Фортепиано

Данная программа имеет художественную направленность и включает в себя комплекс дисциплин: «Фортепиано», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», "Хоровое пение".

Основой обучения является программа "Фортепиано",

программы «Сольфеджио» (см. приложение 1), «Музыкальная литература» (см. приложение 2) и «Хоровое пение» (см. приложение 3) прилагаются.

Актуальность данной программы состоит в необходимости создания условий для вовлечения в процесс музыкального развития и обучения основам игры на фортепиано детей и подростков в условиях, когда ценность музыкальной культуры и музыкального воспитания в современном обществе нивелируется и все возрастает информационная пропаганда массовых, эстрадно-попсовых направлений в музыке. Данная программа составлена с учетом потребности детей и подростков в знакомстве и освоении лучших современных образцов инструментальной музыки и необходимости приобщения обучающихся к лучшим классическим (академическим) образцам русской и зарубежной музыки.

А также является целесообразным обучение игре на фортепиано в комплексе с такими дисциплинами, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и «Хоровое пение». Такое обучение способствует музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора и формированию музыкального вкуса.

РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ПОЛНОГО ОСВОЕНИЯ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРОГРАММУ

ФОРТЕПИАНО. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ МЗ НА МОДУЛЬ №2

Педагоги

Галсанова Елена Юрьевна -фортепиано

Сбитнева Виктория Викторовна-фортепиано

Мартынова Марина Викторовна-сольфеджио, музыкальная литература

Борисова Татьяна Николаевна-хоровое пение

Содержание программы

   В основе дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Фортепиано» МБУДОДШИ им. Е.Д.Поленовой (г. Хотьково) лежит общее музыкальное воспитание и развитие обучающихся через знакомство с основами музыкальной грамоты,  хорового пения и обучение игре на фортепиано, а также приобщение к лучшим образцам классического и современного музыкального репертуара.

Данная программа имеет художественную   (музыкальную) направленность и состоит из двух модулей:

1)      Модуль №1 «Фортепиано. Музыкально-теоретические дисциплины» - включает в себя комплекс дисциплин (групповые занятия): Сольфеджио, Хоровое пение, Музыкальная литература.

2)      Модуль №2 «Фортепиано. Индивидуальные занятия» - включает в себя индивидуальные занятия по обучению игре на фортепиано;

 Программа разработана на основе примерной программы для Детских музыкальных школ и школ искусств, одобренной Министерством культуры Российской Федерации, научно-методическим центром по художественному образованию 2002 года, и адаптирована для МБУДОДШИ имени Елены Дмитриевны Поленовой (г. Хотьково), класс фортепиано.

Содержание  изучаемого курса.

Основной формой обучения по предмету «сольфеджио» является занятие. Занятие проходит в форме комплексного занятия, включающего в себя: теоретическую часть, работу над освоением вокально-интонационных навыков, сольфеджирование и пение с листа, работу над развитием метроритмического чувства, слуховой анализ, музыкальный диктант, творческое задание.

Стартовый уровень.

1 год обучения.

Теоретические сведения.

Понятия:

-высокие и низкие звуки;

-звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки;

-устойчивость и неустойчивость;

-тоника, тоническое трезвучие, аккорд;

-мажор и минор;

-тон, полутон; строение мажорной гаммы;

-скрипичный и басовой ключи;

-ключевые знаки, диез, бемоль;

-транспонирование;

-канон.

Знакомство с клавиатурой и регистрами, нотной записью.

Понятие о темпе, размере, тактовой черте, сильной доле, затакте, паузе (половинной, четвертной, восьмой); о фразе, куплете, репризе, динамических оттенках (Е и р), кульминации; о мелодии и аккомпанементе.

Тональности  До, Соль, Ре, Фа мажор.

Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в изученных тональностях.

Ритмические длительности.

Их сочетания в размерах: 2/4, У4.

Целая нота и размер 4/4 (для более подвинутых групп).

Вокально-интонационные навыки.

Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения, вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу. Четкое произношение согласных в слове. Слуховое осознание чистой интонации.

Пение:

-песен-упражнений из 2 — 3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением (на слоги, по столбице, ручным знакам, с названием звуков и т. д., по выбору педагога) типа: V VI — V, III— II — I, V — 1V — III, III — IV — V, II — I, VII — 1, V — VI — VII — I, I — VII — V и т. д.;

-мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов, тонического
трезвучия (с различной последовательностью звуков);

-1 и Ш ступеней в мажоре и миноре;

-мажорного и минорного трезвучий от звука;

-других упражнений на сопоставление одноименного мажора и минора;

-двухголосных песен с исполнением одного из голосов педагогом  (подготовка к двухголосному пению).

Сольфеджирование и пение с листа.

