Умелые руки

Выпиливание лобзиком, по сравнению с другими видами отделки древесины, является наиболее доступным для обучающихся начальной школы т.к. не требует сложных профессиональных приемов труда, дорогостоящих инструментов и дефицитных конструкционных материалов.

 

РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ПОЛНОГО ОСВОЕНИЯ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРОГРАММУ "Умелые руки" НА МОДУЛЬ №2

 

 

преподаватели

Мешалкин Александр Михайлович

Расписание

Занятия проходят 2 рада в неделю по 2-3 академических часа 

Содержание программы

3.       Содержание учебного плана.

3.1.         Содержание учебного плана стартового уровня обучения

v  Введение в образовательный материал – 1 час

·          Теория – 0,5 ч. Ознакомление содержанием программы. Техника безопасности и правила поведения в учреждении. Необходимые инструменты и материалы. Виды свойства конструкционных материалов. Устройство приспособлений и инструментов при выпиливании лобзиком.

·          Практика – 0,5 ч. Знакомство с инструментами и материалами

·          Культурно-просветительский и диагностический блок Кодекс ДШИ им. Е.Д. Поленовой о правах и обязанностях обучающихся. Правила поведения на занятиях. Первичный инструктаж по технике безопасности. Педагогическая беседа

1.       Основы ПДД «Пешеход – кто это?» – 1 ч.

·          Теория – 1 ч. Ознакомление с правилами дорожного движения и другими материалами, способствующими изучению основ ПДД. «Пешеход – кто это?» Его права и обязанности.

v  Тема №1. Техника выпиливания по внутреннему и внешнему контуру. Совершенствование навыков выпиливания на образцах.  – 22часов.

1.       Техника выпиливания по внутреннему и внешнему контуру. Совершенствование навыков выпиливания на образцах. – 16часов.

·          Теория – 2 ч. Положение корпуса тела и рук при выпиливании. Передвижение заготовки, наклон пилки.

·          Практика – 14 ч. Изготовление поделок-«Лопатка», «Топорик», « и др.

·          Культурно-просветительский и диагностический блок. Просмотр, фото-, видеоматериалов. Посещение, музеев, выставок. Беседы по ОБЖ – меры безопасности на льду. Знакомство с планом эвакуации. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.       Основы ПДД «Подсказки на дорогах» – 6ч.

·          Теория –2 ч. Дорожная разметка, знаки, сигналы светофора и регулировщика.

v  Тема №2. Техника перевода рисунка на фанеру. Изменение формата рисунка Приёмы работы – 52 часов.

1.       Изменение формата рисунка, технология склеивания, виды клея. Выжигание. Приёмы работы – 49 часов.

·          Теория – 5 ч. Практический показ, сопровождаемый объяснением. Виды и свойства клея, техника безопасности при работе с клеем. Практическая демонстрация.

·          Практика – 44 ч. Изготовление поделок-лошадка, цветок, сердечко и др.

·          Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседы по ОБЖ. Безопасность во время проведения массовых мероприятий. Праздничные занятия. Просмотр фото-, видеоматериалов с  Посещение  музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.       Основы ПДД «Кто есть, кто на дороге?» – 3ч.

·          Теория – 0,5 ч. Перечень участников дорожного движения, их права, обязанности.

v  Тема №3 Соединение на задвижных пазах. Угловое соединение на шипах – 26 часов.

1.       Соединение на задвижных пазах. Угловое соединение на шипах– 25 часов.

·          Теория – 2 ч. Особенности сборных конструкций, условия надёжности соединения.

·          Практика – 23 ч. Изготовление поделок на тему –цыплята, кузнецы и др.

·          Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседы по ОБЖ О правилах поведения с незнакомыми людьми. Вторичная беседа о гололёде. Вторичный инструктаж по технике безопасности. Противопожарная безопасность. Просмотр, фото-, видеоматериалов. Посещение музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение. Заполнение диагностики.

2.       Основы ПДД «Транспортные средства» – 1 ч.

·          Теория – 0,5 ч. Различные транспортные средства, как источник повышенной опасности на дороги. Классификация транспортных средств.

v  Тема №4. Изготовление подвижных игрушек с применением шарнирных и осевых соединений    – 18часов

1.       Изготовление подвижных игрушек с применением шарнирных и осевых соединений – 36 ч.

·          Теория – 2 ч. Рассказ о декоративно-прикладном искусстве, истории создания деревянных игрушек

·          Практика – 34 ч. Изготовление поделок-слон, гимнаст и др.

·          Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседа по ОБЖ о правилах поведения на природе. Просмотр т, фото-, видеоматериалов Посещение, музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.       Основы ПДД «Велосипед – мой первый транспорт» – 2 ч.

