Экспромт

основные темы рассматриваемые в рамках программы:

 I. Пение как вид музыкальной деятельности.

 

 II. Формирование детского голоса.

 

 III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

 

 IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

 V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

 

 VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы

 

преподаватели

Казбан Любовь Андреевна

Расписание

понедельник, четверг 13:00

Содержание программы

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности.  Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении.

1.2. голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения, большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы, мышц гортани и носоглотки. Упражнения.

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука; движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений.

2.3. Дикция и артикуляция. 

2.4. Речевые игры и упражнения. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. 

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса.

Фонетический метод обучения пению. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. 

3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей.  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.-Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также

5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. 

Цели программы

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей

Результат программы

Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-  наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

-  формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

-  приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

-  развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

-  развитие духовно-нравственных  и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

-  наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

-   ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;

-   овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-    применение знаково-символических и речевых средств,  для решения коммуникативных и познавательных задач;

-   готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

-  планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

-   участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

-    умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

-  развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

-   развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

-    общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

-   представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

-    использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

-     готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

-    участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.

Материально-техническая база

фортепиано,

 компьютер,

мультимедийное оборудование,

микрофоны,

CD-диски.