Пение:

-несложных песен с текстом, с сопровождением и без сопровождения;

-выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях;

-песен, содержащих сопоставление одноименного мажора и минора;

-по нотам простейших мелодий, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющие звуки, скачки на тонику, с названием нот и тактированием.

Ритмические длительности:

-в размерах 2/4, 3/4.

-Размер 4/4, целая нота(для более подвинутых групп).

Паузы: половинные, четвертные, восьмые.

Затакт: четверть, две восьмые.

Метроритм.

-Движение под музыку.

-Повторение данного ритмического рисунка на слоги.

-Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии, а также по записи (нотный текст, ритмические таблицы, карточки).

-Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

-Проработка размеров 2/3, 3/4, длительностей.

-В различных сочетаниях.

- Паузы: половинные, четвертные, восьмые.

-Навыки тактирования (в более подвинутых группах - дирижирования).

Слуховой анализ.

Определение на слух и осознание:

-характера музыкального произведения, лада (мажор, минор, сопоставление одноименного мажора и минора), структуры, количества фраз, устойчивости или неустойчивости отдельных оборотов, размера, темпа, динамических оттенков;

-различных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки;

-отдельных ступеней мажорного лада;

-мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом виде;

-сильных и слабых долей в прослушанной мелодии (в размерах 2/4, 3/4).

Рекомендуемый музыкальный материал.

Произведения русских композиторов.

Глинка М. Арабский танец из оперы «Руслан и Людмила» (33)

Калинников В. Киска (33)

Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» (ЗЗ).

Чайковский П. Немецкая песенка. Шарманщик поет. (114).

Произведение советских композиторов.

Кабалевский Д. Школьные годы. (33)

Островский А. До-ре-ми-фа-соль. Кролик (90)

Раков Н. Полька (33)

Произведение зарубежных композиторов.

Бетховен Л. Контрданс Си-бемоль мажор (33)

Шуберт Ф. Вальс си минор. Экосез соль мажор (33)

Шумент Р. Народная песенка (33)

Музыкальный диктант.

Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха.

Подготовительные упражнения к диктанту:

-запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом;

-устные диктанты, ритмические диктанты.

Воспитание творческих навыков.

-сочинение мелодии (песенки) заданный ритм, заданный текст;

-простейшего ритмического аккомпанемента на инструментах к знакомым мелодиям;

-простейшего ритмического аккомпанемента на инструментах к знакомым произведениям, исполняемым педагогом на фортепиано;
-исполнение несложных ритмических партитур;

-запись сочиненных мелодий;

-рисунки к песням.

 

Базовый уровень.

2 год обучения.

Теоретические сведения.

Понятия:

-параллельные тональности, тетрахорд, бекар;

-интервал;

-мотив, фраза, секвенция;

-фермата, динамические оттенки cresc, dim, mf, mp и др. (по выбору педагога);

-цифровое обозначение ступеней.

-тональности: До, Соль, Ре, Фа, и Си-бемоль мажор, ля, ми, си, ре и соль минор (трех видов);

-ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых; их сочетания в размерах 2/4, 3/4, 4/4; затакт восьмая и две восьмые; пауза целая;

-интервалы: прима, б. 2 и м. 2, б. 3 и м. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 8; умение построить их в пройденных тональностях (см. раздел «Вокально-интонационные навыки»).

Вокально-интонационные навыки.

Пение:

-мажорных и минорных гамм (натуральный минор);

-в мажоре — тонического трезвучия, отдельных ступеней;

-пройденных интервалов на ступенях мажорной гаммы: м. 2 на Ш и IV, б. 2 на 1 и V, б. 3 на I, IV, V, м. 3 на VII и II, ч. 5 на I, ч. 4 на V, ч. 8 на I;

-в миноре тонического трезвучия, отдельных ступеней лада;

-пройденных интервалов на ступенях минорной гаммы;

-пройденных интервалов (кроме секунды) двухголосно, способом
«наслаивания»   или взятых одновременно;

-двухголосных упражнений (с названием звуков, на слог, по столбице, с использованием ручных знаков — по выбору педагога);

-тона и полутона на слог и с названием звуков;

Сольфеджирование и пение с листа.

Пение:

-с листа — простейших мелодий с названием звуков;

-разучивания по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях в размерах 2/4,3/4,4/4 с дирижированием;

-простейших двухголосных песен по нотам;

-чередование пения вслух и про себя, поочередное пение по фразам (группами или индивидуально) ;

-транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности;

-новые ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых;

-размеры 2/4,3/4,4/4. Пауза — целая.

Метроритм.

-повторение данного ритмического рисунка на слоги;

-простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии, а также по записанному нотному тексту, ритмическим таблицам, карточкам;

-узнавание мелодии по ритмическому рисунку;

-продолжение работы в размерах 2/4,3/4,4/4;

-длительности в различных сочетаниях. Пауза — целая. Умение дирижировать в этих размерах (в слабых группах — тактировать).

