Образцовый вокальный коллектив "Триоль"

 В основе программы Образцового вокального коллектива "Триоль"лежит общее музыкальное воспитание и развитие обучающихся через обучение пению в вокальном ансамбле, формирование  основ  вокального мастерства, хореографии и сценической культуры; приобщение  к лучшим  образцам современной и советской эстрадной песни знакомство с классической вокальной музыкой и народной песней.

РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ПОЛНОГО ОСВОЕНИЯ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРОГРАММУ "ОБРАЗЦОВЫЙ ВОКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ "ТРИОЛЬ" НА МОДУЛЬ №2

преподаватели

Борисова Татьяна Никокаевна-вокал

Галсанова Елена Юрьевна-концертмейстер

Иванова Светлана Владимировна-хореограф

Расписание

Стартовый и базовый уровень.
Вокально-хоровой ансамбль – 4 часа в неделю – 2 раза в неделю 144 часа за учебный год.
Общая хореография – 1 час в неделю – 36 часов за учебный год.
Форма обучения групповая, очная.
Всего 180 часа за учебный год.

Продвинутый уровень.
Вокальный ансамбль – 4 часа в неделю – 2 раза в неделю – 144 часа за учебный год.
Общая хореография – 1 час в неделю – 36 часов за учебный год.
Форма обучения групповая, очная.
Всего 180 часа за учебный год.

Занятия по модулю ПФДО проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа за занятие.

Содержание программы

 

Данная программа составлена с учетом потребности детей и подростков в освоении современного вокального репертуара и необходимости приобщения к лучшим образцам классического русского и зарубежного репертуара, советского песенного творчества, зарубежной эстрады, обработок народной песни.

Отличительные особенности программы:

1. Данная программа построена с учетом спроса обучающихся на исполнение современного, эстрадно-джазового репертуара.

2. В программу включены занятия по хореографии и сценическому движению.

3. В рамках программы осуществляется обучение работе с микрофоном.

4. Базируясь на лучших достижениях существующих традиционных программ вокально-хорового направления, данная программа включает в себя использование современных методик развития певческого голоса.

5. Обучение по данной программе осуществляется с учетом психологических и возрастных физиологических особенностей развития голосового аппарата обучающихся.

6. В программе отсутствует жесткая регламентация уровня трудности разучиваемых произведений и требования к обязательной программе. Выбор музыкального репертуара для разучивания осуществляется с учетом индивидуальных особенностей развития и интереса обучающихся.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ №1-ПФДО

Стартовый уровень.

Тема 1.   Ведение.

Теория.

 - Знакомство   с детьми. Знакомство с предметом.  Беседа о правилах поведения в певческом коллективе. Ознакомление  с певческой   установкой: посадка певца, положение корпуса и головы. Знакомство с элементарными правилами певческого дыхания.  Ознакомление с основными видами дирижерского жеста.

- Краткое знакомство с авторами разучиваемых произведений.

Исполнение (демонстрация) педагогом произведений и ознакомление с его содержанием.

- Первичный инструктаж по технике безопасности.

Практика.

Прослушивание голосов с целью определения  уровня специальных способностей обучающихся.  Приобретения первых практических навыков певческой установки, певческого дыхания, понимания дирижерского жеста.

Знакомство с музыкальным репертуаром на 1-е полугодие.

Тема 2. Формирование начальных вокально-хоровых  навыков.

Теория.

Знакомство с правилами певческой установки: посадка певца, положение корпуса и головы. Знакомство с элементарными правилами певческого дыхания.                              

Практика.

Дыхательные упражнения на формирование основных умений:                                  

  - короткий бесшумный вдох;

- задержка дыхания;

- плавный медленный выдох.

Первые вокальные упражнения в виде  попевок  («ду,ду,дуй в трубу…», «У кота-воркота  колыбелька хороша… и т. д.).
Простейшие вокальные произведения из детского репертуара  с  диапазономдо1-си1.

Приобретения первых практических навыков певческой установки, певческого дыхания, понимания дирижерского жеста.

Тема 3.  Интонация. 

Теория.

Закрепление знаний о  правилах  певческой установки, правилах певческого дыхания. Знакомство с правилами  звуковедения.

Практика.

