Распевы (ПФДО)

      Программа имеет тесную связь со всеми гуманитарными дисциплинами: литературой, русским и иностранным языками, историей, мировой художественной культурой. Основу учебного репертуара составляют русские народные песни, авторские обработки народной песни, современные адаптации песенных образцов русского фольклора, высокохудожественные произведения композиторов-классиков и современных композиторов.

    

Программа рассчитана на то, что детский голосовой аппарат находится в постоянном росте и развитии; учитываются психофизиологические особенности детей разных возрастных групп, с изменением тембра и диапазона голоса. Учёт возрастных психологических и физиологических особенностей и зоны ближайшего развития детей является одним из принципов построения образовательной программы. Так в программе выбор основных форм и методов обучения, подбор репертуара продиктован возрастными психологическими особенностями обучающихся детей.

 

преподаватели

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Фольклорный ансамбль» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование в сфере музыкального и исполнительского искусства.

Реальное кадровое обеспечение: Булычева Н.А.А., педагог дополнительного образования, имеет высшее образование (магистр).

Одной из целей преподавателя певческого коллектива является развитие личности детей через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы учащихся средствами музыкального искусства.

Преподавателю при выборе репертуара важно опираться не только на свой вкус и личные желания, но и учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню возрастной группы, быть интересным для участников и зрителей, чтобы он позволил принимать участие в различных культурно-досуговых мероприятиях, фестивалях и конкурсах. Подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса, как цельной и последовательной системы, которая обеспечивает решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

В ходе занятий нужно чередовать разнообразные методы работы, для чего требуется неиссякаемая энергия и фантазия педагога. Роль педагога в работе с детьми чрезвычайно велика. Важно любить детей, понимать их, уметь поощрять их маленькие творческие успехи. Педагог сам должен находиться в творческом поиске, чтобы увлечь, заинтересовать ребят, быть одновременно и чутким педагогом, и музыкантом, и художником – практиком

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом в 10 мин.

Содержание программы

В настоящее время главной задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на нравственные качества личности ребенка. Мелодия и ритм изменяют настроение человека, перестраивают его внутреннее состояние.

   Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности учащихся. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности.

Цели программы

развитие творческого потенциала и приобщение учащихся к вокально-певческому искусству

Результат программы

   

Личностные:

у детей

1.            разовьется интерес и уважение к песенному творчеству;

2.            появится стремление к самовыражению через творчество;

3.            сформируются и разовьются коммуникативные навыки;

4.            сформируется внимание к мелодичности звучащей речи;

Метапредметные:

дети будут

1.     уметь видеть прекрасное в музыкальном творчестве;

2.     уметь сценически воплощать песню, исполнять музыкальные театрализованные композиции;

3.     профессионально относиться к костюму, сценическому реквизиту;

4.     знать традиционные праздники и обычаи, связь с ними.

Предметные:

дети будут

1. вокальную терминологию: певческое дыхание, певческая опора, голосообразование, атака звука, цепное дыхание, голосовые регистры, диапазон, тесситура, интонация, ритм, артикуляция, дикция и т.д.;

2. знать основы музыкальной грамоты;

3. знать особенности музыкального фольклора,

4. жанры вокально-хоровой музыки;

5. владеть вокально-певческими навыками.

 

По окончании обучения учащиеся будут

Знать:

1.            музыкальную терминологию, основы музыкальной грамоты;

2.            устройство и принципы работы голосового аппарата, приёмы звуковедения;

3.            жанрово-стилевое многообразие и особенности музыкального языка;

4.            специфику музыкального фольклора и народной песни, классическое наследии и современное творчество отечественных и зарубежных композиторов;

5.            тесную взаимосвязь музыки с другими видами искусства и жизнью;

Уметь:

1.            слышать унисон и уметь его удержать;

2.            развивать навыки двух-трехголосного пения;

3.            закреплять навыки ансамблевого пения;

4.            самостоятельно разучивать вокальные партии;

5.            сценически воплощать музыкальные театрализованные композиции.

6.            владеть вокально-певческими навыками, приёмы звуковедения, пение без напряжения, правильное формирование и округление гласных;

Воспитывать в себе:

1.            устойчивый интерес к песенному творчеству;

2.            интерес к песенным образцам фольклора через современную подачу;

3.            стремление к самовыражению через творчество;

4.            профессиональное отношение к костюму, сценическому реквизиту.

 

Особые условия проведения

 

В группы принимаются мальчики и девочки в возрасте от 6 до 14 лет, без отбора по собеседованию. Количество детей в группе составляет до 15 человек.

Важно отметить, что в процессе обучения учитываются и возрастные физиологические особенности. Так как пение относится к психофизическим процессам, в котором задействованы не только когнитивная и эмоциональная сфера, но система дыхания, голосовые органы и т.д.

В коллективе занимаются мальчики. Если у мальчиков начинаются процессы мутации в период полового созревания это учитывается при подборе репертуара, снижаются певческие нагрузки и т.д.

 

Материально-техническая база

Для успешной реализации данной рабочей программы «Распевы» необходимы следующие материально-технические условия:

- площадь помещения для занятий, системы водоснабжения и отопления, воздухообмен, качество питьевой воды, уровень естественного и искусственного освещения, светопроёмы помещения, направленность светового потока, состояние источников искусственного освещения, температура воздуха в помещении должны соответствовать нормативам;

- мебель (стол преподавателя, парты и стулья) стандартные, комплектованные, имеют маркировку и соответствуют росто-возрастным особенностям детей;

- наличие в классах фортепиано или синтезатора;

- наличие концертного зала;

- аудиоаппаратура:

- колонки, ноутбук;

Информационное обеспечение

- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» new.asou-mo.ru;

- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

nsportal.ru;

- «Культура РФ»: Портал культурного наследия России: нематериальное культурное наследие

http://www.culture.ru/tradition

- Сайт нотного архива России:

http://notarhiv.ru/

- аудиозаписи и фонохрестоматии;

- видеофильмы с записью певческих коллективов, с записью фрагментов музыкальных композиций;