Программа "Развивашка" для лагеря

Программа  разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Занятия в детском объединении предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

преподаватели

Сухова Наталья Николаевна

Содержание программы

1. Введение

 

2. Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Примерные задания: рисование с натуры, а также по памяти и по представлению: простых по форме листьев деревьев и кустарников, цветов; бабочек, жуков; овощей, фруктов детских игрушек.

Учащиеся выполняют наброски (с натуры, по памяти и по представлению) птиц, аквариумных рыб с передачей пропорций, строения, пространственного положения натуры.

З. Рисование на темы и иллюстрирование

 

Примерные задания:

• иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Репка», стихотворений С. Есенина, С. Маршака, сказок А. Пушкина, рассказов Е. Чарушина и др.

4. Декоративно-прикладное творчество

 

Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой.

Рекомендуются следующие примерные задания:

• рисование в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике, узорах на основе декоративной переработки формы и цвета объектов растительного и животного мира (листьев березы, дуба, земляники; цветов, грибов, яблок, груш; жуков, стрекоз, бабочек, птиц);

• составление декоративно-сюжетной композиции на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира или изобразительных элементов из иллюстраций к басням и сказкам;

• выполнение эскиза узора коврика для кукол, заплатки для книг на основе декоративной переработки растительных форм (листья, цветы, грибы) и геометрических форм, круг, треугольник,

квадрат;

• составление праздничного узора в прямоугольнике из цветов и листьев;

• украшение орнаментом предметов, выполненных на занятиях лепкой.

5. Лепка

 

Примерные задания:

• лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, грибов (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

• лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

• лепка тематической композиции на сказочную тематику;

• лепка тематической композиции на свободную тему.

Педагог объясняет учащимся, что свобода дана только для выбора темы, а решать ее он должен, используя (закрепляя) имеющиеся навыки и знания, полученные на предыдущих занятиях;

• лепка образцов различных изделий: посуды, игрушек, предметов быта для последующей декоративной росписи на занятиях декоративно-прикладным творчеством.

6. Оформительская деятельность

 

Содержание занятий по оформительской деятельности предусматривает обучение учащихся правилам оформления различных предметов, творческих работ к выставкам по итогам обучения. Рекомендуется использование разнообразных материалов и техник, известных детям (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисунок, аппликация, коллаж).

Примерные задания:

• поздравительные открытки, закладки для книг;

• паспарту для рисунка, аппликации, фотографии;

• выполнение украшений для новогодней елки.

7. Итоговое занятие

 

Цели программы

создать условия для развития личности школьника средствами искусства; получения опыта художественно-творческой деятельности.

Результат программы

должны знать:

— о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

— о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), вышивке;

— об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный, желтый, синий);

— об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов.

должны уметь:

— высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

— стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение цвет предметов;

— правильно сидеть за столом, мольбертом, правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

— правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно покрывая ими нужную поверхность, менять направление мазков согласно форме;

— определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

— передавать в рисунках на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать основное содержание литературного произведения;

— передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше, изображать передние предметы крупнее удаленных предметов;

— выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

— лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

— составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.

Материально-техническая база

Для достижения необходимых результатов в кабинете кружковой работы необходимо специальное материально-техническое оснащение (доска, стенды для выставок, плакаты с дидактическим материалом, альбомы, краски, кисти, стаканчики для воды, клеенки и др.), информационное оснащение (компьютер и проектор) и др.