 

Слуховой анализ.

Определение на слух и осознание:

-лада (мажор и минор трех видов), характера, структуры, устойчивости и неустойчивости отдельных оборотов, интонаций пройденных интервалов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков в прослушанном произведении;

-мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней (см. раздел «Вокально-интонационные навыки»);

-мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом виде;

-пройденных интервалов в мелодическом виде (вверх и вниз) и в гармоническом звучании.

 

Музыкальный диктант.

Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений (см. 1 класс):

-диктант с его предварительным разбором, ритмический диктант.

-диктант письменный в объеме 4 — 8 тактов, с пройденными мелодическими оборотами;

-ритмические длительности (ритмический рисунок четыре шестнадцатых — для подвинутых групп);

-размеры: 2/4,3/4,4/4. Паузы — половинные, четвертные.

Тональности: До, Соль, Фа, Ре мажор, ля, ми, си, ре минор.

 

Воспитание творческих навыков.

-досочинение мелодий на нейтральный слог в пройденных тональностях с названием звуков;

-сочинение мелодических вариантов фразы.

-сочинение мелодий на заданный ритм, в пройденных размерах, на заданный текст;

-коллективная импровизация мелодии в пройденных тональностях и использованием прорабатываемых ритмических и мелодических оборотов;

-ритмического аккомпанемента к пройденным мелодиям, используя остинатные ритмические фигуры и другие ритмические обороты;

-подбор второго голоса к заданной мелодии с использованием пройденных интервалов;

-подбор баса к пройденным мелодиям;

-подбор аккомпанемента к пройденным мелодиям из предложенных аккордов (для подвинутых групп);

-запоминание и запись сочиненных мелодий, рисунки к ним.

 

Базовый уровень.

3 год обучения.

Теоретические сведения.

Понятия:

-разрешение, опевание;

-обращение интервала;

-обращение трезвучия; секстаккорд, квартсекстаккорд;

-главные трезвучия лада (трезвучия главных ступеней);

-переменный лад;

-трехчастная форма; реприза.

-тональности мажорные и минорные до трех знаков в ключе.

-ритмические группы:

-в пройденных размерах;

-определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.

 

Вокально-интонационные навыки.

Пение:

-мажорных и минорных гамм (три вида минора);

-в пройденных тональностях тонических трезвучий с обращениями, любых ступеней лада;

-устойчивых и неустойчивых звуков с разрешением;

-пройденных интервалов;

-пройденных интервалов от звука вверх и вниз;

-интервалов двухголосно, (группами), упражнений на обращение интервалов, упражнений на обращение трезвучий.

Сольфеджирование и пение с листа.

Пение:

-в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам (с названием звуков или с текстом);

-с листа мелодий в пройденных мажорных и минорных тональностях, с движением по звукам тонического трезвучия и его обращений, включающих интонации пройденных интервалов;

-разучивание и пение по нотам двухголосных песен;

-пение одного из голосов несложного двухголосия с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано (для подвинутых учащихся);

-транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.

 

Метроритм.

-ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей;

-затакты;

-проработка размеров: 3/4, 4/4, 3/8 (для подвинутых групп);

-исполнение группами учащихся ритмических партитур с использованием пройденных размеров и длительностей;

-ритмические диктанты;

-сольмизация выученных примеров.

 

 

Слуховой анализ.

Определение на слух и осознание:

-в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера, структуры (количество фраз, трехчастность репризность), лада (включая переменный лад), интервалов, аккордов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков;

-мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений (как перемещений) в мажоре и миноре, интонаций пройденных интервалов, опевание устойчивых ступеней.

-пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, взятых в ладу, от звука;

-трезвучий одноименных и параллельных тональностей;

-трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре (для подвинутых групп).

 

Музыкальный диктант.

-различные формы устного диктанта;

- запись выученных мелодий;

-письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4- 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты;

- ритмические группы.

Воспитание творческих навыков.

Сочинение:

-мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;

-мелодий различного характера, жанра (вальс, полька и т, д.);

-мелодий в простой трехчастной форме с использованием в середине параллельной тональности;

-мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, обращений тонического трезвучия;

-подбор аккомпанемента к выученным мелодиям из предложенных аккордов.

 

Базовый уровень.

4 год обучения.

                                  Теоретические сведения.

 

Понятия:

-тритон;

-септаккорд;

-трезвучия главных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта);

-модуляция, хроматизм (в подвинутых группах);

-пунктирный ритм; синкопа, триоль;

-имитация.

Тональности мажорные и минорные до четырех знаков (Си мажор и соль-диез минор (для подвинутых групп).