Дыхательные упражнения. Вокальные упражнения в виде попевок («ду,ду,дуй в трубу…», «У кота-воркота  колыбелька хороша… и т. д.) и  простейшие произведения из детского классического  вокально-хорового репертуара  направленные на:

- выработку  чистоты   интонирования;

- расширения диапазона;

- правильного формирования и округления гласных;

- правильного положения корпуса, головы, рта;

- спокойного бесшумного вдоха и плавного выдоха во время фонации.

 Тема 4.   Движение к унисону.       

  Теория.

Закрепление знаний о правилах  певческой установки, правилах певческого дыхания.  Знакомство с правилами слитного ансамблевого пения.

Практика.

  Дыхательные упражнения. Вокальные упражнения в виде попевок («ду,ду,дуй в трубу…», «У кота-воркота  колыбелька

хороша… и т. д.) и простейшие произведения из детского классического  вокально-хорового репертуара     направленные на:

- приобретения первых навыков ансамблевого (слитного) пения;

- устойчивости интонации;

-  расширения диапазона, правильного формирования и округления гласных, правильного положения корпуса, головы, рта;

- правильного певческого дыхания.

Тема 5.  Формирование начальных  исполнительских навыков.

Теория.

Знакомство с музыкальным и поэтическим текстом произведения. Демонстрация педагогом произведения.  Краткие  сведения о композиторе, авторе поэтического текста,  характере и выразительных средствах разучиваемого произведения.

- Ознакомление с основными средствами музыкальной выразительности, необходимыми для разучивания исполняемого произведения: темп, лад, динамические оттенки особенности  звуковедения.

Практика.

Дыхательные упражнения.

Вокальные упражнения в виде попевок.

Закрепление начальных вокально-хоровых навыков.

Разучивание произведения с голоса педагога, добиваясь точности интонирования и четкого произношения поэтического текста.

Продолжение работы по освоению начальных навыков:

- певческой установки;  - певческого дыхания;

- ансамблевого (слитного) пения;  - устойчивости интонации;

- расширения диапазона;

- правильного формирования и округления гласных.

Работа осуществляется на материале разучиваемого музыкального репертуара с использованием дыхательных и вокальных упражнений. Работа над  фразировкой, динамическими оттенками и штрихами;

Формирование умения передать характер исполняемого произведения.

Тема 6. Культурно-просветительская работа.

Теория.

- Беседа о творчестве  профессиональных исполнителей,

- Аудио (видео) прослушивание выступлений профессиональных исполнителей вокальной музыки.

Базовый уровень.

Тема 1. Введение.

Теория.
Беседа о бережном отношении к певческому голосу и правилах поведения в певческом коллективе.

Ознакомительное разучивание репертуара. Краткое знакомство с композитором исполняемого произведения, основными средствами музыкальной выразительности, необходимыми для разучивания исполняемого произведения: темп, лад, динамические оттенки и нюансы (f, p, cresc., dim.), штрихи (legato, staccato), фраза, звуковысотность (направление движения мелодии, поступенность, скачкообразность, относительная высота звука).

Ознакомление с жизнью и творчеством композиторов разучиваемых произведений, стилем и  эпохой, во время которой создавалось произведение.

Краткие сведения об авторе поэтического текста.

Инструктаж по технике безопасности.

Практика.

Ознакомительное разучивание  музыкального (вокально-хорового) репертуара.

Тема 2. Вокальные упражнения.

Теория.
Правила певческого дыхания,  певческой установки, положения корпуса, головы и рта, певческая артикуляция. Знакомство с упражнениями   2-го уровня ФМРГ  (Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова).

Практика.
Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Вокальные упражнения на выработку: 

- «чистоты» интонации («чистоты интонирования»), расширения диапазона;

- правильного формирования и округления гласных;

-  слитности голосов и устойчивости интонации;

- правильного положения корпуса, головы, рта;

- ясного произношения согласных;

- спокойного бесшумного вдоха и плавного выдоха во время фонации.

Упражнения  2-го уровня ФМРГ (Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова).

Ознакомительное разучивание  музыкального (вокально-хорового) репертуара.

Тема 3.  Формирование певческих навыков.

Теория.                                                             

Демонстрация педагогом вокального звучания и  устное объяснение  способов создающих такое звучание.                                                                                                                                     Практика.                                                                                                                                   Практическая  работа   над  произведением  и  следующими  вокальными  навыками:

- Спокойный бесшумный вдох и формирование навыка плавного и экономичного выдоха во время фонации;

- Пение длинных фраз без смены дыхания;

- Формирование умения связывать слоги в единую звуковую линию (ровность звука).

