Общеразвивающая программа по виду спорта "Плавание"

Плавание – один из наиболее массовых и популярных видов спорта с богатейшей историей. Первые соревнования по плаванию относятся к рубежу XV–XVI веков (в 1515 году прошли состязания пловцов в Венеции). В 1896 году плавание вошло в программу первых Олимпийских игр, и с тех пор неизменно входит в олимпийскую программу.

7 причин отдать детей в секцию плавания:

– плавание – это и кардио, и силовая тренировка;

– дети не устают так быстро, как при занятиях на суше;

– плавание развивает дыхание;

– улучшает осанку;

– успокаивает нервы;

- развивает все группы мышц;

- активизирует мозговую деятельность.

Основными способами плавания являются вольный стиль, на спине, брасс, баттерфляй, комплексное плавание.

Для занятий плаванием необходимы шапочка для бассейна, очки для плавания, спортивный купальник или плавки.

 

преподаватели

Тренер-преподаватель Кошелева Ольга Владимировна

Содержание программы

Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с учебным планом, рассчитанным на 36 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивной школы.

Учебный план на 36 недель учебно-тренировочных занятий (в часах)

1. Теоретическая подготовка (6 часов) - Устный опрос. Теоретический зачет.

2. Общая физическая подготовка (на суше и в воде) (70 часов) - Выполнение нормативов ОФП.

3. Специальная физическая подготовка и специальная техническая подготовка (на суше и в воде) (54 часа) - Выполнение нормативов по СФП.

4. Участие в соревнованиях (6 часов) - Результаты соревнований. Выполнение спортивных разрядов.

5. Контрольно-переводные испытания для зачисления на этап начальной подготовки (4 часа) - Выполнение нормативов по ОФП, СФП, техническому мастерству.

6. Медицинское обследование (4 часа) - Допуск врача спортивной медицины на новый учебный год.

Цели программы

Цель – формирование здорового образа жизни, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Результат программы

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

В области теории и методики физической культуры и спорта:

история развития вида спорта;

место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;

необходимые сведения о строении и функциях организма человека;

гигиенические знания, умения и навыки;

режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;

требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;

требования техники безопасности при занятиях плаванием.

В области общей физической подготовки:

развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий;

освоение комплексов физических упражнений;

укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.

В области специальной физической подготовки:

развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости;

повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности.

В области избранного вида спорта:

овладение общими основами техники избранного вида спорта;

развитие специальных психологических качеств;

освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся, тренировочных нагрузок;

выявление одаренных детей для дальнейшего обучения по предпрофессиональным программам по избранному виду спорта на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе.

Особые условия проведения

С целью проверки эффективности развития личностных качеств и исполнительских навыков обучающихся, разработаны ее параметры и критерии.

1. Универсальные учебные действия.

2. Подготовка по избранному виду спорта.

Параметру «универсальные учебные действия» соответствуют следующие критерии:

*Мотивация, активная позиция обучающегося – интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям, проявляемая активность при достижении целей, эмоциональное участие в процессе обучения; умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью.

*Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности.

*Работоспособность- способность сосредоточенно повторять различные упражнения, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.

*Умение работать в команде – наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся, создания благоприятного климата в детском коллективе для более легкого и успешного освоения программы.

*Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.

Параметру «подготовка по избранному виду спорта» соответствуют следующие критерии:

*Ориентировка в пространстве и группе – умение верно определять положения объектов и предметов относительно друг друга.

*Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте – умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.

*Знание комплекса упражнений для развития физических качеств – уверенное выполнение необходимых упражнений.

*Координация движений – умение хорошо запоминать и координировать движения, что зависит от работы вестибулярного аппарата и группового взаимодействия мышц, которое обеспечивает устойчивость тела.

*Степень развития способностей – овладение способами плавания, техникой стартов и поворотов, скольжением на воде.

 

Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.

Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:

Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета.

Средний уровень развития (2-3 балла) характеризует:

Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;

Начальный уровень развития (0-1 балл):

Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.

В ходе проведения мониторинга используются следующие методы:

· наблюдение,

· опрос,

· беседа,

· диагностика,

· обобщение педагогического опыта,

· выполнение нормативов.

Материально-техническая база

Плавательный бассейн МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха;

Методический кабинет МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха;

Зал общей физической подготовки МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха;

Спортивный зал № 1 МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха;

Стадион МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха;

Оборудование и инвентарь по избранному виду спорта (МБУ ДО ДЮСШ городского округа Власиха).