"Чудесная мастерская"

Формирование художественно-творческих способностей детей является актуальной задачей в дополнительном образовании. Решение этой задачи начинается в дошкольном возрасте и продолжается в начальных классах средней школы.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с историей развития декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такая информация не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывает интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Занятия в объединении заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Дети овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

преподаватели

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Мельничук Наталья Викторовна

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Содержание программы

Содержание 

1. Вводное занятие.

Теория. Бумага и ее свойства, виды. Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.

 2. Бумага и картон.

Теория. Беседа «Из истории ножниц». Знакомство: приемы работы с бумагой и картоном; создание объемной формы из бумаги; декорирование поверхностей бумаги, картона.

Практика. Отработка техники.

 · Вырезание и аппликация.

Теория. Беседа «Орнамент». Симметричное вырезывание. Многослойное вырезывание. Геометрия на плоскости. Представление о геометрических фигурах, их признаки: круг, полукруг, квадрат, треугольник и так далее. Способы их составления и вырезания. Составление панно по готовому эскизу.

Практика. Отработка техники, способов их составления и вырезания.

 4. Аппликация, виды аппликаций.

Теория. Знакомство с различными видами аппликаций: плоскостная, рваная, выпуклая, объёмная. Аппликация из природного материала. Аппликация из текстильных материалов. Отличительные особенности. Знакомство с основными правилами работы, техникой изготовления, последовательностью действий.

Знакомство с шаблоном, трафаретом с изображением плодов, цветов, грибов, птиц, животных, геометрических фигур. Понятие сюжет и композиция. Композиция и эскиз. Фон и цвет. Характерность образа, средства выразительности. Представление о технике коллажа. Мозаика, ее виды. Знакомство с паспарту и её значение.

Практика. Отработка техники: составление панно по готовому эскизу; декоративное панно; орнаменты; сюжетная аппликация; натюрморт; аппликация из геометрических фигур, бумажных полос; аппликация из листьев; аппликация из резанных, крученных нитей, плетеных косичек; аппликация из ваты (матрешка, "слоеный пирог«.

 5.Торцевание.

Теория. Знакомство с техникой торцевания. Использование её в аппликации. Основные приемы работы, последовательность действий. Поделки из бумаги, открытки, мозаика в технике торцевания. Объемное торцевание на пластилиновой основе. Гофрированная бумага и ее значение в изготовлении трубочки – торцовочки.

Практика. Изготовление различных композиций, создание тематических панно, цветов, поделок (Пушистый коврик, тигренок, елка, кактус).

6.Комбинированные работы из различных материалов.

Теория. Пластилин и природный материал. Пластилин, крупа и различные семена. Бумага и бросовый материал. Знакомство с приемами и техникой работы. Создание художественных образов. Соблюдение правил работы.

Практика. Создание различных поделок, композиций.

 7.Игрушки и поделки из бумаги.

Теория. Знакомство с технологией изготовления игрушек и поделок, последовательностью работы, способов их создания. Игрушки из различных материалов: яичной скорлупы, коробок, стаканчиков, природного и бросового материала. Мягкая игрушка из бумаги, крученных полосок, пластичных бумажных полосок. Игрушки и поделки из геометрических объемных форм. Знакомство с многогранниками: куб, цилиндр, конус. Елочные игрушки. Поздравительные открытки. Создание художественных образов. Оформление работы.

Практика. Изготовление игрушек и поделок из бумаги. (Клоун, рыбка, деревья, машины, птичка, божья коровка и т. п.)

 8.Азбука бумагопластики.

Теория. Знакомство. Бумажная пластика, последовательность действий работы: выбор сюжета, подбор бумаги по цвету и т.д. Понятие объемной композиции. Значение фона в выборе объёмной композиции. Наложение фона на основу. Изготовление объёмных деталей (конструкций). Раскладывание деталей на фоне, наклеивание, оформление готовой работы. Изготовление различных композиций, поделок, игрушек с использованием бумажных комочков, витой бумажной спирали, петли «пушистого шарика», «фонарика», кулечка из бумажного квадрата, круга, гофрированной бумаги.

Практика. Отработка технологий, создание цветов, поделок и игрушек с использованием элементов бумагопластики.

9.Оригами.

Теория. Знакомство с художественным моделированием из бумаги путем сгибания. Складывание и художественное оформление простейших фигурок. Основные правила в работе. Изучение базовых форм: «треугольник», «двойной треугольник», «квадрат» «двойной квадрат» и.... Конструирование из модулей (простых). Соединение объемных модулей.

Практика. Складывание моделей, композиций.

 10.Техническое конструирование из бумаги.

Теория. Контурные модели ракет, судов, самолетов. Знакомство со схемой, чертежом. Использование шаблонов. Машина, роботы из спичечных коробков и т.п.

Практика. Изготовление технических поделок.

11.Работа по замыслу.

Практика. Свободное творчество. Закрепление (повторение) пройденного материала.

 12.Итоговое занятие.

Теория. Обсуждение, посещение выставок, экскурсии. Отбор работ на выставки.

 

 

Цели программы

Цель программы: формирование познавательного интереса к моделированию технических объектов из различных материалов.

Результат программы

В результате обучения дети знают, умеют:

· Знают различные виды бумаги, ее свойства, пластические возможности, способы обработки, применяют элементы бумагопластики, используют знания в практической работе;

· знают приемы и правила работы с ножницами, соблюдают технику безопасности;

· понимают назначение чертежа, знают названия и правила работы с некоторыми чертежными инструментами;

· знают основные геометрические фигуры и формы, их признаки, способы построения и создания, умеют создавать простой геометрический орнамент;

· применяют освоенные знания о различные особенности аппликации, используют разнообразные виды аппликации;

· приобретены некоторые умения работы при коллективном выполнении задания;

· умеют складывать базовые формы оригами, простые модели на их основе;

· имеют представление о макете, эскизе;

· умеют создавать и реализовывать замысел не сложного образа, композиции из различных материалов.

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

- учебный кабинет с необходимым оборудованием и отвечающий требованиям пожаробезопасности и охраны труда, достаточное освещённость, соответствие мебели ростовым нормам;

- принадлежности, инструменты и материалы для занятий: палитра, ёмкости для воды, кисти, инструменты для декоративно-прикладной деятельности (стеки, ножницы, клей и т.д.), доступ к водопроводу;

- выставочные места для демонстрации детских работ (стенды, столы, витрины)

- компьютерное и мультимедийное оборудование – средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, фотографий, видео- и аудио-фрагментов и т.п.

Стоимость

Занятия проводятся на бюджетной основе.

Видео