Среди средств физического воспитания волейбол прочно занял одно из ведущих мест. Простота правил игры, несложный спортинвентарь делают игру эмоциональной и доступной. Волейбол способствует физическому развитию обучающихся, развивает и укрепляет костно-мышечный аппарат, сердечно сосудистую и дыхательную систему. Программа «Волейбол» является педагогической разработкой в рамках дополнительной общеобразовательной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению. Актуальность данной программы включается в том, что для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные игровые двигательные действия, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия. Занятия волейболом способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от уроков в школе, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребенок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления. Дает возможность заняться волейболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали изучать раздел «волейбол», а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Волейбол – командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров по команде. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у обучающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья.
Игровая обстановка в волейболе меняется быстро. Каждая атака создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают волейболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности.