«Литературная гостиная»

В программе представлена система занятий по развитию познавательных способностей обучающихся на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я.Коровиной.

Направленность программы заключается в том, чтобы не только познакомить школьников с биографическими данными и произведениями писателей, но и  проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл. «Литературная гостиная» приобщает обучающихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.       

В целом, данная программа направлена на развитие творческого потенциала, на формирование ораторского искусства, красноречия, сценической речи, а также на углубленное изучение русской литературы.       

преподаватели

Конова Валентина Михайловна

Содержание программы

 

1.Введение. Как создается книга. Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности кружка, работа над замыслом творческой работы.

2.Немецкие народные сказки и русские народные сказки.Сопоставительный анализ сказок братьев Гримм и русских аналогов («Красная шапочка», «Соломинка, уголек и боб и т.д.)

3.      Песенное творчество. Знакомство с авторской песней, стихами, на которые положена музыка. Песни о войне, поэты - барды.

4.      Фантастика в литературе. Зарождение фантастической литературы.Мистика в литературе. Русские писатели – фантасты. Готический роман и новелла.

5.     Басня как жанр. Знакомство с баснями разных жанров и эпох(Эзоп,Лафонтен, Крылов)

6.   Природа в поэзии (на примере А.Пушкина,М.Лермонтова,С.Есенина,Н. Рубцова и т.д.) Анализ стихотворений, посвященных природе, заучивание наизусть.

7.       Сказки народов мира. Знакомство с европейскими и восточными сказками. Чтение и анализ произведений, обсуждение прочитанного, сопоставительный анализ.

8.          Вечер,   посвященный   Сергею   Есенину.   Литературная   гостиная,

посвященная юбилею поэта. Изучение биографии. Анализ стихов об осени.

9.   Играем со сказкой.Работа над написанием собственной сказки в разныхстилях русского литературного языка.

10.  Поэты серебряного века. Углубленное знакомство с творчеством поэтов серебряного века через представление образов. 

11.   «Любви все возрасты покорны». Необычные стихи о любви известныхмастеров слова. Создание собственных стихотворений о любви.  12.Образы еды на страницах русской классики. Чтение и анализ произведений, где встречается русская кухня и кухня других народов мира. Анализ произведений.

13. Сказка его жизни». Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Г. Х. Андерсена.

   14.Подготовка сообщений  «Писатели – юбиляры».

    Работа над выразительным чтением.

15.«Путешествие в Великий Устюг». Откуда родом Дед Мороз  и Снегурочка? Мастерская Деда Мороза.

   16.Театрализованное представление «Коляда, коляда, открывай ворота»

(по произведениям на тему Рождества). Рождественские посиделки. История праздника.

   17.Подготовка проекта «Традиции моей семьи». Рассказ о традициях

     своей  семьи. Генеалогическое древо.

   18.Современная русская поэзия.

     Представление своего любимого поэта – современника. Аргументация

     своего выбора.   

   19.Литературный вечер «Чистейшей прелести чистейший образец…»,

     посвящённый А. С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой .

   20. Сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

    Прочтение и сравнительный анализ сказки с мультипликационным фильмом  

    21.«Афганистан – незаживающая рана».

    Литературно - музыкальная  композиция .

22.  Разработка сценария, посвященного Дню Матери: «Все начинается с             любви». Распределение ролей, подбор репертуара.

 

    23. Международный женский день 8 Марта. Выступление для мам

   «Все начинается с любви».

    24.«Прочитал – проиллюстрируй!»

     Обсуждение и подготовка иллюстраций к   различным произведениям.

    25.«Великий подвиг не забыт». Чтение и обсуждение произведений   о партизанах – героях, погибших в

     Великой  Отечественной войне.

     26.Страна «Фантазия» Е.С. Велтистов «Миллион и один день каникул».

 А как умею фантазировать я?     Чтение         отдельных       глав,        слушание.

 Сочинение фантастической истории.

     27.Широкая Масленица.История праздника. Традиции и  обычаи. Масленичная неделя.

     28.Весна идёт, весне дорогу». Чтение рассказов о весне.

     29.Поэтические страницы. «Светлый край берёз, моя Россия»

     С.А.Есенин«Берёза»,Ф.И.Тютчев«Весна»,В.А.Жуковский «Жаворонок»,

      И.З. Суриков «Утро», А.А. Фет «Чудная картина»     

  Чтение наизусть, слушание. Беседа, иллюстрирование.

     30.Литература военных лет. Работа со стихотворениями и прозаическими произведениями, ставшими символами любви, верности, стойкости.

    В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов, К.Симонов, О.Бергольц.

      Краткий очерк жизни и творчества. Война как трагедия народа.

     Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм).

   31.День Победы.Краткая история Великой Отечественной войны.

    Обзор музыкальных   произведений, посвященных войне и Победе.

    Представление    литературно-музыкальной композиции

   32.Литературные сказки. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

    Каким япредставляю аленький цветок? Рисование по представлению.Чтение. Слушание.

   33.Золотой век русской литературы.

   34.Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная

 

 

 

Цели программы

•   организация чтения обучающихся

•  создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения,

 •  стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

 •  углубление знаний учащихся по литературе;

• расширение круга чтения детей;

•  воспитание грамотного компетентного читателя;

•  проявление гуманитарных и художественных способностей;

•  развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности;

•  расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду

Результат программы

В  результате работы кружка «Литературная гостиная» дети научатся:

-анализировать литературные произведения разных жанров;

-выразительно читать;

-рецензировать актерское чтение, чтение одноклассников и свое чтение;

-давать собственную оценку прочитанного произведения;

-чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;

- правильно исполнять малые роли;

- анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;

- выражать собственные эмоции;

- индивидуально и коллективно работать;

- творчески подходить к занятию;

-  практически показать и исполнить освоенный материал;

- уметь эмоционально наполнять и выражать движения, жесты, позы.

Материально-техническая база

1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Экран 4. Диски с презентациями по творчеству поэтов 5. Презентации 6. Видеоматериалы (видеосюжеты о жизни, творчестве поэтов, с художественным чтением стихов в исполнении актеров театра и кино) 7. МР3 - диски с записями песен на стихи поэтов, воспоминаний.