Основы системы театрального искусства (ПФДО)

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы системы театрального искусства» реализуется в рамках художественной направленности. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры. Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни. Приобщение к искусству – процесс длительный и многогранный. Необходима систематическая и целенаправленная творческая работа.

Программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления. Программа содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики, музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Занятия по данной программе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Это способствует формированию у воспитанников адекватных идейно-эстетических оценок, доступных их пониманию.

Театр - искусство   коллективное.   Спектакль - результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия воспитывают у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Занятия театральным искусством это не только удовлетворение, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.

преподаватели

Педагог дополнительного образования Закарян М.А.  Образование – высшее: Ереванский театрально-художественный институт, Российский институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Режиссерский стаж – 25 лет. Педагогический стаж – 5 лет. Был режиссёром в московских театрах Мимики и жеста и «Вернисаж».

Содержание программы

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.

Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизации;

- принцип природосообразности и культуросообразности;

- принцип самоценности личности;

-принцип увлекательности;

-принцип креативности.

Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.

Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:

- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;

- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.

 

Актуальность  программы  обусловлена тем, что в настоящее время современная система образования, как и все наше государство в целом, переживает эпоху преобразования и реорганизации. В современное время есть запрос на развитие творческих способностей детей, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитание творческой личности.

Занятия театральной деятельностью являются для детей школьного возраста уникальной возможностью многостороннего развития. Театральное искусство - замечательная среда для раскрытия и роста творческого потенциала детей школьного возраста, обогащения его внутреннего мира, а также становления его как личности. Через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития  и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Занятия  театральной  деятельностью помогают развить  интересы  и  способности  ребенка; способствуют общему  развитию; проявлению  любознательности, стремления  к  познанию нового, усвоению  новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению  общего  интеллекта, эмоций, при   проигрывании  ролей. Занятия театральной  деятельностью требуют от ребенка  решительности, систематичности  в  работе, трудолюбия, что  способствует формированию волевых  черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и сообразительность Упражнения  на  развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой  аппарат ребенка. То есть программа позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи.

Обеспечение связи с семьей – очень важная проблема, которая решается в процессе реализации данной программы. Родители, становясь зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.

Программа «Основы системы театрального искусства» названием  не замыкается в рамках занятий, а способствует оживлению внеурочной работы с опорой на самостоятельное творчество воспитанников. Основной принцип реализации программы – дифференциация воспитательно-образовательного процесса. При сохранении преимущественно коллективных форм организации процесса обучения программа предусматривает учет индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого воспитанника.

Цели программы

Всестороннее, гармоничное развитие ребёнка средствами театрального творчества, максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей ребёнка, создание благоприятных условий для развития его духовного потенциала; формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Результат программы

К концу обучения дети должны:

Знать:

ü театральные термины: театр, актер, зритель, аплодисменты, сцена, декорации, кулисы, костюмер, гример

Уметь:

ü иметь навыки актерской смелости: активно участвовать в упражнениях по актерскому мастерству

ü уверенно действовать в предлагаемых обстоятельствах

ü иметь навыки пластического решения образа

ü в сценической речи навыки силы звука, эмоциональности

ü интонирование (3,4 интонации в паре с партнером)

ü понятие об ускорении и замедлении речи

ü органичное действие в упражнениях по сценической речи

ü выполнять несложные упражнения по сценическому движению, пространственное перемещение

Особые условия проведения

Группы учащихся разного возраста, состав группы постоянный.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база:

-                   площадь помещения (зал, сцена, гардероб, санитарная комната) для занятий, системы водоснабжения и отопления, воздухообмен,  качество питьевой воды, уровень естественного и искусственного освещения, светопроёмы помещения, направленность светового потока, состояние  источников искусственного освещения,  температура воздуха в помещении соответствуют нормативам (СанПиН 3.1/2.4.3598-20);

-                  мебель (перечислить) стандартные, комплектованные, имеют маркировку и соответствуют  росто-возрастным особенностям детей (СанПиН 3.1/2.4.3598-20);

-       магнитофон,  ковровое покрытие, кубы, декорации, музыкальный центр, костюмы, видеокамера, фотоаппарат, маты, матрацы.

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.