- Формирование умения пользоваться динамическими оттенками и штрихами в пении;

- Работа над свободой и подвижностью артикуляционного аппарата;

- Овладение «цепным» дыханием;

- Формирование звонкого, полетного, округленного, ровного и гибкого звучания.

Вокальные упражнения.

Работа с микрофоном.

Тема 4. Унисон.  Ансамбль.

 Теория.                                                                          

 Устное объяснение педагога  и показ (демонстрация) правильного звучания.   

  Практика.

Закрепление навыков, полученных на первом и втором годах обучения.

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе.

Совершенствование унисона и ансамбля в произведениях различно склада изложения и с различными средствами музыкального языка.

Выработка чистой интонации в двухголосном пении.

Овладение навыка пения без сопровождения.

Вокальные упражнения.

Работа с микрофоном.
Тема 5. Формирование исполнительских навыков.

Анализ произведения:  его  формы, динамических, штриховых   и   темпоритмических  особенностей, мелодического склада и других особенностей  музыкального  языка.                                                             Практика.   

Формирование умения использовать различные виды динамики и штрихов, сопоставление темпов (быстрый и медленный), замедления и ускорения для передачи образного содержания  произведения.

Овладение эмоциональностью в пении, выразительное преподнесение слова, умение петь слова, складывая их во фразы и предложения.

Формирование образа исполняемого произведения и его сценического воплощения.

Создание целостной, выстроенной и продуманной формы произведения.

Овладение различными штриховыми и динамическими тонкостями, тембровыми красками.

Овладение культурой подачи поэтического текста.

Вокальные упражнения.

Работа с микрофоном.      

Тема 6. Повторение и закрепление навыков.

Практика.   

Повторение и закрепление навыков. Работа над формированием образа исполняемого произведения и его сценического воплощения, созданием  целостной, выстроенной и продуманной формы произведения, овладение различными штриховыми и динамическими тонкостями, тембровыми красками.

Вокальные упражнения.

Работа с микрофоном.
Тема 7. Культурно-просветительская работа.

Теория.

Беседа о творчестве  профессиональных исполнителей.

Видео (аудио)  просмотр (прослушивание)  выступлений  профессиональных исполнителей.

Ознакомление с культурой поведения на сцене.

                           Продвинутый уровень.

Тема 1. Введение.

Теория.
Беседа о правилах поведения в певческом коллективе.

Ознакомительное разучивание репертуара. Краткое знакомство с композитором

исполняемого произведения, основными средствами музыкальной выразительности, необходимыми для разучивания исполняемого произведения: темп, лад, динамические оттенки и нюансы (f, p, cresc., dim.), штрихи (legato, staccato), фраза, звуковысотность (направление движения мелодии, поступенность, скачкообразность, относительная высота звука).

Ознакомление с жизнью и творчеством композиторов разучиваемых произведений, стилем.

Краткие сведения об авторе поэтического текста.

Краткая история возникновения ансамблевого пения. Виды, формы и жанры ансамблей, особенности эстрадных и джазовых вокальных ансамблей. Особенности исполнительских навыков пения в ансамбле.  Инструктаж по технике безопасности.

Практика.

Ознакомительное разучивание музыкального (вокально-хорового) репертуара.

Тема 2. Вокальные упражнения.

Теория.
Правила певческого дыхания,  певческой установки, положения корпуса, головы и рта, певческая артикуляция. Знакомство с упражнениями

 2-го уровня ФМРГ (Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова).

Практика.
Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.                                                                                                                       

Вокальные упражнения на выработку: 

- «чистоты» интонации («чистоты интонирования»), расширения диапазона;

- правильного формирования и округления гласных;

-  слитности голосов и устойчивости интонации;

- правильного положения корпуса, головы, рта;

- ясного произношения согласных;

- спокойного бесшумного вдоха и плавного выдоха во время фонации.

Упражнения  2-го уровня ФМРГ (Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова).

Ознакомительное разучивание  музыкального (вокально-хорового) репертуара.

Тема 3.  Формирование певческих навыков.

