Спортивный туризм, стартовый уровень

Во всех своих формах спортивный туризм способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению организма, укреплению физических и моральных сил, совершенствованию тактико-технического туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности, коллективизма.

Программа направлена на воспитание физической культуры и развитие начальных навыков пользования туристским снаряжением и выполнения технических приемов спортивного туризма.

Занятия спортивным туризмом приобщают обучающихся к здоровому образу жизни, дают возможность им развиваться и пробовать себя в новом, активно развивающимся виде спорта.

преподаватели

Васюкин Владимир Иванович - педагог дополнительного образования высшей категории. Педагогический стаж - 45 лет.

Зайцева Александра Владимировна - педагог дополнительного образования высшей категории. Педагогический стаж - 15 лет.

Расписание

Программа рассчитана на 1 год. Время, отведенное на обучение, составляет 144 часа, причем практические занятия составляют большую часть программы (более 90%).

Количество часов, отведенных на одно занятие - 2 академических часа по 45 минут, перерыв - 15 минут.

Количество занятий в неделю - 2.

Количество часов в неделю - 4.

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.)

Теория (2 ч.). Беседа "Что такое туризм и почему он спортивный?". Что такое дистанции спортивного туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный и т.д., их особенности. Цель и задачи объединения. Режим работы. Обсуждение плана работы на год. Правила техники безопасности.

 

Раздел 2. Группа дисциплин «дистанция – пешеходная» (38 ч.)

Тема 2.1. Снаряжение (12 ч.)

Теория (2 ч.). Основные виды снаряжения: Веревки, технические устройства (карабины, зажимы, спусковые устройства), их назначение. Экипировка участника: требования к одежде и обуви, индивидуальная страховочная система (ИСС), перчатки и рукавицы, каска. Узлы – классификация по назначению. Примеры использования узлов при выполнении технических приемов.

Практические занятия (10 ч.). Одевание и снятие индивидуальных страховочных систем (ИСС), в том числе на скорость. Блокировка ИСС. Экипировка устройствами в соответствии с предложенными техническими приемами. Вязка узлов в соответствии с их назначением и на скорость.

Тема 2.2. Технические приемы (12 ч.)

Теория (1 ч.). Знакомство с техническими приемами (ТП):

– движение по перилам по бревну, по параллельным перилам;

– движение по навесной переправе;

– подъем/спуск с самостраховкой по перилам и спортивным способом;

– траверс склона по перилам;

– переправа методом "вертикальный маятник".

Правила выполнения технических приемов. Сопровождение в связках и группе.

Практические занятия (11 ч.). Прохождение этапов пешеходных дистанций 1-ого класса с использованием соответствующих технических приемов. Организация сопровождения при работе в связках/в группе. Прохождение короткой дистанции пешеходного туризма.

Тема 2.3. Ориентирование (5 ч.)

Теория (1 ч.). Что такое компас и азимут? Зачем они нужны? Виды карт: топографическая карта и карта спортивного ориентирования. Основные понятия: масштаб и сечение рельефа. Условные знаки карт спортивного ориентирования. Контрольные пункты (КП).

Практические занятия (4 ч.). Определение азимута. Определение масштаба карты. Упражнения на запоминание знаков спортивного ориентирования. Прохождение пешеходной дистанции спортивного туризма с этапом «ориентирование» (длинной дистанции).

Участие в соревнованиях (9 ч.)

Практические занятия (9 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 1-ого класса.

В течение всего времени прохождения Раздела 2 предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 1-ого класса. Выезды могут быть как на один день, так и многодневные. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 9.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

 

Раздел 3. Группа дисциплин «дистанция – пешеходная». Зимняя программа. (72 ч)

Тема 3.1. Особенности пешеходных дистанций на искусственном рельефе (4 ч.)

Теория (1 ч.). Основные отличия занятий на искусственном рельефе и занятий на местности. Особенности экипировки участников. Роль правильно подобранной обуви и одежды.

Практические занятия (3 ч.). Подгонка индивидуальных страховочных систем (ИСС). Блокировка и переблокировка ИСС для этапов искусственного рельефа.

Тема 3.2. Технические приемы (28 ч.)

Теория (2 ч.). Технические приемы, характерные дистанциям зимней программы:

– движение по параллельным перилам;

– движение по навесной переправе;

– подъем/спуск (дюльфером) по вертикальным перилам;

– подъем свободным лазанием по стенду с зацепами, траверс;

– переправа методом "вертикальный маятник«.

Правила выполнения технических приемов. Блоки этапов. Страховка и сопровождение в условиях зала.

Практические занятия (26 ч.). Прохождение этапов (блоков этапов) пешеходных дистанций зимней программы 1-ого класса с использованием соответствующих технических приемов. Организация страховки и сопровождения при работе в связках. Работа на перестежках. Работа с электронной системой отметки в зоне старта/финиша. Парные забеги.

