"Фортепиано Старт"

Одна из особенностей обучения игре на фортепиано – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей детей, причём не только узко специальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы детям в повседневной жизни:

- развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей;
- улучшение концентрации, памяти;

- тренировка осанки, т.к. положение корпуса при игре на инструменте всегда фиксировано;

- развитие структурного мышления;

- развитие математических способностей (ребенок пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, запоминает нотный текст);

- развитие воли и дисциплины, т.к. игра на фортепиано требует терпения и усидчивости, заниматься на инструменте нужно регулярно;

- развитие не только творческих способностей, но и гибкости, вариативности мышления.

преподаватели

Педагог дополнительного образования Захаренко Ирина Анриановна.

Содержание программы

Инструктаж по ТБ.

Теория: первичный в начале обучения (на первом занятии) и повторный (январь). Включает в себя инструктаж по технике безопасности, рассказ о поведении детей в условиях чрезвычайных ситуаций, беседу о правилах дорожного движения.

Вводное занятие.
Теория: на первом занятии обсуждается, как и чем мы будем заниматься на занятиях, режим занятий, необходимые принадлежности для проведения занятия, рассказывается происхождение и история возникновения фортепиано, устройство инструмента, его виды.


Посадка за инструментом, постановка рук.

Теория: изучение правил посадки и постановки рук.
Практика: выполнение комплекса упражнений для выработки правильного положения корпуса, посадки за инструментом, постановке рук и пальцев.  Полный комплекс упражнений можно найти в рекомендованной литературе.


Основы музыкальной грамоты.

Ноты. Расположение нот на клавиатуре.  Аппликатура.

Теория: регистры фортепиано – низкий, средний, высокий;  названия октав; названия нот; расположение нот на клавиатуре.
Практика: подбор по слуху, игра попевок заданной аппликатурой, находим заданные ноты на клавиатуре, определяем высокие, низкие, средние ноты регистров

Запись нот в скрипичном и басовом ключе.
Теория: запись нот в скрипичном и басовом ключе (первая, вторая, малая октавы).
Практика: игра на инструменте  по нотам.

Ритм. Основные длительности. Паузы. Метр, такт, размер. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Теория: целая, половинная, четвертная, восьмая длительности и паузы, понятия метр, такт, размер. Простые и сложные размеры.
Практика: игра на инструменте и прохлопывание упражнений со счетом.
Знаки альтерации. Энгармонизм звуков.
Теория: знаки альтерации диез, бемоль, бекар, энгармонизм звуков.
Практика: игра на фортепиано с применением вышеперечисленных знаков.

Развитие технических навыков.

Отработка нон легато, перенос руки, подготовка к двойным нотам, отработка двойных нот и аккордов, отработка «пальцевого» и «кистевого» стаккато, отработка легато и мягкого снятия руки, закрепление исполнения легато, повторение легато в позиционной игре, отработка подкладывания первого пальца, подготовка к гамммообразным движениям, подготовка к арпеджио, отработка арпеджио в различных расположениях.
Теория: объяснение и показ различных видов техники.
Практика: игра упражнений для отработки определенных технических навыков, приемов игры.

Изучение репертуара.                   

При подборе репертуара нужно стремиться обеспечить органическую связь между развитием музыкально-художественного мышления ученика, его музыкального слуха, памяти, чувства ритма, задачами овладения исполнительскими навыками, ознакомления с музыкальной грамотой.
Произведения даются в порядке постепенного усложнения различных музыкально-исполнительких задач, начиная от простейших примеров, рассчитанных на пение мелодий со словами и подбор по слуху.

Основу репертуара составляют облегченные переложения народных и популярных детских песен.
Теория: слушание произведения в исполнении педагога, устный разбор (характер, штрихи, размер…)
Практика: разучивание и проигрывание произведений                                              

Игра в ансамбле.
Большинство пьес, предназначенных для исполнения в четыре руки, даются намеренно написанные с максимально легким изложением партии, исполняемой учеником (по сравнению с основным репертуаром), чтобы учащийся мог сосредоточиться на задачах ансамблевого исполнения. 
Теория: слушание произведения в исполнении педагога, устный разбор (характер, штрихи, размер…)
Практика: разучивание и проигрывание произведений  в 4 руки.

Цели программы

Приобретение детьми начальных навыков овладения инструментом, воспитание любви к музыкальному искусству.

Результат программы

по окончании первого года обучения:
На первом году обучения вся работа направлена на организацию игрового аппарата; выработку правильного положения корпуса, посадки за инструментом, постановке рук и пальцев; формирование начальных навыков игры на фортепиано; знакомство с основными элементами музыкальной грамоты.

Знать:                              

- регистры, названия октав;

- запись нот малой, первой, второй октав в скрипичном и басовом ключе;

- деление длительностей и пауз;

- такт, простые размеры;

- расположение нот на клавиатуре;

- основные способы звукоизвлечения - нон легато, стаккато, легато;

- знаки повышения и понижения звуков;

- понятия темп, лад.

Уметь:

- правильно сидеть за инструментом;

- находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: малая - вторая октавы);

- воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание  целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей);

- читать ноты (в диапазоне: малая - вторая октавы);
- играть наизусть несколько произведений из репертуара и 2 ансамбля в 4 руки по нотам.

 

У обучающегося будут воспитаны:

-  эмоциональное восприятие музыки;

-  интерес к музыкальным занятиям;

- стремление передать характер музыкального произведения в своем исполнении;

- культура поведения на занятиях.

У обучающегося будут развиты:

-  элементарный звуковысотный слух;

 - ладовое чувство (определение на слух - ладовой окраски, законченности или незаконченности музыкального построения);

- элементарное чувство ритма.

Особые условия проведения

Особенности организации образовательного процесса: построен в соответствии с учебным планом в группе учащихся одного возраста.Целью обучения детей в учреждениях дополнительного образования является подготовка в большинстве своем музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Обучение игре на фортепиано или любом другом музыкальном инструменте поможет активизировать и развить многие навыки, которые пригодятся не только в школьном обучении, но и в жизни.

Материально-техническая база

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

 помещение для занятий со специальным оборудованием (фортепиано,     аудиоаппаратура) и звукоизоляцией;

  стул с регулировкой высоты;

 подставки для ног, рассчитанные на разный рост детей;

  методический материал (ноты, пособия).

Видео