Дополнительная общеразвивающая программа "Идейка"

Программа предполагает  обучение детей не только умению работать с бумагой и картоном, но и даёт возможность освоить такие направления декоративно-прикладного творчества, как:

v Работа в сочетании с различными материалами

v Рисование

v Технология изготовления объёмной игрушки (предметы окружающего мира: природа,  техника и т.д.)

Программа позволяет осуществить интеграцию всех направлений. Умение работать с различными материалами позволяет переносить технологические приёмы с одного материала на другой, воплощая новые оригинальные идеи.

преподаватели

Зейналова Махия Аледдин-кызы

Содержание программы

1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с Программой и детским коллективом. Основные виды работы с бумагой.  Инструменты, используемые при работе и техника безопасности при работе с ними; задания -опрос «Инструменты», «Техника безопасности», «Свойства бумаги». Организация рабочего места и гигиена труда. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Правила поведения в учреждении и на занятиях. Экскурсия по учреждению. Правила поведения на проезжей части по дороге в учреждение. Игра-тест «Безопасная дорога домой»

2. Аппликация. Конструирование изделий из бумаги с применением различных материалов (пластилин, природный материал, глина, вата,  посуда  и т.д.)

Теория: Знакомство с историей возникновения бумаги, свойства бумаги и картона  Назначение аппликации, способы использования аппликации при оформлении, форма, сюжет, эскиз.

Понятие «Аппликация», способы вырезания. «Рваная аппликация» - приёмы работы и способы соединения.

Фон, предмет, предметная аппликация . Замысел, эскиз, сюжет, подбор бумаги, вырезание многоцветной аппликации, наклеивание деталей изображения, высушивание аппликации, вырезание деталей изображения, раскладывание деталей изображения на фоне. 

Понятие «Мозаика», назначение, возникновение, способы подготовки бумаги для мозаики (нарезание ножницами, заготовка способом обрывания), содержание, замысел, эскиз. Бумажная мозаика: контурное и сплошное изображение, техника аппликации.Практика: варианты работ: вырезание прямых и изогнутых полос, различных форм.

Темы: «Натюрморт», «Осенние листья» (букет в бумажной тарелке), «Морской транспорт», «Автотранспорт», «Подводный мир», «Полет  в Космос», «Природные явления»  и т.п. Контрольное задание «Композиция».

3. Оригами. Чудеса из бумаги. Работа в сочетании с различными видами бумаги (картон,  гофро-бумага, салфетки и т.д.)Геометрические  понятия  (угол, сторона, квадрат, треугольник)

Теория: знакомство с понятием «Оригами», «Базовые формы», Основные приемы складывания бумажных заготовок .Практика: варианты работ: упражнения по отработке основных элементов складывания квадрата, точно совмещая углы и стороны:

 

Орнамент в квадрате. От­работка навыка аккуратной работы. Ритм цвето­вых пятен. Отработка приема: вырезание путем складывания. Композиционный прием: выделе­ние главного.

Цветная бумага. Черный или бе­лый фон. Контраст. Орнаментальный ряд. Че­редование цвета и формы. Составление фигурок животных, людей, техники, строений  из простых геометрических фигур. Развитие воображения.

Индивидуальная ра­бота. Воплощение образа. Отработка приема «выращи­вание». Белая, черная и газетная бумага. Воз­можное использование текстиля.

Коллаж. Работа по цветному фону. 

 

4.Бумагопластика и свободное конструктивное творчество.

Аппликация плоскостных изделий из бумаги с применением различных материалов (пластилин, природный материал, глина, вата,  посуда  и т.д)

Плоскостная  аппликация.

Теория: понятие «аппликация в плоскости», способы наклеивания на фон (частью плоскости, передача объема, способы вырезания). Использование готовых форм для работы (коробочки; втулки и т.д.) Многослойное наклеивание (детали наклеивают в 2-3 слоя, более мелкие детали друг на друга). Одноцветная и многоцветная аппликация.

Практика: варианты работ: «Робот», «Самолет», «Часы»  и т.п.

Аппликация с использованием пластилина:

Знакомство с различными пластическими материалами: плас­тилином, глиной, биомассой, бумагой. Воспитание художественно-пластического видения окружающего мира, его форм, фактур, ритмик. Понятия — рельеф, объемная пластика.

Примерный перечень работ: Поздравительные открытки: «День воспитателя», «День Матери», «Новый год», Рождество», День рождения, 23 февраля, 8 марта, «Валентинки», закладки для книг, елочные украшения (подвески, гирлянды, шары, звезды, колокольчики и т.п.) и др.

Конструирование на основе бумажного комочка:

Теория: техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек», способы склеивания. Оформление работ.

Практика: изготовление поделок  на основе  бумажного  комочка.

 

5.  Коллективная  работа.

Теория: варианты аппликации для оформления коллективной работы, замысел, эскиз, композиция. Использование различных техник работы с бумагой при создании коллективной работы, использование при оформлении работы витой  спирали,   петель,   кулечков,   способы  изготовления  травы, гофрировки и т.п.

Практика: изготовление поделок.

6.Итоговое занятие.Теория: подведение итогов за учебный год, словесный анализ работ, награждение.

Практика: участие в  отчетной выставке детского творчества в ДДТ «Эврика»

                           

Цели программы

раскрыть творческий потенциал ребенка путём реализации его творческой индивидуальности в области декоративно-прикладного искусства, через овладение основами конструирования и моделирования из бумаги в сочетании с различными  материалами.

Результат программы

Будут знать:

·        элементарные  теоретические знания  по предмету, отдельную терминологию;

·        правила безопасной работы, организовывать свое рабочее место, соблюдая гигиену труда;

·        знать основные базовые формы оригами: «треугольник», «дверь», «воздушный змей», «конверт, «двойной треугольник», «двойной квадрат», «рыба», «катамаран» и выполнять на ихоснове несложные модели;

·        знать характеристики и свойства различных материалов, используемых в работе, в творчестве.

должны уметь:

·     владеть  основными умениями и навыками работы с бумагой в плоскости, природным материалом и другими материалами, используемыми в работе;

·     выполнять работу по инструкции педагога, по образцу, схеме;

·     владеть следующими приемами и способами работы с бумагой:

сминание, обрыв, сгибание, склеивание, надрезание, вырезание;

·     изображать различные предметы окружающего мира и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы работы  с бумагой и различными материалами;

·     уметь содержать в порядке свое рабочее место и выполнять правила безопасной работы с инструментами;

·     проявлять  доброжелательность в отношениях к  детям в объединении.

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

столы ученические, стулья ученические, доска магнитная, дыроколы фигурные тематические, магнитофон для воспроизведения музыкального фона.

Перечень используемых инструментов и материалов: бумага, ткань, клей, необходимое для занятий количество ножниц, карандашей, цветных красок и кистей. Стеки. Пластилин. Картон и гофробумага. Клей с блестками. Природный материал. Ватные диски и ватные палочки. Деревянные палочки для конструирования.

Видео