Участие в соревнованиях (24 ч.)

Практические занятия (24 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 1-ого класса на искусственном рельефе.

В течение всего времени прохождения Раздела 3 предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 1-ого класса на искусственном рельефе. Выезды, как правило, однодневные, но могут быть и многодневными. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 24.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

Лыжные прогулки (16 ч.)

Практические занятия (16 ч.). Лыжные прогулки.

В течение всего времени прохождения Раздела 3 предусматривается совершение лыжных выходов в пределах района. На лыжных прогулках отрабатываются следующие навыки: движение коньком, классическим ходом, подъемы лесенкой и елочкой, торможение в ограниченной зоне, движение по тонкому льду, подъем по склону серпантином (разворот на склоне), преодоление лавиноопасного участка. Общее количество часов – 16.

 

Раздел 4. Группа дисциплин «дистанция – водная» (12 ч.)

Тема 4.1. Водные дистанции спортивного туризма (4 ч.)

Теория (1 ч.). Средства сплава (катамараны, байдарки, каяки), классы судов. Правила техники безопасности и поведения на воде. Разновидности дистанций: слалом, ралли, эстафета. Управление, элементы техники.

Практические занятия (3 ч.). Занятия на воде. Посадка, управление судном, чалка. Элементы слалома. Комплектование экипажей.

Участие в соревнованиях (8 ч.)

Практические занятия (8 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на водных дистанциях 1-ого класса.

По окончании прохождения темы предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на водных дистанциях. Выезд планируется на два дня. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 8.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение комплексного слета, в программе которого планируется как обучение, так и соревнования на водных дистанциях. Общее количество часов на слет – 12.

 

Раздел 5. Группа дисциплин «дистанция – горная» (18 ч.)

Тема 5.1. Горные дистанции спортивного туризма (10 ч.)

Теория (2 ч.). Особенности горных дистанций, отличия от пешеходных. Приемы страховки на подъеме и спуске. Движение по навесной переправе. Скальные дистанции – дистанции связок и групповые дистанции.

Практические занятия (8 ч.). Работа на скальной дистанции связок 1-ого класса. Комплексная дистанция горного туризма. Отработка перестежек с этапа на этап в условиях "опасной зоны«.

Участие в соревнованиях (8 ч.)

Практические занятия (8 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на горных дистанциях 1-ого класса.

По окончании прохождения темы предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на горных дистанциях 2-ого класса. Выезд планируется на два дня.  Общее количество часов, отведенных на соревнования – 8.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

 

Раздел 6. Итоговое занятие (2 ч.)

Теория (1 ч.). Подведение итогов года. План работы на лето. План подготовки к летнему походу. Разбор ошибок тестирования. Обсуждение итогов забегов.

Практические занятия (1 ч.). Тестирование обучающихся по материалу, пройденному за год (Приложение 4). Для формирования тестов используется программа MyTest (версия 3.0.4.1, автор – Башлаков А.С.), с помощью которой из общего списка вопросов можно создавать индивидуальные тесты с учетом пройденных тем. Тестирование может быть как компьютерным, так и проходить в традиционной форме. Проверочные забеги.

Цели программы

Целью занятий является привитие любви и мотивации к занятиям спортом в процессе занятий спортивным туризмом.

Результат программы

Результатом реализации программы является развитие у обучающихся желания заниматься спортивным туризмом и спортом в целом. Успешные выступления на соревнованиях различного статуса (в зависимости от возраста) свидетельствуют об успешном выполнении программы.

Особые условия проведения

Основным условием, необходимым для обучения в объединении, является отсутствие медицинских противопоказаний для занятий спортом. Поэтому при приеме в группу обучающиеся должны предоставить справку из медицинского учреждения с подписью и печатью участкового педиатра.

Материально-техническая база

Рекомендуемый перечень учебного оборудования, туристского снаряжения и инвентаря (на 1 группу с разделением по изучаемым разделам):

Раздел 1: Вводное занятие

Инструкция по ТБ, план эвакуации.

Раздел 2: Группа дисциплин "дистанция – пешеходная"

Оборудование и снаряжение общетуристского назначения:

1. Палатка туристская с тентом – 3-4 компл.

2. Тент групповой – 1-2 шт.

3. Палатка кемпинговая (базовая) 1-2 шт.

4. Котлы туристские – 2 компл.

5. Пила двуручная укороченная в упаковке – 1 шт.

6. Топор в чехле – 2 шт.

7. Таганок (тросик) костровой – 2 компл.

8. Радиостанция портативная – 2-4 шт.

9. Лопатка саперная в чехле – 1 шт.

10. Призма для ориентирования на местности – 1 компл. (8-12 шт.)

