- Главная
- Направления
- Художественная
- Театр
- Основы системы театрального искусства (ПФДО)
Рекомендуем посмотреть
Основы системы театрального искусства (ПФДО)
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы системы театрального искусства» реализуется в рамках художественной направленности. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры. Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни. Приобщение к искусству – процесс длительный и многогранный. Необходима систематическая и целенаправленная творческая работа.
Программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления. Программа содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики, музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Занятия по данной программе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Это способствует формированию у воспитанников адекватных идейно-эстетических оценок, доступных их пониманию.
Театр - искусство коллективное. Спектакль - результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия воспитывают у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Занятия театральным искусством это не только удовлетворение, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.
преподаватели
Педагог дополнительного образования Закарян М.А. Образование – высшее: Ереванский театрально-художественный институт, Российский институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Режиссерский стаж – 25 лет. Педагогический стаж – 5 лет. Был режиссёром в московских театрах Мимики и жеста и «Вернисаж».
Содержание программы
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.
Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современная система образования, как и все наше государство в целом, переживает эпоху преобразования и реорганизации. В современное время есть запрос на развитие творческих способностей детей, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитание творческой личности.
Занятия театральной деятельностью являются для детей школьного возраста уникальной возможностью многостороннего развития. Театральное искусство - замечательная среда для раскрытия и роста творческого потенциала детей школьного возраста, обогащения его внутреннего мира, а также становления его как личности. Через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций, при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и сообразительность Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. То есть программа позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи.
Обеспечение связи с семьей – очень важная проблема, которая решается в процессе реализации данной программы. Родители, становясь зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.
Программа «Основы системы театрального искусства» названием не замыкается в рамках занятий, а способствует оживлению внеурочной работы с опорой на самостоятельное творчество воспитанников. Основной принцип реализации программы – дифференциация воспитательно-образовательного процесса. При сохранении преимущественно коллективных форм организации процесса обучения программа предусматривает учет индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого воспитанника.
Цели программы
Всестороннее, гармоничное развитие ребёнка средствами театрального творчества, максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей ребёнка, создание благоприятных условий для развития его духовного потенциала; формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Результат программы
К концу обучения дети должны:
Знать:
ü театральные термины: театр, актер, зритель, аплодисменты, сцена, декорации, кулисы, костюмер, гример
Уметь:
ü иметь навыки актерской смелости: активно участвовать в упражнениях по актерскому мастерству
ü уверенно действовать в предлагаемых обстоятельствах
ü иметь навыки пластического решения образа
ü в сценической речи навыки силы звука, эмоциональности
ü интонирование (3,4 интонации в паре с партнером)
ü понятие об ускорении и замедлении речи
ü органичное действие в упражнениях по сценической речи
ü выполнять несложные упражнения по сценическому движению, пространственное перемещение
Особые условия проведения
Группы учащихся разного возраста, состав группы постоянный.
Материально-техническая база
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база:
- площадь помещения (зал, сцена, гардероб, санитарная комната) для занятий, системы водоснабжения и отопления, воздухообмен, качество питьевой воды, уровень естественного и искусственного освещения, светопроёмы помещения, направленность светового потока, состояние источников искусственного освещения, температура воздуха в помещении соответствуют нормативам (СанПиН 3.1/2.4.3598-20);
- мебель (перечислить) стандартные, комплектованные, имеют маркировку и соответствуют росто-возрастным особенностям детей (СанПиН 3.1/2.4.3598-20);
- магнитофон, ковровое покрытие, кубы, декорации, музыкальный центр, костюмы, видеокамера, фотоаппарат, маты, матрацы.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.