- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Группы раннего дошкольного развития "Непоседы"
Рекомендуем посмотреть
Группы раннего дошкольного развития "Непоседы"
Объединение в одном занятии двух разноплановых по способу овладения предметов: математики с начальными основами геометрии, изучение которой носит в основном теоретический характер, конструирования, которое носит практический характер.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять
ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
Основными положениями Программы является: существенное усиление геометрической и конструкторской линии данной программы, обеспечивающее развитие пространственных представлений и воображения детей.
Программа создает условия для формирования элементов конструкторского мышления и конструкторских умений для использования в дальнейшей школьной жизни ребенка. Она наполнена конструкторско-практической деятельностью учащихся, в которой находит подкрепление и развитие мыслительной деятельности детей. Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, размер, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. При конструировании у детей вырабатываются обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать образцы (предметы). Дошкольники учатся планировать работу, представляя её в целом, контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.
Предлагаемые в Программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности ребенка-дошкольника, уровень умений и навыков учащихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
преподаватели
Лифинова Елена Валентиновна
Молчанова светлана Юрьевна
Руднева Татьяна Станиславовна
Носкова Наталья Александровна
Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория. Введение в Программу и знакомство с детским коллективом, правилами поведения в учреждении и на занятиях. Экскурсия по учреждению. Организация рабочего места. Учебные принадлежности, необходимые для занятий. Правила сохранения осанки.
Практика. Упражнения в правильной посадке за партой и правильном положении тетради при письме.
2. Логика
Практика. Умение сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности; умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей; умение ориентироваться на существенные признаки объектов (предметов) и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменения во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать закономерности, строить гипотезы и выводить следствия; умение проводить логические операции и аргументировать их. Выполнение логических заданий с использованием блоков Дьенеша, квадратов Никитина, счётных палочек, планшета – резиночки.
3. В мире геометрии
Теория. Знакомство с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник), их элементы и признаки.
Знакомство с геометрическими телами: шар, куб, параллелепипед, конус, пирамида.
Практика. Классификация геометрических фигур и тел по цвету, форме, размеру. Упражнения в распознавании фигур, конструирование фигур из счётных палочек. Упражнения в умении копировать образец по схеме-помощнику. Моделирование геометрических фигур: составление из нескольких треугольников многоугольника, из нескольких маленьких квадратов — одного большого прямоугольника, из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник и т.д. Преобразование (комбинаторика) геометрических фигур по заданию. Конструирование фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств. Составление тематические композиции из фигур по заданию и по собственному замыслу.
Упражнения на нахождение блока нужной формы, логические задания с блоками Дьенеша.
4. Конструирование и комбинаторика
Теория. Знакомство с приёмами конструирования и комбинаторики. Знакомство с языком символов: схема- помощник, карточки – свойства.
Практика. Составление разнообразных объектов (фигур, предметов) путем: конструирования по образцу, конструирование по модели (усложненная разновидность конструирование по образцу), конструирование по условиям, конструирование по теме, конструирование по замыслу, конструирование по простейшим чертежам и схемам. Выполнение аппликаций, работа с пластилином и бумагой, счетными палочками, квадратами Никитина, блоками Дьенеша, выполнение заданий с пособием «Колумбо яйцо», планшетом–резиночки, Комбинаторика, преобразование объектов (фигур, предметов) путём комбинирования цвета или формы. Работа с логическими блоками Дьенеша и моделирование важных понятий математики и информатики с помощью блоков: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; построение высказываний с союзами "и", "или", частицей "не". Выявление и абстрагирование свойств; сравнение предметов по заданным свойствам; классификация и обобщение. Выполнение логических заданий: «Цепочка», «Гусеница», «Чего не хватает?», «Найди девятый элемент!»
Цели программы
Обеспечить начальную математическую грамотность учащихся и дать начальные конструкторские навыки и умения.
Результат программы
В результате освоения Программы обучающиеся должны знать:
- геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник;
- геометрические тела: шар, куб, параллелепипед, конус, пирамида;
- элементы геометрических фигур: вершины, стороны, углы фигур;
- виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый;
- точка, прямая, кривая и ломаная линии, луч;
- направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.
В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов); устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью);
- находить части целого множества и целое по известным частям;
- делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть;
- собирать целое из частей;
- различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.)
- различать и называть геометрические тела: шар, куб, конус, пирамида, параллелепипед;
- различать углы: прямой, острый, развёрнутый, тупой;
- логически рассуждать и выполнять задание по схеме, образцу педагога;
- конструировать по образцу, простейшей схеме, замыслу;
-сравнивать объекты (предметы, геометрические фигуры и тела) по заданным свойствам;
-классифицировать и обобщать;
- преобразовывать фигуры (выполнять простейшие задания по комбинаторике);
- работать самостоятельно, в подгруппе, в паре.
Особые условия проведения
нет
Материально-техническая база
Для организации и проведения занятий необходимы материально-техническая база и оборудование:
-учебный кабинет;
-мебель, соответствующая возрасту учащихся;
-учебная доска;
-технические средства обучения;
- методические пособия; дидактический и раздаточный материал