«Волшебный мир оригами» (лето) (ДО «Лукоморье»)

Краткосрочная программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по формированию навыков работы с бумагой, развитию и коррекции изолированных движений пальцев рук и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста по средствам искусства оригами.

Оригами развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет. Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические, интернациональные чувства; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

преподаватели

Комарова Ольга Александровна

Содержание программы

В результате обучения по данной программе воспитанники:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

– научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством оригами;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Цели программы

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, и повышение эффективности творческого развития личности ребёнка. Основы моделирования.

Результат программы

I.           Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

• 1 год обучения

- знание геометрических фигур круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;

- умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «дверь»;

- умение различать виды бумаги: тонкая, плотная (картон).

• 2 год обучения

- умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (1 способ);

- умение сгибать бумагу пополам;

- проглаживать сгиб ребром ладони, пальцем;

- умение сгибать бумагу пополам;

- проглаживать сгиб ребром ладони, пальцем;

- умение сделать базовые формы: «дом», «воздушный змей», «конверт», «гармошка»;

- умение зрительно воспринимать схемы;

- знать условные обозначения.

• 3 год обучения

- умение сделать сложные базовые формы: «треугольник», «воздушный змей», «дверь», «дом», «конверт», «гармошка»; «двойной треугольник»;

- умение различать виды бумаги: гофрированная, бархатная, тонкая, плотная (картон);

- умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (1 способ);

- умение сгибать бумагу пополам;

- проглаживать сгиб ребром ладони, пальцем;

- умение зрительно воспринимать схемы;

- знать условные обозначения;

- развитие умения читать схемы, самостоятельно изготовляя подделки.

 

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

• 1 год обучения

- умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения

- умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения

- умение сделать несложное изделие по схеме.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

• 1 год обучения

- умение сгибать бумагу пополам; по показу воспитателя;

- проглаживать сгиб ребром ладони, пальцем;

-умение складывать базовую форму, четко соблюдая линии.

• 2 год обучения

- умение сгибать бумагу под определённым углом по показу воспитателя;

- умение сгибать бумагу пополам;

- проглаживать сгиб ребром ладони, пальцем;

-умение складывать базовую форму и изделие, четко соблюдая линии.

 

• 3 год обучения

- умение сгибать бумагу под определённым углом по показу воспитателя и при помощи схемы;

- умение сгибать бумагу пополам;

- проглаживать сгиб ребром ладони, пальцем;

-умение складывать базовую форму и изделие, четко соблюдая линии.

 

- Высокий уровень – почти полное совпадение линий;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от линий (несколько миллиметров)

- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченных линий
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики
(в начале каждого учебного года)
этот параметр не оценивается.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

Особые условия проведения

I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература (см. список литературы).
II. Материалы из опыта работы воспитателя:
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий для 1, и 3  года обучения.
• Схемы создания изделий оригами для 2, 3 годов обучения (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Методические разработки:
• Материалы районного конкурса «Волшебная бумага - 2008 год».
• Компьютерные презентации:
Конспекты открытых занятий:
Тексты выступлений:

Материально-техническая база

• Учебные столы и стулья
• Выставочные стенды
• Инструкционные карты,
демонстрирующие
процесс складывания изделия
• Схемы складывания изделий
• Образцы изделий
• Журналы и книги по оригами Линейки
• Простые карандаши
• Цветные карандаши
• Фломастеры
• Трафареты с кругами
• Альбом для лучших работ
• Конверты для незаконченных работ
• Белая бумага
• Цветная бумага тонкая
• Цветная бумага плотная
• Двухсторонняя цветная бумага
• Цветной картон
• Коробка для обрезков
цветного картона
• Ножницы
• Клей ПВА
• Кисточки для клея
• Бумажные салфетки
• Коробочки для мусора
• Магнитофон
• Фонотека