11. Горелка газовая (бензиновая) – 2 шт.

12. Баллоны к горелкам – 1 компл.

13. Аптечка медицинская в упаковке – 1 компл.

14. Ремонтный набор в упаковке – 1 компл.

15. Компас жидкостной – 15 шт.

Специальное снаряжение:

1. Веревка основная (50 м) – 3 шт.

2. Веревка основная (60 м) – 1 шт.

3. Веревка вспомогательная d=6 мм (прусики) – 60 м.

4. Индивидуальная страховочная система – 1 компл. (15 шт.)

5. Карабин с муфтой – 40-50 шт.

6. Репшнур d=10 мм длина 3,5 м. – 20 шт.

7. Каска защитная – 1 компл. (15 шт.)

8. Зажим (жумар, шант) – 1 компл. (15 шт.)

9. Спусковое устройство – 1 компл. (15 шт.)

10. Ролик туристский с подшипником, в т.ч. двойной – 4-5 шт.

11. Устройства для движения по перилам – 1 компл. (15 шт.)

12. Опорные петли d=10 мм – 1 компл. (6-8 шт.)

Учебное оборудование, снаряжение и инвентарь:

1. Секундомер – 4-6 шт.

2. Карандаши, в т.ч. цветные – 1 компл.

3. Транспортир – 2-3 шт.

4. Карты (топографические, спортивные) учебные – 1 компл.

5. Учебные видеофильмы, плакаты по видам спортивного туризма – 1 компл.

6. Видео- и фотокамера со штативом – 1 компл.

Личное специальное снаряжение:

1. Рюкзак (80-110 л)

2. Спальный мешок

3. Трекинговая обувь (обувь "Вибрам«)

4. Фляга, термос нерж. (1 л)

5. Анорак, штормовка (брезент, капрон)

6. Коврик туристский теплоизолирующий

7. Рукавицы брезентовые (перчатки)

9. Сидушка туристская

10. Фонарь налобный (светодиод, галоген)

Раздел 3: Группа дисциплин "дистанция – пешеходная". Зимняя программа

Специальное снаряжение (см. Раздел 2)

+ Дополнительно:

1. Веревка основная (30 м) – 3 шт.

2. Веревка основная (20 м) – 3 шт.

3. Веревка основная (10 м) – 4 шт.

Учебное оборудование, снаряжение и инвентарь:

1. Секундомер – 4-6 шт.

2. Учебные видеофильмы, плакаты по видам спортивного туризма – 1 компл.

3. Видео- и фотокамера со штативом – 1 компл.

Личное специальное снаряжение:

1. Фляга, термос нерж. (1 л)

2. Анорак, штормовка (брезент, капрон)

3. Лыжи, палки, ботинки с креплениями, бахилы, гамаши

4. Рукавицы брезентовые (перчатки)

Раздел 4: Группа дисциплин "дистанция – водная"

Оборудование и снаряжение общетуристского назначения (см. Раздел 2)

Специальное снаряжение для водного туризма:

1. Байдарка туристская ("Таймень – 2,3", "Вьюн") – 1 компл. (5-6 шт.)

2. Катамаран двухместный – 2-3 шт.

3. Катамаран четырехместный – 2-3 шт.

4. Каяк (п/э, кнб) – 3-4 шт.

5. Фартуки, весла к средствам сплава – 1 компл.

6. Береговой спасательный конец – 2-3 шт.

7. Вешки для дистанции водных соревнований – 1 компл.

8. Гермоупаковка для вещей – 1 компл.

9. Жилет спасательный (16–20 л.) – 1 компл. (15 шт.)

Учебное оборудование, снаряжение и инвентарь:

1. Секундомер – 4-6 шт.

2. Видео- и фотокамера со штативом – 1 компл.

Личное специальное снаряжение:

1. Рюкзак (80-110 л)

2. Спальный мешок

3. Анорак, штормовка (брезент, капрон)

4. Коврик туристский теплоизолирующий

5. Сидушка туристская

6. Фонарь налобный (светодиод, галоген)

7. Гидрокостюм (неопрен)

Раздел 5: Группа дисциплин "дистанция – горная"

Оборудование и снаряжение общетуристского назначения (см. Раздел 2)

Специальное снаряжение (см. Раздел 3)

Учебное оборудование, снаряжение и инвентарь:

1. Секундомер – 4-6 шт.

2. Учебные видеофильмы, плакаты по видам спортивного туризма – 1 компл.

3. Видео- и фотокамера со штативом – 1 компл.

Личное специальное снаряжение (см. Раздел 2)

Раздел 6: Итоговое занятие

- тесты на знание видовых регламентов спортивного туризма,

- тесты по спортивному ориентированию.

Стоимость

Занятия проводятся на бюджетной основе.