Юный исследователь 2 год обучения

Данная программа направлена на воспитание экологической культуры и ответственности, формирование у детей навыков работы с цифровым оборудованием и развитие исследовательских навыков. Живая природа издавна признается в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания детей. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Учащиеся проводят простейшие эксперименты по практическому измерению силы ветра, дождя, температуры, измерения времени и др., поэтому занятия предлагаемого кружка позволят углубить знания учащихся по данным разделам на высшем экспериментальном уровне.

Для измерения более сложных условий существования необходимо оборудование и работа с ним всегда вызывает особый интерес (более у учащихся начальной школы), особенно работа с новыми ИКТ технологиями (цифровой лабораторией, цифровым микроскопом). Благодаря использованию данных технологий учащиеся имеют возможность не только наблюдать объекты неживой природы, изучать из свойства и необходимость существования, но и записывать видео, наблюдать циклы изменения, узнавать их точные значения. Исследование объектов неживой природы на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают экспериментальные умения и навыки, углубляют связь теории с практикой, помогут учащимся определиться с выбором профессии

преподаватели

педагоги дополнительного образования:

Ходорева Марина Владимировна

Теряева Наталья Павловна

Петраш Марина Геннадьевна

 

Расписание

Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием.

 

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

Теория:

Введение в программу. Режим работы, правила ПДД и инструктаж по охране труда. Знакомство с оборудованием, правилами работы с ним.

Современный мир животных Земли. Приспособленность животных к различным местам обитания.

Растительный мир нашей планеты, его многообразие.

Практика: Лабораторная работа №1. Измерение температуры воздуха, температуры воды.

Раздел 2. Природа осенью.

Теория: Сезонные изменения в природе. Подготовка к зиме растений; листопад, его значение. Подготовка к зиме птиц. Подготовка к зиме зверей. Время сборов животных к зиме. Линька животных, спячка некоторых зверей. Перелеты птиц, исчезновение насекомых. 

Практика: Лабораторная работа №2: экскурсии на пришкольный участок, собирание гербария

Раздел 3.Животный мир.

Теория: Животный мир. Дикие животные. Кто и как из животных строит свой дом в лесу. Места обитания, приспособление к среде обитания. Домашние животные, уход за ними.  Рассказ о своем питомце. Значение животных в жизни человека. Ознакомление с животными нашего края.

Практика:Лабораторная работа №3

 Раздел 4.В мире насекомых.

Теория: Особенности класса насекомых. Виды, места обитания, образ жизни, поведение. Способы защиты от врагов. Пища. Польза и вред насекомых. Пчелы – неутомимые работники. Ознакомление с насекомыми нашего края.

Практика:Лабораторная работа №4.

 Раздел 5. Зимняя природа.

Теория: Сезонные явления природы зимой. Жизнь лиственных и хвойных деревьев зимой. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Снег. Образование льда. Следы животных на снегу. 

Практика: Лабораторная работа №5:изучение таяния льда

Раздел 6. Растения в природе.

Теория: Растительный мир. Отличия деревьев от кустарников, дикорастущих растений от культурных. Характерные признаки, условия для роста и развития растений. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями, размножение комнатных растений. Польза растений. Растения – источник кислорода. Ознакомление с растениями нашего края.

Практика:Лабораторная работа №6:опыты с растениями. Измерение уровня освещенности.

Раздел 7. Птицы в природе.

Теория: Виды птиц. Места обитания. Зимующие и перелетные птицы. Причины перелетов, поведение при перелетах. Питание. Местные перелетные птицы. Домашние и декоративные птицы, уход за ними. Значение птиц. Ознакомление с птицами нашего края.

Практика:Лабораторная работа №7

Раздел 8.Природа весной.

Теория: Изучение сезонных явлений весной. Распускание почек, цветов. Изучение первоцветов. Возвращение перелетных птиц, изготовление скворечников.

Практика: Лабораторная работа №8: экскурсия на пришкольный участок, опыты с растениями 

Раздел 9. Тайны нашей планеты.

Теория: Климат тундры, пустыни, тайги, саванны, тропиков. Животные и растения этих местностей, их приспособления к условиям жизни. Свойства воды, воздуха, почвы, их польза, необходимость охраны. Взаимосвязь всего живого в природе. Ярусы леса. Цепи питания.

Практика:

1. Опыты с водой

2. Опыты с воздухом

3. Опыты с почвой

4. Кроссворд "Земной шар".

Раздел 10. Экогражданин

Теория: Человек – часть природы. Природа – наш дом. Необходимость охраны природы. Что такое заповедники, цель их создания. Красная книга. Что такое экология. Способы охраны окружающей среды. Как вести себя в природе.

Практика: Лабораторная работа: анализ загрязненности воздуха.

 

Цели программы

создание условий для формирования экологически грамотной, социально активной и творческой личности путем расширения кругозора детей в естественнонаучном образовании при поддержке современных тенденций усиления исследовательского компонента; развитие у детей стремления к познанию окружающего мира через постановку физического эксперимента

 

Результат программы

В результате прохождения программы дети научатся:

- заботливому отношению к окружающей среде;

- экологически ориентированные поведению и деятельности в природе и в повседневной жизни;

– планировать и проводить эксперименты  в малой группе;
- различать и описывать свойства материалов и определение применимости материалов для решения разных задач;
- определять последовательности действий для достижения практического результата;
- описывать результат опыта, отображенного на схематическом рисунке;
- проводить интерпретацию результата простого опыта, отображенного на схематическом рисунке (вывод из опыта);
- обрабатывать экспериментальные данные;
- различать наблюдение и эксперимент как разных способов получения ответов на вопросы об окружающем мире;

– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;

– устанавливать правильную последовательность событий;

– группировать различные предметы по заданному признаку.

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;

- владеть простейшими экологическими понятиями.

Особые условия проведения

Ограничений нет.

Материально-техническая база

Характеристика помещения:

Занятия проводятся в кабинете, где располагаются:

• столы ученические двухместные;

• стулья ученические;

• стол учительский;

• стул учительский;

• интерактивная доска;

• проектор;

• многофункциональное устройство;

• шкаф для пособий и оборудования;

• магнитная доска;

• ноутбуки 8 штук (один на парту);

  • Микроскоп лабораторный среднего класса Levenhuk 320 PLUS – 5 штук

    Микроскоп стереоскопический (бинокуляр) тип 2 (стереомикроскоп лабораторный 3D) – 2 штук

    Цифровая лаборатория по экологии – 1 штука

    Микроскоп биологический высокого класса Levenhuk 720V – 1 штука

    Окуляр цифровой для микроскопа Levenhuk М35ВАSE – 1 штука

    Пресс гербарный – 1 штука

    Папка гербарная – 2 штука

    Интерактивная панель – 1 штука

    Планшет – 1 штука

    Стекла предметные с двумя лунками – 5 упаковок по 50 штук

    Стекла покровные – 7 упаковок по 100 штук

• информационный стенд «Техника безопасности» ;

• средства пожаротушения (1);

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДО.