"Идейка" д/с

Программа вводит ребенка в удивительный мир детского творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, используя дополнительно различные материалы, сочетая их и дополняя. Занятия по художественному творчеству дают возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел в поделке или творческой работе. Занятия предусматривают рисование, работу с бумагой и природным материалом, а также такие виды творчества как аппликация, объемная игрушка. При работе с бумагой и картоном дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги, учатся изготавливать более сложные, трудоемкие и, вместе с тем, интересные изделия. Кроме того, дети приобретают навыки конструирования, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушать, воспринять чужую точку зрения. Занятия по рисованию предусматривают не только развитие художественного вкуса, но и расширение знаний об окружающем мире (природа; природные явления; времена года и т.д.)

Педагогическая целесообразность данной  Программы заключается в том, что сочетание различных видов деятельности и различных материалов особенно важно для детей 5-7 лет, так как оно благоприятно воздействует на развитие нервной системы ребенка,  способствует развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и памяти, что необходимо для успешного овладения письмом и речью и расширяет представления об окружающем мире.

Дети овладевают различными приёмами и способами работы с различными материалами. 

Все циклы занятий выстроены в определённой системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими (детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают способам изображения). На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методика этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка, лепки и аппликации. В итоге занятия носят творческий характер. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструи­рование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Ра­бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе не­повторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими в детском коллективе. Для развития двигательной ловкости и координации мелких дви­жений рук проводятся упражнения на рисование линий разного ха­рактера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам про­водятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

преподаватели

Голобокова Галина Александровна

Сорокина Светлана Николаевна

Зейналова Махия Аледдин кызы

Содержание программы

1. Вводное занятие.Теория: Знакомство с детским коллективом. Основные виды работы с бумагой.  Организация рабочего места и гигиена труда. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Правила поведения в учреждении и на занятиях. Экскурсия по учреждению.

 

2. Рисование  «Радужный Мир».Теория:  Цветовая гамма и солнечный спектр. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Сочетание цветов. Смешивание красок. Фон. План. Тень. Основы рисунка. Фон. Изобразительные средства рисования: точка, линия, тон, тень. Работа акварелью. Работа гуашью. Оттиск и отпечаток в рисунке. Работа с применением различных средств: кисть, губка, штамп, ватная палочка и т.д. Художественные промыслы. Элементы росписи в детском творчестве. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цве­та. Основные сочетания цветов 

Практика: Упражнения на выполнение линий разного характера. Художе­ственный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.Выполнение заданий на закрепление понятий: «ритм», «симметрия», «асим­метрия», «уравновешенная композиция».Создание творческих тематических композиций с элементами орнамента.Орнамент в квадрате. От­работка навыка аккуратной работы. Отработка приема: вырезание путем складывания. Задания на развитие воображения. Индивидуальная ра­бота. Работа по цветному фону. Игра-общение «Цветовые контрасты»

3. Аппликация из бумаги «Чудеса из бумаги» Инструменты, используемые при работе и правила безопасной работы на занятиях;Аппликация в плоскости. Теория: Знакомство со свойствами   бумаги и картона (сминается, рвется, скручивается, сгибается, разрезается, рвется); соединяется различными  способами: склеивается; сшивается;  переплетается;  впитывает воду;  вырезание из бумаги и  картона: симметричное  (бабочки,  листья,  цветы  или  полное изображение различных предметов или их силуэтов), снежинки,  орнаменты, салфетки; виды разметки: по шаблону, по трафарету, сгибанием, на глаз; способы соединения:   клеевое,  щелевое  соединение  изделия  из  двух заготовок и более;   изделия  из  одной заготовки: изделия из прямоугольного листа – полосы, на основе квадрата, на основе треугольника,  соединение плетением; фигурное плетение; Практика: способы использования аппликации, выполнение заданий и закрепление понятий форма, сюжет, фон. Вырезание изображения симметричного строения из одноцветной бумаги, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз «гармошкой») Выполнение тематических открыток.

3.2. «Рваная аппликация»; бумажная «Мозаика».Теория: приёмы работы и способы соединения; сюжет, подбор бумаги, выполнение многоцветной аппликации, наклеивание деталей изображения, высушивание аппликации, раскладывание деталей изображения на фоне. Однослойная аппликация (детали наклеены в один слой полностью или частично).Понятие «Мозаика», назначение, возникновение, способы подготовки бумаги для мозаики (нарезание ножницами, заготовка способом обрывания), содержание, замысел, эскиз. Бумажная мозаика: контурное и сплошное изображение.

Практика: выполнение работ с показом приемов по темам «Городской пейзаж», «Природный пейзаж», «Натюрморт» и т.д.

3.3. Объёмная аппликация. Теория: гигиена труда и правила безопасной работы с различными материалами, приёмы работы и способы соединения; свойства используемых материалов. Применение натуральных и синтетический материалов в работе.Практика: выполнение работ в технике «объёмная аппликация» - «Времена года». Конструирование изделий из бумаги. знакомство с понятием «Оригами», «Базовые формы», Основные приемы складывания бумажных заготовок (квадрата, прямоугольника), термины и условные знаки, принятые в оригами.  Знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник. Масштаб и масштабность, пропорции. Свойства используемых материалов (природный материал, вата, бисер, ткань и т.д.).Практика: вырезание элементов; работа с шаблонами, схемами, эскизами; подбор бумаги, наклеивание деталей изображения, высушивание аппликации, вырезание деталей изображения, раскладывание деталей изображения. Оформление работ.  Работа по развитию мелкой моторики.

Изготовление поделок на основе бумажного комочка, на основе базовых геометрических форм. Примерный перечень работ: животные, насекомые, овощи-фрукты, транспорт, архитектурные строения; растительный мир.

4. Лепка из пластилина с применением различных материалов (природный материал, вата, картон   и т.д.)

Теория: Свойства и виды пластилина. Характеристики используемых в сочетании с пластилином различных материалов (камешки, перья, блестки, нитки и т.д.)

Практика: выполнение работ по темам «Животные», «Растения», «Звери и птицы».

5.  Итоговое занятие.Теория: подведение итогов за учебный год, словесный анализ работ, награждение.

Практика: участие в выставке детского творчества в ДДТ «Эврика» по плану работы. Совместные открытые занятия и мастер – классы с родителями (законными представителями).

Цели программы

Раскрыть творческий потенциал ребенка путём реализации его творческой индивидуальности в области декоративно-прикладного искусства, через овладение основными приёмами работы с бумагой в сочетании с различными материалами

Результат программы

При условии реализации Программы в полном объёме  предполагается, что к концу учебного года обучающиеся будут знать:

·        теоретические знания по предмету, терминологию;

·        правила безопасной работы, и будут уметь организовывать свое рабочее место, соблюдая гигиену труда;

·        знать основные геометрические фигуры и уметь соотносить их к различным видам творческих работ, фантазируя и включая пространственное воображение;

·        характеристики и свойства различных материалов, используемых в работе, в творчестве;

·        наиболее распространённые виды росписи: «Хохлома», «Гжель», «Городец»;

·        способы рисования при помощи различных приспособлений (кисть, перо, ватная палочка, губка, природный материал (отпечаток) и т.д.

должны уметь:

·     владеть основными умениями и навыками работы с бумагой, природным материалом, объёмными формами и другими материалами, используемыми в работе;

·     выполнять работу по инструкции педагога, но импровизировать, вносить в работу что-то свое, видоизменять образец по своему усмотрению;

·     отличать и изготавливать объёмные фигуры по инструкции;

·     выполнять самостоятельно работу по образцу,  уметь работать по схеме, используя шаблон, лекало;

·     уметь анализировать порядок выполнения работы;

·     уметь содержать в порядке свое рабочее место и выполнять правила безопасной работы с инструментами и материалами;

·     проявлять  доброжелательность в отношениях со сверстниками, уметь анализировать ситуации и контролировать  свое поведение;

·     рисовать карандашом, красками (акварельными и гуашью), учитывая пропорции и подбирая нужные цвета и оттенки;

·     активно участвовать  в жизни объединения, на фоне развитых коммуникативных способностей.

 

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

столы ученические, стулья ученические, доска магнитная, дыроколы фигурные тематические, магнитофон для воспроизведения музыкального фона, инструменты и материалы для занятий.

Перечень используемых инструментов и материалов: бумага, ткань, клей, необходимое для занятий количество ножниц, карандашей, цветных красок и кистей. Стеки. Пластилин. Картон и гофро- бумага. Клей с блестками. Природный материал. Ватные диски и ватные палочки. Деревянные палочки для конструирования.

Видео