 

Ритмические группы:

-в размерах: 2/4,3/4,4/4; ритмические группы:

-в размерах: 3/8,6/8. Пауза — шестнадцатая.

-интервалы: ув. 4 на IVступени, ум. 5 на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре; б. 7 и м. 7 в тональности и от звука.

-обращения мажорного и минорного трезвучий.

-Д7 в мажоре и гармоническом миноре.

 Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.

 

Вокально-интонационные навыки.

Пение:

-гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов;

-трезвучий главных ступеней и доминантсептаккорда в основном виде с разрешением в тональности;

-ранее пройденных интервалов в тональностях и от звука;

-б. 6 и м. 6 на ступенях в тональностях; м. 7 на V ступени в мажоре и гармоническом миноре;

-ув. 4 на IV ступени и ум. 5 на VII ступени с разрешением в мажоре и гармоническом миноре (на усмотрение педагога);

-группы интервалов в тональности одноголосно и двухголосно одного из голосов в двухголосных упражнениях, с проигрыванием другого голоса на фортепиано (для подвинутых учащихся);

-одного из голосов трехголосной последовательности аккордов (верхний, нижний, средний) с одновременным проигрыванием всех голосов на фортепиано (для подвинутых обучающихся);

 

Сольфеджирование и пение с листа.

Пение:

-мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, а также элементами хроматизма и модуляциями (в подвинутых группах), выученных на слух;

-с листа мелодий в изученных тональностях, с движением по звукам трезвучий главных ступеней, Д7;

-двухголосных канонов, а также двухголосия других типов (на усмотрение педагога);

-одного из голосов выученной двухголосной песни с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано (для более подвинутых обучающихся).

 

Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.

Ритмические группы:

В размерах: 2/4,3/4,4/4; ритмические группы

В размерах 3/8,6/8. Пауза — шестнадцатая.

Метроритм.

Ритмические упражнения с использованием изученных размеров и длительностей.

В размерах: 2/4,3/4,4/4;

в размерах 3/8,6/8.

Пауза — шестнадцатая.

Укрепление техники дирижерского жеста. Для способа дирижирования на 6/8.

Ритмические диктанты.

Слуховой анализ.

Определение на слух и осознание:

-в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера, формы (повторность,  вариантность), лада (включая простейшие модуляции), размера, темпа, ритмических особенностей, интервалов, аккордов;

-мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий главных ступеней, доминантсептаккорда, пройденных интервалов;

-ув. 4 на IV ст. и ум. 5 на VII ст. в мажоре и гармоническом миноре;

-пройденных интервалов в ладу и взятых изолированно;

-последовательностей из нескольких интервалов, аккордов, трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре;

-Д7 в изученных тональностях и от звука.

Знакомство с функциональной окраской тоники, доминанты, субдоминанты.

 

Музыкальный диктант.

-Различные формы устного диктанта.

- Запись знакомых мелодий по памяти.

-Письменный диктант в изученных тональностях в объеме 8-10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы:

В размерах: 2/4,3/4,4/4, ритмические группы:

В размере 6/8.

Воспитание творческих навыков.

Сочинение:

-мелодий различного характера, жанра (марш, колыбельная песня и т. д.);

-мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, движением по звукам обращений тонического трезвучия, трезвучий главных ступеней, Д7;

-подбор сопровождения.

 

Продвинутый уровень.

5 год обучения.

Теоретические сведения.

Понятия:

-квинтовый  круг тональностей;

-период, предложение, каденция;

-органный пункт, фигурация;

-альтерация, хроматизм, модуляция;

-тональности мажорные и минорные до 6 знаков.

-ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах 2/4, У4, 4/4; ритмические группы и  другие в размере 6/8.

-переменный размер (в подвинутых группах).

 

Интервалы: м. 7 на VII ступени в мажоре, ум. 7 на VII ступени в гармоническом миноре; ув. 4 на IV ступени и ум. 5 на VII ступени с разрешениями в одноименные тональности.

Обращения трезвучий главных ступеней с разрешением в пройденных тональностях; уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре.

Обращения мажорных и минорных трезвучий от звука (секстаккорды, квартсекстаккорды).

Доминантсептаккорда от звука с разрешением в одноименные тональности.

Определение пройденных элементов музыкального языка в нотном тексте.

Буквенные обозначения звуков, тональностей.

 

Вокально-интонационные навыки.