·          Теория – 2 ч. Устройство велосипеда, его преимущество перед остальными видами транспорта. Правила поведения велосипедиста, как участника дорожного движения.

v  Итоговые занятия – 6 часа.

·          Теория – 1ч. Подведение итогов. Праздничные занятия.

·          Практика – 5 ч. Организация выставки.  Награждение. Игры.

Культурно-просветительский и диагностический блок. Просмотр, фото-, видеоматериалов Посещение музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Выпускное занятие. Награждение. Педагогическая беседа, наблюдение. Заполнение диагностики.

3.2.         Содержание учебного плана базового уровня

первого года обучения.

1.Введение в образовательный материал.  Ознакомление с планом работы на год. Повторение пройденного материала-1ч

1.       Основы ПДД «Повторение пройденного материала» – 1 ч.

·          Теория – 1 ч. Повторение и закрепление пройденного материала.

·          дороге? Как двигаться? Куда идти? Как я должен выглядеть?

v  Тема №1. Техника выпиливания по внутреннему и внешнему контуру. Совершенствование навыков выпиливания – 24часа

1.       Техника выпиливания по внутреннему и внешнему контуру – 20 ч

Теория – 2 ч. Способы наложения штриховки при тонировке изображения.

Практика – 18ч.  Выбор варианта эскиза для . Выполнение работы

Культурно-просветительский и диагностический блок. Просмотр , фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение , музеев, выставок. Беседы по ОБЖ – меры безопасности на льду. Знакомство с планом эвакуации. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.       Основы ПДД «Знаки, разметка, светофор - друзья». – 4ч.

·          Теория – 2 ч. О чём говорят знаки, разметка, светофор. Какие подсказки они могут дать?

Тема2-Технология выпиливания и склеивания. Выжигание  – 76 часов.

1.       Технология выпиливания и склеивания   – 76 ч

·          Теория – 6 ч. Особенности выполнения изделий повышенной сложности. Внимание к мелочам, качеству выпиливания

Практика – 70ч. Планирование и изготовление изделий на тему-«Ваза», «Шкатулка», «Конфетница»

Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседы по ОБЖ. Безопасность во время проведения массовых мероприятий. Праздничные занятия. Просмотр  фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение  музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.       Основы ПДД «Я еду в транспортном средстве»  – 0 ч.

Теория – 1 ч. Я пассажир, что мне можно делать в общественном транспорте? Что можно делать в машине с родителями? Как я должен себя вести?

Тема №3. Соединение на задвижных пазах  – 14 часов.

1.       Соединение на задвижных пазах  – 13 ч

·          Теория –2 ч. Правила сборки изделий различных констукций, условия прочности соединения

Практика – 11 ч. Планирование и изготовление изделий на тему «Танк», «Самолёт», «Машина»

·          Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседы по ОБЖ О правилах поведения с незнакомыми людьми. Вторичная беседа о гололёде. Вторичный инструктаж по технике безопасности. Противопожарная безопасность. Просмотр  фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение , музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение. Заполнение диагностики

Основы ПДД «Где можно встретить машину?».– 1 ч.

·          Теория – 1 ч. Где встречаются машины? Где можно ездить машинам?

v  Тема №4 Изготовление подвижных игрушек с примененим осевых и шарнирных соединений   – 26часов

1.       Изготовление подвижных игрушек с примененим осевых и шарнирных соединений – 25 ч

·          Теория – 2 ч.   Беседа о материалах, используемых при отделке готовых изделий. Технология нанесения покрытия.

·          Практика – 23 ч. Планирование и практическое выполнение покрытия готовых изделий.

Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседа по ОБЖ о правилах поведения на природе. Просмотр  фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение.

Основы ПДД «Велосипедист и дорога»» – 1 ч.

Теория – 1 ч. Когда можно выезжать на велосипеде на дороге?

v  Итоговые занятия – 2часа.

·          Теория – 2 ч. Подведение итогов. Праздничные занятия.

·          Практика – 3 ч. Выставка . Награждения. Игры.

Культурно-просветительский и диагностический блок. Просмотр , фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Выпускное занятие. Награждение. Педагогическая беседа, наблюдение. Заполнение диагностики.

 

3.2           . Содержание учебного плана базового уровня второго года обучения.

 

v   Введение в образовательный материал – 2 часа.

1.       Введение в образовательный материал. Ознакомление с содержанием программы. Техника безопасности и правила поведения в учреждении. Необходимые инструменты  – 1,5 ч.

·          Теория – 0,5 ч. Выпиливание-как декоративно-прикладное искусство

·          Практика – 0,5 ч Знакомство с искусством выпиливания  демонстрацией образцов.

