«Капитошка»

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.          Ребенок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.                       Проектно – исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого  и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребенка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути ее решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Содержание программы

Исследовательские методы обучения:

* Репродуктивные методы: объяснительно -  иллюстративное (сообщение педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);                                                                                                                             

* Продуктивные методы: частично – поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).

Формы работы.

Групповая и подгрупповая

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность детей

2.2 Законодательно – нормативное обеспечение программы:

- Закон РФ «Об образовании»

- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года № 1155

- Программа развития ДОУ

- Положение о работе кружковых объединений

- Приказ об организации кружковой работы ДОУ

- Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей

- Новые санитарные требования к дошкольным образовательным организациям

- Семейный кодекс РФ от 29.02.1995года №223Ф3

2.3 Принципы, направления, правила работы

Программа построена на основе следующих принципов:

- Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития

- принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития

- Принцип «развивающей интриги»

- Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания

- Принцип деятельного подхода к развитию личности

- Принцип ориентации многообразие форм реализации поисково – познавательной деятельности

- Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково – познавательной деятельности

- Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).

Работа выстраивается по трем взаимосвязанным направлениям:

- живая природа;

- неживая природа;

- человек и его окружение.

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

Цели программы

Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.