Пение:

-гамм;

-отдельных ступеней, мелодических оборотов, с использованием альтернативных ступеней типа: Ш-IV-IV повыш. — V; Ш-II-II пониж. — I и т.д. (на усмотрение педагога);

-трезвучий главных ступеней с обращениями и разрешениями, уменьшенного трезвучия на VII ступени в пройденных тональностях;

-ранее пройденных интервалов в тональностях и от звука, м. 7 на VII ступени, ум. 7 на VII; ув. 4 на IV и ум. 5 на VII ступени с разрешением в одноименные тональности;

-обращений мажорного и минорного трезвучия от звука;

-доминантсептаккорда от звука с разрешением в одноименные тональности;

-интервалов двухголосно, а также последовательностей из нескольких интервалов;

-одного из голосов в двухголосных упражнениях, с проигрыванием другого глосса на фортепиано;

-аккордов трехголосно, а также последовательностей из нескольких аккордов одного из голосов аккордовой последовательности с проигрыванием всех голосов на фортепиано;

-одного из голосов последовательности с проигрыванием двух других на фортепиано (для подвинутых учащихся);

-пение модулирующих секвенций (с сопровождением) (на усмотрение педагога).

Сольфеджирование и пение с листа.

Пение:

-мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, а также элементами хроматизма и модуляциями, выученными на слух;

-с листа мелодий в пройденных тональностях, с движением по звукам Д7, уменьшенного трезвучия VII степени, включающих интонации ув. 2, ум. 7, ув. 4,ум 5;

-двухголосных примеров с элементами альтерации и большей самостоятельностью голосов;

-двухголосных примеров дуэтом (для подвинутых учащихся);

-выученных мелодий (песен) с собственными аккомпанементом по нотам (для подвинутых обучающихся);

-с листа канонов и других двухголосных примеров.

 

Транспонирование выученных мелодий  в пройденные тональности, а также мелодий с листа на секунду вверх и вниз.

Ритмические группы: четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах 2/4,3/4,4/4, ритмические группы:

И другие сочетания длительностей в размере 6/8; синкопы междутактовые и внутритактовые.

 

Метроритм.

Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, а также ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах: 2/4,3/4,/4.

Более сложные сочетания длительностей в размере 6/8.

Синкопы (внутритактовая и междутактовая).

Переменный размер (в подвинутых группах).

Продолжение работы над дирижерским жестом в размере 6/8; (в подвинутых группах).

Подбор аккомпанемента к мелодиям.

Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных примеров и с листа.

 

Слуховой анализ.

Определение на слух и осознание:

-в прослушанном произведении его характера, лада, формы (период, предложение, полная и половинная каденции), а также ритмических особенностей;

-функций аккордов, отдельных гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка);

-мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений трезвучий главных ступеней, уменьшенного трезвучия, а также интонаций тритонов на IV, VII ступенях, м. и ум. 7 на VII ступени;

-наличия простейших альтераций в мелодии (IV повыш., VI пониж. В мажоре,
II пониж., И повыш. В миноре);

-интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, последовательностей из нескольких интервалов. аккрдов в мелодическом и гармоническом звучании, последовательностей;

-интервалов от звука (тритоны и ум. 7 с разрешением);

-обращение мажорных и минорных трезвучий, Д7, уменьшенного трезвучия от звука;

-анализ каденций в периоде (полная, половинная).

 

Музыкальный диктант.

-различные формы устных диктантов;

- запись знакомых мелодий по памяти;

-письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 8-10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты;

-Ритмические длительности:

в размерах 2/4, '~4, 4/4;

более сложные сочетания длительностей в размерах 3/8, б/8.

 

Воспитание творческих навыков.

Импровизация и сочинение:

-ответной фразы с модуляцией в тональности доминанты, II ступени, а также модулирующего периода (на усмотрение педагога);

-мелодий различного характера, жанра (народная песня, пионерский марш, танец и т. д.) в трехчастной форме и форме периода;

-мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, движением по звукам обращений трезвучий главных ступеней, уменьшенного трезвучия иД7;

-подголосков к данной или сочиненной мелодии;

-мелодий в тональностях до шести знаков с использованием пройденных ритмических и мелодических оборотов;

-подбор аккомпанемента к выученным мелодиям с использованием пройденных аккордов и их обращений.

 

Продвинутый уровень.

6 год обучения.

Теоретические сведения.

Понятия:

-гармонический мажор;

-характерные интервалы;

-пентатоника;

-переменный размер.

-тональности мажорные и минорные до 7 знаков.

-ритмические групп

-переменный размер; размер 3/2. ;

-интервалы: все диатонические интервалы в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз; ув. 4 на И ступени и ум. 5 на II ступени в гармоническом мажоре и миноре, ув. 2 и ум. 7 в гармоническом мажоре и миноре;

-обращение Д7 с разрешением в мажоре и гармоническом миноре;

-уменьшенное трезвучие на II ступени в миноре и гармоническом мажоре;

-субдоминантовое трезвучие с обращениями (минорная субдоминанта в

гармоническом мажоре), уменьшенный септаккорд в гармоническом миноре и гармоническом мажоре на VII ступени;

-определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в нотном тексте;

-определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, тональность, тональность доминанты, II ступени.

 

Вокально-интонационные навыки.

Пение:

-гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней;

-звукорядов гармонического мажора, отдельных ступеней, мелодических оборотов, связанных с понижением И ступени;

-звукорядов мажорной и минорной пентатоники;

-в пройденных тональностях Д7 с обращениями;

-уменьшенного трезвучия на II ступени, субдоминантовых аккордов, VII7 в гармоническом мажоре, уменьшенного трезвучия на II и VII ступенях в гармоническом миноре;

-ув. 4 на VI ступени, ум. 5 на II ступени, ув. 2 и ум. 7 в гармоническом мажоре и миноре;

-всех диатонических интервалов в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз;

-уменьшенного трезвучия и вводных септаккордов от звука;

-интервалов в тональности и от звука двухголосно;

-последовательностей из нескольких интервалов двухголосно.

 

Сольфеджирование и пение с листа.

Разучивание и пение с листа:

-мелодий с хроматизмами, модуляциями, с движением по звукам обращений Д7, других пройденных аккордов, а также включающих интонации ув. 4 на VI ступени, ум. 5 на II ступени, ув. 2, ум. 7 в гармоническом мажоре и миноре;

-мелодий в гармоническом мажоре;

-мелодий в пятиступенных ладах (мажорная и минорная пентатоника);

-более сложных двухголосных примеров группами и дуэтами;

-пение выученных мелодий (песен, романсов) с собственным
аккомпанементом по нотам;

-транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.

Ритмические группы:

В пройденных размерах.

Переменный размер. Размер 3/2.

 

Метроритм.

Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, а также ритмические группы:

В размерах: 2/4, У4, 4/4; ритмические упражнения в переменном размере и в размере 3/2.

Слуховой анализ.

Определение на слух и осознание:

-в прослушанном произведении его характера, лада (включая гармонический мажор и пентатонику), формы (однотональный и модулирующий период, простая двух- и трехчастная форма), ритмических особенностей;

-функций пройденных аккордов, гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка);

-определение типа полифонии;

-мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений Д7, аккордов субдоминантовой группы, септаккордов VII ступени, а также интонаций ув. 2, ум. 7, ув. 4 на VI ступени, ум. 5 на II ступени в гармоническом мажоре и миноре;

-альтераций в мелодии — IV повыш. и VII пониж. в мажоре, II пониж. и VI повыш. в миноре (как слуховая подготовка к изучению ладов);

-интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей из нескольких интервалов;

-аккордов в ладу и от звука, а также последовательностей из нескольких аккордов.

Музыкальный диктант.

    1.Различные формы устного диктанта. Запись знакомых мелодий по памяти.

    2.Письменный диктант в пройденных тональностях, в гармоническом мажоре, включающий пройденные мелодические обороты;

    3.Ритмические группы:

    4.Размеры — все пройденные.

Воспитание творческих навыков.

1. Сочинение второго предложения.

2. Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения.

3. Подбор аккомпанемента к выученным или сочиненным мелодиям,

используя пройденные аккорды, в различной фактуре.

 

Продвинутый уровень.

7 год обучения.

Теоретические сведения.

Понятия:

-родственные тональности;

-модуляция в родственные тональности;

-параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности;

-хроматическая гамма;

-смешанный размер.

-тональности — все употребительные. Мажор натуральный и гармонический, минор трех видов;

-общие сведения о семиступенных диатонических народных ладах (ознакомление на музыкальном материале);

-правописание мажорной и минорной хроматической гаммы, вспомогательных и проходящих хроматических звуков;

-ритмические группы и размеры — все пройденные. Группировки в смешанных размерах;

-интервалы: все пройденные диатонические на ступенях лада и от звука вверх и вниз; ув. 2 и ум. 7, ув. 4 на IV и VI ступенях, ум. 5 на VII и II ступенях в мажоре и миноре, а также с разрешениями от звука (четыре разрешения каждого тритона); ум. 4 и ув. 5 в гармоническом мажоре и миноре (для подвинутых групп);

-аккорды: трезвучия главных ступеней с обращениями; уменьшенное трезвучие на VII и II ступенях в мажоре и миноре, а также от звука с разрешениями; вводные септаккорды VII ступени в мажоре, миноре и от звука с разрешениями; Д7 с обращениями в пройденных тональностях и от звука с разрешениями; Д7 в основном виде с разрешением в трезвучие VI ступени; трезвучия побочных ступеней;

-септаккорды II ступени в мажоре и миноре (для подвинутых групп); увеличенное трезвучие в мажоре и миноре (для подвинутых групп).

Вокально-интонационные навыки.