·          Культурно-просветительский и диагностический блок. Кодекс ДШИ им. Е.Д. Поленовой о правах и обязанностях обучающихся. Правила поведения на занятиях. Первичный инструктаж по технике безопасности. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.       Основы ПДД «Я – пешеход». – 0,5 ч.

·          Теория – 1 ч. Что значит быть пешеходом? Какими правами и обязанностями я обладаю как пешеход?

v  Тема №1 Освоение новых приемов в работе с выжигательным аппаратом  – 12 часа.

1.       Освоение новых приёмов в работе с выжигательным аппарат0м-10ч

·          Теория – 4  ч. Устройство выжигательного аппарата, правила работы.

·          Практика – 6 ч. Практика штриховки и тонирования с помощью выжигательного аппарата. Изготовление панно на тему «Природа»

·          Культурно-просветительский и диагностический блок. Просмотр  фото-, видеоматериалов . Посещение , музеев, выставок. Беседы по ОБЖ – меры безопасности на льду. Знакомство с планом эвакуации. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.       Основы ПДД «Как и где переходить дорогу?». – 2 ч.

Теория – 2 ч. Дорожная разметка, знаки, сигналы светофора и регулировщика, сигнализирующие о том как и где переходить дорогу

v  Тема №2 Соединение на задвижных пазах . – 20часов.

1.       Соединение на задвижных пазах – 18 ч

·          Теория – 3  ч. Условия прочности соединения на задвижных пазах.

·          Практика – 15 ч. Планирование и изготовление поделок на тему «Игрушечная мебель»

·          Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседы по ОБЖ. Безопасность во время проведения массовых мероприятий. Праздничные занятия. Просмотр  фото-, видеоматериалов  Посещение , музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.       Основы ПДД «Кто главный на дороге?»  – 2 ч.

·          Теория – 1 ч. Перечень участников дорожного движения, их права, обязанности, у кого приоритет движения? Как определить кому уступать?

v  Тема №3 Пропильная резьба. История и приёмы работы.  – 74часов.

1.       Пропильная резьба. История и приёмы работы – 73 ч.

·          Теория – 3 ч. Исторические сведения о пропильной резьбе. Особенности её выполнения.

·          Практика – 70 ч Отработка навыков выпиливания пропильной резьбы на учебных образцах.

·          Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседы по ОБЖ О правилах поведения с незнакомыми людьми. Вторичная беседа о гололёде. Вторичный инструктаж по технике безопасности. Противопожарная безопасность. Просмотр, фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение. Заполнение диагностики

2.       Основы ПДД «Машина – опасность!» – 1 ч.

·          Теория – 1 ч. Машина, как источник повышенной опасности на дороги. Классификация транспортных средств.

v  Тема №4 Объёмные изделия с применением пропильной резьбы – 14 часов

1.       Объёмные изделия с применением пропильной резьбы – 13.5 ч.

·          Теория – 1ч.-Правила сборки объёмных изделий

·          Практика – 12,5 ч Планирование и изготовление вазы для фруктов.

·          Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседа по ОБЖ о правилах поведения на природе. Просмотр фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.       Основы ПДД «Я – велосипедист» – 0,5 ч.

·          Теория – 1 ч. Что значит быть велосипедистом? Что можно на велосипеде? Где кататься? Правила поведения велосипедиста, как участника дорожного движения.

v  Тема №5 Накладная резьба. История и приёмы работы Итоговые занятия – 22 часов.

·          Теория – 1,5 ч. Особенности накладной резьбы. Подведение итогов. Праздничные занятия.

·          Практика – 20,5 ч.  Академические показы. Награждения. Игры.

Культурно-просветительский и диагностический блок. Просмотр фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Выпускное занятие. Награждение. Педагогическая беседа, наблюдение. Заполнение диагностики.

2.2.         Содержание учебного плана базового уровня

третьего года обучения.

·          Введение в образовательный материал. Ознакомление с планом работы на год. Повторение пройденного материала.

2.       Основы ПДД «Повторение пройденного материала» – 1 ч.

·          Теория – 1 ч. Повторение и закрепление пройденного материала.

·          дороге? Как двигаться? Куда идти? Как я должен выглядеть?

v  Тема №1. О Художественное выжигание по древесине – 18часов.

Художественное выжигание по авторским эскизам – 16 ч

Теория – 2 ч. Способы наложения штриховки при тонировке изображения.

·          Практика – 18ч.  Выбор варианта эскиза для выжигания. Выполнение работы

Культурно-просветительский и диагностический блок. Просмотр, фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение, музеев, выставок. Беседы по ОБЖ – меры безопасности на льду. Знакомство с планом эвакуации. Педагогическая беседа, наблюдение.

Основы ПДД «Знаки, разметка, светофор - друзья». – 2 ч.

·          Теория – 2 ч. О чём говорят знаки, разметка, светофор. Какие подсказки они могут дать?

