3 м; мальчики – 3 м 40с м; подтягивание на перекладине: девочки – 2 раза; мальчики – 5 раз.

Совершенствование строевых упражнений на лыжах. Совершенствование поворотов на месте. Изучение поворота  прыжком с опорой на палки. Игровые задания.

Совершенствование техники попеременного двухшажного хода; одновременных: бесшажного, одношажного и двухшажного ходов. 

Особые условия проведения

Занимающиеся имеют оценки за технику способов передвижения на лыжах и имитацию попеременного двухшажного хода (подъём 5-6°, длина 50 м) не ниже четырёх баллов, а также юношеский разряд по лыжам, выполнить следующие контрольные упражнения:

Бег 60 м с низкого старта: девочки – 9,8 сек; мальчики – 9,5 сек;

Прыжок в длину с разбега: девочки – 3 м 20 см; мальчики – 3 м 90 см;

Подтягивание на перекладине: девочки – 3 раза; мальчики – 6 раз.

Прием контрольных упражнений проводится на итоговых занятиях.

Материально-техническая база

Лыжи. 

Лыжные ботинки.

Лыжные палки.

Трасса, освещение трассы.

Лыжные мази и смазка лыж.