Пение:

-гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов, включающих интонации пройденных интервалов и аккордов, с использованием альтерированных ступеней;

-в тональностях всех ранее пройденных аккордов, а также трезвучий побочных ступеней; увеличенного трезвучия в гармонических ладах (для подвинутых групп);

-в тональностях пройденных диатонических интервалов, а также ув. 2, ум. 7, тритонов на IV, VI, VII, II ступенях в гармоническом миноре и мажоре;

-характерных интервалов ум. 4 и ув. 5 в гармонических ладах (для подвинутых групп);

-всех пройденных интервалов от звука вверх и вниз;

-всех пройденных аккордов от звука вверх и вниз;

-пройденных интервалов в тональности и от звука двухголосно;

-последовательностей из нескольких интервалов двухголосно.

-Сольфеджирование и пение с листа.

Разучивание и пение с листа:

-в пройденных тональностях одноголосных мелодий с хроматизмами, модуляциями, отклонениями и использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

-мелодий в семиступенных диатонических народных ладах (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский) — для подвинутых групп;

-различных двухголосных примеров;

-закрепление навыков беглого чтения с листа, дирижирования;

-пение выученных мелодий с собственным аккомпанементом, по нотам;

-транспонирование выученных мелодий и двухголосных примеров в пройденные тональности;

-ритмические группы — все ранее пройденные;

-смешанные размеры.

Метроритм.

1.Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров.

2.Дирижерский жест в смешанных размерах.

3.Размеры 9/3 и 12/8 (в порядке ознакомления или для подвинутых групп).

4.Ритмические диктанты.

5.Сольмизация выученных примеров и с листа.

 Слуховой анализ.

Определение на слух и осознание:

- в прослушанном произведении его характера, лада (включая семиступенные диатонические народные лады); формы (период, простая двух- и трехчастная форма), ритмических особенностей;

-функций пройденных аккордов, гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка);

-типа полифонии;

-мелодических оборотов, включающих движение по звукам пройденных интервалов и аккордов (включая увеличенное трезвучие и септаккорд II ступени на усмотрение педагога);

-мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными хроматическими звуками, отрезков хроматической гаммы;

-интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей интервалов.

Музыкальный диктант.

1.Устные диктанты.

2. Запись знакомых мелодий по памяти.

3.Письменный диктант, включающий пройденные мелодические и ритмические обороты, элементы хроматизма; объем — период 8-10 тактов, однотональный и модулирующий.

4.Запись простейших двухголосных примеров или последовательности интервалов, аккордов (для подвинутых групп).

Воспитание творческих навыков.

1.Запоминание и запись второго предложения.

2.Продолжение работы по подбору аккомпанемента.

Методическое обеспечение.

Само понятие музыкальное воспитание шире, чем только развитие музыкальных способностей. В процессе обучения школьника нельзя не учитывать законы становления личности, возрастные особенности. Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного мышления, воображения, воли, внимания, произвольности и т. д. Верное педагогическое воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает и эмоциональную сферу ребенка, возбуждая эмоции интереса и радости. Положительный эмоциональный настрой в обучении школьника обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы, разнообразие форм преподавания побуждающие учащегося к активной деятельности.

Из всего вышесказанного вырастает первый методический принцип, лежащий в основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие учащегося.

Необходимость этого взаимодействия обусловлена самой структурой восприятия, которое в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием (сфера интеллекта) и имеет аффективно-эмоциональную окраску (сфера эмоций).

С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип — первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опережающего восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкальной деятельности. И лишь на заключительном этапе этого процесса происходит теоретическое осмысление музыкальных явлений, «рождается» теоретическое понятие. С этим подходом связан третий принцип — от частного к общему.

Четвертый принцип — концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость постоянного возвращения к пройденному на новом уровне. Этот метод широко используется в методике общего образования. Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным проблемам на новом музыкальном материале, что прямо противоположно методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно еще и потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха в определенных направлениях, без этого невозможно поступательное движение в развитии музыкальных способностей. С концентрическим методом связаны еще два важных (особенно при обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному».

Учитывая важность каждого методического подхода и особенности их применения на начальном этапе, следует тщательно продумывать не только содержание, но и форму каждого урока. Урок по сольфеджио должен строиться не просто по плану, а по сценарию, предполагающему драматургическое развитие «действия»: логику появления каждой формы занятий, движение к кульминации, а также взаимосвязь уроков - «сцен» между собой.

Цели программы

Приобщение к культурно-музыкальным ценностям, путем создания условий для овладения необходимым уровнем музыкальной грамотности, способствующих воспитанию потребности в музицировании и развитию у обучающихся стремления к познанию и творчеству с учетом особенностей и природных возможностей каждого ребенка.

Результат программы

Стартовый уровень.

Обучающиеся будут иметь представление:

-об устройстве инструмента и его возможностях;

-о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание), сходстве и контрастности мелодических построений.

