«Юный эколог»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог" (далее Программа) имеет естественнонаучную направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

     Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше; развивает мышление образное и конкретное; зрительную и слуховую память; речь, внимание, восприятие. Основная цель работы объединения – формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

преподаватели

Воспитатель высшей квалификационной категории Соколова Светлана Валентиновна 

Содержание программы

 Актуальность. В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.

      Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

     Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя - всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты. Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

       Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий.

     Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими лягушек, полезных насекомых и т.д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.   

Контингент обучающихся и сроки реализации Программы

 Возраст и особенности обучающихся по Программе

В реализации программы участвую дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет группы компенсирующей направленности (с тяжелыми нарушениями речи).

Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Срок реализации ДООП «Юный эколог» составляет 2 года: 1 час в неделю, 36 часов в год.

Содержание и материалы ДООП детей организованы по принципу дифференциации в соответствии с «Базовым уровнем» сложности.

Продолжительность занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня в соответствии с возрастом обучающихся: 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут. 

Принципы построения программы

  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей детей.
  • Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
  • Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценностей совместной деятельности детей и взрослых.
  • Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
  • Принцип от простого к сложному. Начиная от простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

    Программа сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.     

         Содержание программы направлено на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-7 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

         Дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.                                        

         Программа состоит из блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компонент, расширяет и формирует знания о природе и развивает у детей разные аспекты отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.)

    Первый блок рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека. Что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.  Другие блоки посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, взаимодействию человека с природой, а также самому человеку. Человек - как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.

         Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в данной программе проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

         Предлагаемая программа опирается на парциальную программу О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» и представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет, что позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.

      Формы, методы и приемы реализации программы

    Основные формы и методы работы:

    ·        Экскурсия

    ·        Наблюдение

    ·        Беседа

    ·        Акция

    ·        Чтение художественной литературы

    ·        Исследовательская деятельность

    ·        Экспериментальная деятельность

    ·        Проектная деятельность

    ·        Практическая деятельность

    ·        Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

    ·        Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

    Основные методические приемы реализации:

    - Изучить и проанализировать педагогическую литературу

    - Подобрать дидактический материал

    - Подобрать художественную литературу

    - Организация образовательной, игровой и экспериментальной деятельности с детьми.

    - Проанализировать и оценить результаты работы по формированию экологических знаний у дошкольников (мониторинг)

Цели программы

ЦЕЛЬ: Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

       Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего, как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками.

        Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

       Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки.

Результат программы

 

  • У детей сформированы конкретные представления о живой и неживой природе; о свойствах воды, воздуха, материалов, окружающих нас в повседневной жизни; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни.
  • Владеют элементарными навыками по выращиванию растений и уходу за ними.
  • Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Имеют желание заботиться о живых объектах природы.
  • Стремятся следовать правилам поведения в природе.

 

 

Материально-техническая база

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы следующие условия:

1) Организованы «экологические пространства» в группе и на территории детского сада.

К ним относятся: уголок природы и огород на окне; сад и огород на территории; экологическая тропа; метеостанция.

2) В группе создан экспериментальный уголок для организации и проведения опытов.

3) Подобран фонд методических, наглядно — иллюстрированных и музыкальных материалов, а также художественная литература

4) Группа оборудована ТСО (магнитофон, телевизор, ноутбук)