"Краеведение "

Актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края. С целью познания родного края предусмотрены экскурсии. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране, в родном селе, в школе, в семье.

преподаватели

Занятия ведет педагог первой квалификационной  категории, имеющий высшее педагогическое образование

Расписание

Понедельник,среда.

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение- 2 часа.

Цели и задачи предмет исследования. Что изучают юные экологи. Роль экологии в жизни современного общества.

Территория города в прошлом 10 часов.

Теория 4 часа.

Источники знаний о прошлом города и района. Исторические этапы основания территории города. Изменения природных ландшафтов. Древние поселения и их занятия. Природные ландшафты, как свидетели экологического воздействия на них человека. Особенности природопользования на разных этапах развития общества.

Практика - 6 часов.

Оценка влияния на природную среду первых поселенцев района.

Географическое положение города - 10 часов.

Теория 5 часа.

Географическое положение города на карте области, страны. Проблема совместимости городского ландшафта с законами биосферы.

Практика 5 часа.

Определение географического положения района, города, соседних районов области, координат центра, протяженности с Севера на Юг и с Запада на Восток с указанием площади, сравнение территории с другими районами области.

Природные и экологические условия города и района - 38 часов.

Теория 18 часа.

Основные формы рельефа, их происхождение и изменение во времени. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность людей, на особенности природы. Изменение рельефа под влиянием застройки. Характерные горные породы, их характеристика. Показать основные месторождения полезных ископаемых, выделить экологические последствия добычи. Основные особенности климата. Факторы, влияющие на климат района. Экологическое состояние воздушной среды. Изменение климата во времени. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей города и района. Основные источники загрязнения атмосферы. Охрана атмосферного воздуха. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, болот, подземных источников. Нерациональное использование водных ресурсов. Питание и режим рек. Хозяйственное значение. Экологические проблемы малых рек. Пруды. История их возникновения. Хозяйственное использование. Источники загрязнения прудов. Основные меры по рациональному использованию. Значение почвы. Типы почв своего района, их характеристика. Причины истощения и разрушения почв. Природные и антропогенные ландшафты. Изменение лесов в результате хозяйственной деятельности. Экологическое состояние растительности парков, посадок. Растения, занесенные в Красную книгу. Проекты по сохранению и улучшению растительного мира. Животный мир природных зон района. Причины вымирания животных. Объекты охотничьего промысла. Животные, занесенные в Красную книгу. Домашние животные и проблемы их содержания в городе.

Практика -20 часов.

 Показать основные месторождения полезных ископаемых, выделить экологические последствия добычи.

Мониторинг воздушного бассейна города. Выявление источников загрязнения вод своей местности, бережное расходование, предупреждение загрязнений. Обустройство родников. Составление картосхемы различных типов почв на территории города и района. Составление проектов по охране редких животных.

Население и хозяйство – 12 часов.

Теория 4 часа.

Социальные особенности экологических связей населения. Основные демографические процессы. Проблемы городского жителя. Экологическая этика. Развитие промышленности с учетом природных особенностей. География первых производств района. Крупные предприятия и их влияние на экологию города. Развитие земледелия, животноводства и его влияния на окружающую среду. Виды транспорта. Степень загрязнения воздушного бассейна города.

Практика 34 часа.

Характеристика экологического состояния городской зоны. Перспектива развития. Эколого-географическая характеристика одного из местных предприятий. Разработка проектов по улучшению качества экологического состояния города.

Цели программы

     Цель дополнительной общеобразовательной программы: формирование комплексных знаний и умений учащихся экологического содержания на примере своего города; воспитание нравственности и гуманизма к природе, гражданственности и патриотизма к своему городу.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

В конце обучения дети будут знать:

- особенности географического положения, природы, населения города и района, и ведущие отрасли хозяйства, их центры;

- природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем своего города; особо охраняемые природные территории своего района;

- о рациональном использовании и охране атмосферного воздуха, внутренних вод, почв, растительности, животного мира; - Современные проблемы охраны природы.

Дети будут уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные экологические признаки географических объектов и явлений своей местности;

- выявлять связи между природой, историей освоения и заселения и развития хозяйства своего района;

- анализировать информацию, необходимую для изучения экологии географических объектов и явлений своего района - приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды;

- составлять краткую эколого-географическую характеристику ландшафтов на основе разнообразных источников информации, форм ее представления, собственных наблюдений;

- составлять эко-географические проекты.

.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 16 лет. Срок реализации программы 1 год.

В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.

Материально-техническая база

 Занятия по программе проводятся как в учебном кабинете, так и с выездом для прохождения экологических троп. Для реализации программы кабинет должен быть оснащен:

- музыкальным проигрывателем;

- учебной мебелью (для проведения теоретических занятий);

- мультимедийным проектором (для проведения теоретических занятий);

- картам Европейской части России, Москвы и Московской области.