Данная программа направлена на формирование у обучающихся художественного вкуса, а это, в свою очередь, сможет оказать благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств, умение отличать подлинное произведение искусства от суррогатных проявлений и может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни. Также обучающиеся приобретут умения и навыки работы с цифровой фотокамерой, научатся выстраивать композиции и обрабатывать фотографии. По данной программе могут заниматься дети в возрасте от 8 до 17 лет.
преподаватели
Шарапов Алексей Евгеньевич.
Расписание
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Содержание программы
Содержание программы (1-й год обучения)
1.Вводное занятие.
Теория - Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с образовательной программой.
2.Цифровая фотокамера, история развития, устройство, режимы.
Теория - История фотоаппарата. Принципиальное устройство фотокамеры, появление фотографии, первые фотокамеры. Современная фототехника. Матрица, диафрагма, затвор. Режимы и возможности цифровых камер. «Цифра» и плёнка – сравнительные отличия.
Практика - Практическое знакомство с фотокамерами разных моделей. Сравнение цифровых камер. Выбор камеры. Правила ухода, эксплуатации. Тонкая программная настройка. Возможности перепрошивки.
3.Физическая сторона света и цвета.
Теория - Использование различных цветовых моделей и пространств. Основы психологии восприятия цвета. Студийный и естественный свет. Расширение возможностей его использования и изменения характеристик за счет дополнительных устройств. Сотовые насадки, фильтры, отражатели, боксы.
Практика - Креативная работа со светом. Светопись. Световые кисти. Стробоскопический свет. Когерентные источники света. Инфракрасный диапазон.
4. Работа над портретом
Теория – Психология портрета. Работа с моделью. Репортажный портрет. Групповой портрет. Отражённый свет. Камера -кабель - вспышка. Медленная вспышка. Работа с двумя и несколькими вспышками.
Практика – Практика съёмки портрета в студии при искусственном освещении и на природе.
5.Путешествия. Пейзаж и природа.
Теория – Оборудование. Композиция. Сюжет, фон, перспектива. Физический, смысловой и изобразительный центр. Закон единства формы и содержания. Правила заполненности кадра. Солнце, луна, источник света в кадре. Съёмка против света.
Практика – Практическая съёмка на прогулке экскурсии в городской черте, парке, лесу. Отработка навыков. Разбор работ.
6.Фотосъёмка мероприятий
Теория – Аппаратура и экипировка. Спортивная съёмка. Выдержка и чувствительность. Способы передачи движения в кадре. Съёмка с проводкой. Диагональное построение кадра. Особенности фотосъёмки в театре и на концерте. Выбор оборудования. Виды точек съёмки. Кадрирование как фактор, влияющий на построение изображения. Влияние угла зрения, точки съёмки и угла наклона фотоаппарата. Основные правила выбора момента съёмки. Глубина пространства. Передача «трёхмерности» изображения.
Практика – Практическая съёмка школьных мероприятий. Отработка навыков. Разбор работ.
Содержание программы (2-й год обучения)
1. Вводное занятие.
Теория - Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с учебным планом на год.
2. Фотокомпозиция.
Теория - Основные композиционные построения фотографического снимка. Основные технические приёмы. Единство приёмов образного решения сюжета. Акцентирование композиционных элементов. Основные правила композиции и их более углублённое изучение. Закон единства формы и содержания при фотосъёмке. Кадрирование как фактор, влияющий на построение изображения. Влияние угла зрения, точки съёмки и угла наклона фотоаппарата.
Практика - Изучение различных композиционных приёмов с помощью иллюстративного материала (подборки фотографий). Практическая съёмка. Анализ отснятых работ.
3. Фотожурналистика.
Теория - Выбор аппаратуры для съёмки. Основные правила при проведении съёмок. Принципы сюжетного объединения отдельных снимков фотоочерка. Режиссура съёмки. Основные приёмы скрытой фотосъёмки. Выбор фотоаппаратуры для скрытой фотосъёмки.
Практика - Съёмки по темам. Анализ отснятого материала. Отработка приёмов скрытой съёмки в студии и на пленэре.
4. Рекламное фото.
Теория - Основные требования к рекламной фотографии. Углублённое изучение законов построения натюрмортов. Основные правила и законы использования изображения человека в рекламе. Изучение объекта съёмки. Выбор источников света, фона, аппаратуры.
Практика - Практическая съёмка. Анализ отснятых работ.