Тема №2 Художественное выпиливание изделий повышенной сложности – 81 часов.

2.       Художественное выпиливание изделий повышенной сложности – 79 ч

·          Теория – 5 ч. Особенности выполнения изделий повышенной сложности. Внимание к мелочам, качеству выпиливания

Практика – 74ч. Планирование и изготовление изделий на тему-«Ваза», «Шкатулка», «Конфетница»

2.3.                       Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседы по ОБЖ. Безопасность во время проведения массовых мероприятий. Праздничные занятия. Просмотр фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение.

3.       Основы ПДД «Я еду в транспорте» – 2 ч.

Теория – 1 ч. Я пассажир, что мне можно делать в общественном транспорте? Что можно делать в машине с родителями? Как я должен себя вести?

Тема №3. Технология выполнения изделий различных конструкций – 96часов.

Технология выполнения изделий различных конструкций– 94 ч

·          Теория – 3 ч. Правила сборки изделий различных конструкций, условия прочности соединения

Практика – 91 ч.

·          Планирование и изготовление изделий на тему «Танк», «Самолёт», «Машина»

·          Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседы по ОБЖ О правилах поведения с незнакомыми людьми. Вторичная беседа о гололёде. Вторичный инструктаж по технике безопасности. Противопожарная безопасность. Просмотр фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение, музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение. Заполнение диагностики

Основы ПДД «Где можно встретить машину?».– 2ч.

·          Теория – 1 ч. Где встречаются машины? Где можно ездить машинам?

v  Тема №4. Отделочные работы объёмных изделий   – 15 часов

2.       Отделочные работы объёмных изделий – 14 ч

·          Теория – 2 ч.   Беседа о материалах, используемых при отделке готовых изделий. Технология нанесения покрытия.

·          Практика – 12 ч. Планирование и практическое выполнение покрытия готовых изделий.

Культурно-просветительский и диагностический блок. Беседа по ОБЖ о правилах поведения на природе. Просмотр фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.       Основы ПДД «Велосипедист и дорога»» – 1 ч.

Теория – 1 ч. Когда можно выезжать на велосипеде на дороге?

v  Тема №6 Итоговые занятия – 3 часов.

1.       Итоговые занятия – 3 ч

·          Теория – 2 ч. Подведение итогов. Праздничные занятия.

·          Практика – 3 ч. Выставка. Награждения. Игры.

2.4.                       Культурно-просветительский и диагностический блок. Просмотр, фото-, видеоматериалов с выступлений. Посещение музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Выпускное занятие. Награждение. Педагогическая беседа, наблюдение. Заполнение диагностики.

 

Цели программы

 

Освоение технологии пропильной резьбы при изготовлении различных поделок и изделий из древесины.

Результат программы

В результате освоения программы, обучающиеся:
Должны знать:
 Правила техники безопасности и поведения в учреждении.
 Назначение изделий, выполняемых способом выпиливания.
 Виды и свойства конструкционных материалов, применяемых для изготовления этих изделий.
 Устройство и назначение инструментов и приспособлений при выпиливании лобзиком, технику безопасности при работе с ними.
 Свойства вспомогательных материалов, применяемых для сборки и отделки изделий.
 Должны уметь:

 Свободно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми в процессе создания изделия, производить их отбор в зависимости от задания.
 Организовывать рабочее место при выпиливании лобзиком.
 Применять инструменты и приспособления по назначению.
 Выполнять подготовительные операции, ориентироваться в задании по образцу, рисунку, чертежу.
 Выполнять приемы выпиливания деталей по наружному и внутреннему контуру,производить сборку изделий из фанеры при помощи различных шиповых соединений и на клею.
 Производить чистовую обработку готовых изделий и дополнительную отделку способом выжигания и лакирования.
 Уметь планировать творческий процесс, понимать и соблюдать процесс работы над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов.
 Грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки

Особые условия проведения

Наиболее эффективной формой работы с обучающимися на практическом этапе занятия является индивидуальная работа, которая способствует решению поставленных задач. При изучении новой техники педагог демонстрирует приемы работы инструментами и материалами, что дает полное представление о технологии и этапах работы.
Сведения по теории часто даются непосредственно в процессе занятия и в ходе работы над изделием. Программа дана по годам обучения, в течение которых ученикам следует усвоить определенный минимум знаний, умений, навыков, сведений по обработке дерева. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам.

Материально-техническая база

Реализация программы предполагает наличие материально-технической базы, соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий и практического обучения, предусмотренных учебным планом.
Оборудование учебного кабинета:
1) рабочее место педагога;
2) учебные места обучающихся;
3) персональный компьютеры;
5) проектор и принтер;
6) наглядные и дидактические пособия.

Стоимость

Программа пеализуется по ПФДО