Увлекательная астрономия

       Старший дошкольник - это важнейший этап воспитания и  образования каждого человека.  Главными задачами этого периода является раскрытие способностей каждого  ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Таким образом, на первый план выходит личность  дошкольника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности.

       В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность «космического» мышления. Это способствует расширению кругозора  ребёнка, даёт ему возможность ощутить свою связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

       Начальное астрономическое образование помогает детям создать мир культуры в себе, развивать идеи диалога культур. Это не дается человеку от рождения. Эта способность формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня. Поэтому астрономия не просто совокупность специфических знаний, умений и навыков, астрономия - часть индивидуальной культуры.

       Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.

       Основой дополнительной  программы «Увлекательная астрономия» являются методически пособия: «Беседы о космосе» Е.А.Паникова, В.В.Инкина, «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» О.А. Скоролупова.

       Содержание программы «Увлекательная астрономия» предусматривает последовательное ознакомление детей с видимой Вселенной,  с миром звёзд, а так же с наиболее яркими страницами истории астрономии и космонавтики.

Учебно-исследовательские и проектные компоненты:

       Образовательная деятельность организуется в различных видах деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества:

- познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

- коммуникативной   (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

- игровой

       Новизна программы «Увлекательная астрономия» в том, что в образовательной деятельности педагог создаёт ситуации, которые ребёнок разрешает опытным путем, учится анализировать, делать выводы, умозаключения, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.  Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. Результаты экспериментирования фиксируются продуктивной деятельностью детей.

       Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Воспитание и обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. В процессе реализации программы «Увлекательная астрономия» используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность по программе проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на познавательное развитие ребёнка: игры, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты,  чтение художественной литературы.

      Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают войти в тематику, ненавязчиво закрепить материал, создать картинку целостного мира. Знакомя детей с научными понятиями в области астрономии, мы даём целостное их понимание, учим ориентироваться потоке информации.

Образовательный процесс по рабочей программе строится на основе:

- взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития;

- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

     Срок реализации программы «Увлекательная астрономия» 1 год.. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

 

преподаватели

Воспитатели ДОУ:

Малина Валентина Анатольевна, высшая квалификационная категория

Михайлова Галина Павловна, высшая квалификационная категория

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1.

ВСЕЛЕННАЯ. КОСМОС: Земля - это огромный шар,  на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды - это огромные светящиеся огненные шары. Солнце - тоже звезда. Вокруг Солнца движется еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбита.

РАЗДЕЛ 2.

СКАЗОЧНАЯ ВСЕЛЕННАЯ: Многие созвездия носят свои имена с незапамятных времен. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Со многими созвездиями связаны удивительные легенды. Млечный Путь - это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек.

РАЗДЕЛ 3.

ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ КОСМОНАВТИКИ: Если бы не было древнегреческого учёного Пифагора, который жил почти две с половиной  тысячи лет назад, и Клавдия Птолемея, если бы не было польского учёного Николая Коперника и изобретателя телескопа Галилео Галилея, то не смог бы взлететь   в космос первый спутник Земли. Тысячи и тысячи людей всего мира, имён многих из них мы не знаем, на протяжении долгих веков готовили сегодняшний звёздный час человечества.

РАЗДЕЛ 4.

АСТРОНАФТИКА: Людей, связанных с созданием этой науки и исследованием космоса называют астронавтами. Осваивать космос помогают мужественные космонавты.

Цели программы

Цель: формирование познавательного интереса дошкольников к астрономии. Развитие мотивации к ее дальнейшему изучению; всесторонне развитие личности воспитанников.

Результат программы

К концу года у детей формируется:

- Представление о физической природе космических объектов.

- Представление  о влиянии космических объектов на природные процессы и явления, происходящие на Земле.

- Представление об истории познания окружающего мира, астрономии, космоса.

- Представление об основных астрономических понятиях: планета, галактика, спутник, ось Земли, космонавт, космический корабль.

- Умение применять полученную информацию для выполнения задания;

- Представления о специальных предметах: телескоп, карта звездного неба и т.д.;

- Умение получать первичный опыт в изучении свойств предметов экспериментальным путем.

Особые условия проведения

Материально-техническое обеспечение

Вид
Тематика
1. Морфологические таблицы
- Планеты

- Созвездия

- Природные явления

- Космические объекты
2. Кроссворды
- Природные явления

- Герои мифов

- Космонавты
3. Ребусы
- «Занимательная Астрономия»
4. Карты
- Земля

- Галактика

- Планеты Солнечной системы

- Карта звездного неба
5. Предметные картинки
- Космические корабли

- Портреты учёных и космонавтов

- природные явления

 
6. Дидактические игры

 

 

 
- «Конструктор»

- «Волшебная астрономия»

- «Волшебная липучка»

- «Юный астроном»
7. Сюжетные игры
 - Космодром

 - Путешествие на Луну

 - Космонавты
8.Технические средства
 - видеотека

 - слайды

  
9. Дидактический материал
- макет Солнечной системы

- лэпбук «Профессия космонавт»

- лэпбук «Солнечная система»
10. Дидактический материал для проведения опытов, наблюдений
 - глобус

 - настольная лампа

 - зеркала

 - телескоп (планируется приобретение)
11. Информационные ресурсы
Сайт по астрономии для дошкольников

Видео для дошкольников

Виртуальный планетарий

 

 

Материально-техническая база

1. Морфологические таблицы - Планеты
- Созвездия
- Природные явления
- Космические объекты
2. Кроссворды - Природные явления
- Герои мифов
- Космонавты
3. Ребусы - «Занимательная Астрономия»
4. Карты - Земля
- Галактика
- Планеты Солнечной системы
- Карта звездного неба
5. Предметные картинки - Космические корабли
- Портреты учёных и космонавтов
- природные явления

6. Дидактические игры

- «Конструктор»
- «Волшебная астрономия»
- «Волшебная липучка»
- «Юный астроном»
7. Сюжетные игры - Космодром
- Путешествие на Луну
- Космонавты
8.Технические средства - видеотека
- слайды

9. Дидактический материал - макет Солнечной системы
- лэпбук «Профессия космонавт»
- лэпбук «Солнечная система»
10. Дидактический материал для проведения опытов, наблюдений - глобус
- настольная лампа
- зеркала
- телескоп (планируется приобретение)
11. Информационные ресурсы Сайт по астрономии для дошкольников
Видео для дошкольников
Виртуальный планетарий