5. Портрет.
Теория - Углублённое изучение правил при съёмке художественного портрета. Выбор аппаратуры, съёмочного материала, используемого света, фона и других параметров, необходимых для создания сюжета съёмки. Подготовка объекта съёмки. Изучение личности с учётом его деятельности. Особенности съёмки в бытовых условиях, на пленэре. Основные приёмы съёмки юмористического портрета. Основные правила размещения группы. Выбор места съёмки. Выбор фона, организация световых условий съёмки.
Практика – Практическая съёмка. Анализ отснятых работ.
6. Практическое фото.
Теория - Основные правила и законы работы фотографа по данной теме. Поиск контактов с журналистами. Проведение переговоров с заказчиками. Курс творческой фотографии. Авторское право. Выбор учебного заведения с целью повышения профессионального уровня.
Практика - Игровая отработка возможных вариантов ведения переговоров. Обсуждение возможных вариантов получения специального образования в области фотографии и работы с фотографическими агентствами.
7. Работа в Photoshop.
Теория - Основы ретуши, фильтры, фотомонтаж, фотоколаж, фото для газеты, журнала, интернета.
Практика - Обработка фотографий в редакторе, основные инструменты, использование фильтров, стилей, сценариев, создание коллажей, баннеров, иллюстрации для газеты, журнала, интернета. Анимация фотографии.
8. Итоговое занятие.
Практика – Выставка творческих работ. Обсуждение.
9.Расширение палитры выразительных средств фотографии.
Теория - Работа с динамическим диапазоном. Возможности его расширения за счет ресурсов фотоаппаратуры и программ. Брекетинг. Время как выразительный компонент. Мультиэкспозиция. Таймлапс (Цейтрафер). Сочетание длительной экспозиции с эффектами освещения.
Практика – Практика съёмки в креативных режимах. Использование преимуществ современных фотокамер. Дополнительная обработка. Фильтры.
10. Итоговое занятие.
Практика – Выставка творческих работ. Обсуждение.
Цели программы
Раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся и его развитие средствами фотоискусства.
Результат программы
Личностные результаты:
- овладение навыками творческого мышления, инициативности при
выполнении заданий;
- развитие способности к коммуникации, способности работать в
творческом коллективе;
- воспитание в детях уважения к себе, к окружающему миру, другим людям;
- формирование качеств целеустремленности, трудолюбия и стойкости
перед возникающими трудностями;
- формирование стрессоусточивости;
- формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций
Метапредметные результаты:
- формирование навыков понимания произведений искусства, в частности, фотографии;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение вести диалог или дискуссию, вырабатывать свое собственное мнение;
- умение находить и использовать новую информацию и коммуникативные технологии;
- формирование потребности в творческом самосовершенствовании и саморазвитии.
Предметные результаты:
- приобретение навыков в области фотокомпозиции, выразительных средств фотографии;
- умение использовать разнообразные технические средства фотографии;
- умение работы с настройками экспозиции, баланса белого, ручной и
автоматической фокусировки полупрофессиональных камер;
- формирование знаний и практических навыков компьютерных технологий по обработке изображения;
- умения работать в многообразных жанрах и поджанрах фотографии;
- развитие умения анализировать полученные фотоснимки и готовить
фотоизображения для участия в выставке;
- приобретение навыков различать, сравнивать, анализировать произведения
фотоискусства на основе жанровых особенностей.
Особые условия проведения
Программа участвует в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Материально-техническая база
Для реализации программы на одну учебную группу необходимо иметь соответствующее оборудование и материалы.
1. Светлое, чистое, проветриваемое помещение.
2. Фотоаппараты (плёночные и цифровые).
3. Штативы, фотовспышки.
4. Фоны для съёмки.
5. Студийное световое оборудование.
6. Различные гипсовые реквизиты.
7. Компьютеры.
8. Периферийные устройства.
9. Устройства вывода (принтеры).
10. Сканеры (плёночный и планшетный).
11. Цифровой слайд проектор.
12. Магнитофон.
13. Телевизор.
14. Столы, стулья, шкафы, подиум.
15. Классная доска.
16. Металлические шкафы и сейфы.
17. Методические и дидактические материалы.
18. Альбомы, книги по искусству.
19. Рамки для выставочных работ.
Стоимость
Занятия проходят на бюджетной основе. Доступна оплата сертификатом.