Обучающиеся будут знать:

-первоначальные основы нотно-музыкальной грамоты;

Обучающиеся освоят первоначальные навыки:

-постановки пианистического аппарата;

-ориентации на клавиатуре фортепиано;

-исполнения основных приемов звукоизвлечения (легато, нон легато, стаккато).

 

 

Базовый уровень.

1-й год обучения.

Обучающиеся будут знать:

– основные музыкальные термины, обозначающие темпы и динамику.

Обучающиеся освоят навыки:

-исполнения произведений с элементами подголосочной, контрастной, имитационной полифонии на материале произведений Баха, Берковича, Майкапара и др.

Обучающиеся овладеют:

-элементарными двигательными навыками (экономичность и
пластичность движений, удобство и легкость исполнения);

-начальными навыками игры гамм до мажор – ля минор, соль мажор – ми минор, фа мажор – ре минор на 2 октавы; отдельно каждой рукой.

2 й год обучения.

Обучающиеся будут знать:

-основные темповые и динамические обозначения;

Обучающиеся освоят навыки:

-самостоятельного разбора текста;

-певучей игры легато в пьесах кантиленного характера;

-осмысленного исполнения произведений крупной формы, умением показать разный характер тем, охват формы, ритмическую устойчивость, контрастность в вариациях;

Обучающиеся получат формирование и развитие:

-гармонического, тембрового и динамического слуха;

-навыков темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости, ровности исполнения;

 

Обучающиеся овладеют:

-приемами игры гаммре мажор – си минор, си – бемоль мажор – соль минор, аккорды, арпеджио в 3 звука, хроматическая гамма каждой рукой отдельно.

 

3-й год обучения.

Обучающиеся будут знать:

-основные темповые и динамические обозначения;

- правила педализации, ее связь с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой;

Обучающиеся получат развитие и совершенствование навыков:

-осмысленного исполнения полифонии и произведений крупной формы;

-подвижности и гибкости пианистического аппарата на базе освоения произведений музыкального репертуара;

Обучающиеся овладеют:

-приемами игры гамм до 3-х знаков при ключе двумя руками на четыре октавы в параллельном и в расходящемся движении; аккордами, короткими и длинными арпеджио, хроматической гаммой 2 руками.

 

Продвинутый уровень.

1-й год обучения.

Обучающиеся освоят навыки:

- самостоятельного разбора более сложного нотного текста;

- чтения с листа.

Обучающиеся получат развитие и совершенствование:

-масштабного музыкального мышления при исполнении
произведений крупной формы;

-естественной связи педализации с интонированием мелодии,
сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой;

-мелкой и крупной техники;

-навыков полифонического мышления и исполнения (имитационная полифония);

Обучающиеся овладеют:

-приемами игры гамм до 4-х знаков при ключе двумя руками на четыре октавы в параллельном и в расходящемся движении; аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма 2 руками.

2-й год обучения.

Обучающиеся получат развитие и совершенствование:

-владения разными видами мелкой и крупной техники;

исполнения полифонических произведений и произведений крупной формы;

владения исполнением ритмических фигур, мелизмов (мордентов, группетто, коротких трелей и т.д.);навыков чтением с листа.

Обучающиеся овладеют навыками игры:

-гамм мажорных диезных до семи знаков включительно;

-гамм бемольных до 5-и знаков в прямом и расходящемся движении, в терцию и дециму;

-параллельных минорных гамм в прямом движении;

-арпеджио короткие и длинные;

-доминантсептаккорд с обращениями.

 

3-й год обучения.

Обучающиесяполучат формирование и совершенствование:

-творческого музыкального мышления, осознанного исполнения произведений;

-музыкального вкуса;

-навыков ориентации в стилевых и жанровых особенностях музыки.

-технических и исполнительских навыков;

-навыков чтения с листа;

-умения сочетать контрастные образы и темы;

-навыка владения различными видами фактур.

Обучающиеся овладеют навыками игры:

-мажорных гамм диезных и бемольных до 5 знаков при ключе в прямом и расходящемся движении, в терцию, дециму и сексту, на 4 октавы.

-минорных гамм диезных и бемольных до 5 знаков при ключе в прямом движении;

-арпеджио короткие, длинные и ломаные;

-Ум7 и Д7.

 

Особые условия проведения

Обучение игре на музыкальном инструменте является практическим видом деятельности. Формирование и совершенствование умений и навыков происходит в процессе разучивания и исполнения музыкальных произведений, поэтому формой организации образовательного процесса в фортепианном классе является индивидуальное занятие педагога с обучающимся.

Материально-техническая база

Для освоения данной программы необходимо помещение (класс), отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

Учебное оборудование помещения включает в себя: комплект мебели, фортепиано, подставки на стул и под ноги, нотная библиотека, цифровое фортепиано, метроном, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры.

Стоимость

Программа включена в ПФДО