Теория.                                                             

Демонстрация педагогом вокального звучания и устное объяснение  способов создающих такое звучание.                                                                                                                                     Практика.                                                                                                                                   Практическая  работа   над  произведением  и  следующими  вокальными  навыками:

- Спокойный бесшумный вдох и формирование навыка плавного и экономичного выдоха во время фонации;

- Пение длинных фраз без смены дыхания.

- Формирование владения мягкой и твёрдой атаки звука.

- Формирование владения различными видами звуковедения: с использованием различных штрихов (легато, нон легато, стаккато), с использованием различных оттенков (от p до f)

- Формирование умения связывать слоги в единую звуковую линию (ровность звука).

- Работа над свободой и подвижностью артикуляционного аппарата;

- Овладение «цепным» дыханием;

- Формирование звонкого, полетного, округленного, ровного и гибкого звучания.

Вокальные упражнения. Работа с микрофоном.

Тема4. Унисон.  Ансамбль.

Теория.                                                                          

Устное объяснение педагога  и показ (демонстрация) правильного звучания.

  Практика.

Закрепление навыков, полученных на первом и втором годах обучения.

Устойчивое интонирование одноголосного пения, работа над многоголосием в пении.

Совершенствование унисона и ансамбля в произведениях различно склада изложения и с

различными средствами музыкального языка.

Выработка чистой интонации в многоголосном пении.

Овладение навыка пения без сопровождения.

Вокальные упражнения.

Работа с микрофоном.
Тема5. Формирование исполнительских навыков.

Теория.

Анализ произведения:  его  формы, динамических, штриховых   и   темпоритмических  особенностей, мелодического склада и других особенностей  музыкального  языка.                                                             Практика.

Формирование умения использовать различные виды динамики и штрихов, сопоставление темпов (быстрый и медленный), замедления и ускорения для передачи образного содержания 

произведения в многоголосном пении.

Овладение эмоциональностью в пении, выразительное преподнесение слова, умение петь слова, складывая их во фразы и предложения в многоголосном пении.

Формирование образа исполняемого произведения и его сценического воплощения в многоголосном пении.

Создание целостной, выстроенной и продуманной формы произведения.

Овладение различными штриховыми и динамическими тонкостями, тембровыми красками.

Овладение культурой подачи поэтического текста.

Вокальные упражнения.

Работа с микрофоном.      

Тема 6. Повторение и закрепление навыков.

Практика.

Повторение и закрепление навыков. Работа над формированием образа исполняемого произведения и его сценического воплощения, созданием  целостной, выстроенной и продуманной формы произведения, овладение различными штриховыми и динамическими тонкостями, тембровыми красками.

Вокальные упражнения.

Работа с микрофоном.

Тема 7. Культурно-просветительская работа.

Теория.

Беседа о творчестве  профессиональных исполнителей.

Видео (аудио)  просмотр (прослушивание)  выступлений  профессиональных исполнителей.

Ознакомление с культурой поведения на сцене.

 

 

          3.МОДУЛЬ №2 – МЗ «ОБЩАЯ ХОРЕОГРАФИЯ И ВОКАЛ»

          Данный модуль направлен на формирование необходимого уровня умений, навыков и компетентности в области общей хореографии и сценического движения.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования, гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, дают представление об актёрском мастерстве. Актуальность данного модуля состоит в тесной взаимосвязи видов искусств: хореографического и вокального. На занятиях общей хореографией у обучающихся вокального коллектива формируется умение применять полученные вокальные навыки во взаимодействии с другими видами искусств, в частности с хореографией.

Педагогическая целесообразность определена ориентацией обучающегося на приобщение к музыкально-художественной и хореографической культуре, путём практического

применения полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества,

умения обучающихся слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в соединении пластики движения с вокалом.

Учебный план модуля состоит из двух разделов:

Раздел №1 «Общая хореография» - направлен на освоение навыков общей хореографии и сценической постановки вокальных номеров.

Раздел №2 «Вокал» - дублирует темы модуля №1 данной программы и направлен на освоение вокальных навыков в соединении со сценическим движением и хореографической обработкой вокальных номеров.

Цели программы

Создание условий для формирования музыкальной культуры детей и подростков, через
приобщение к основам вокального мастерства, исполнительских умений и навыков,
предоставляя возможность творческого самовыражения с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся.

Результат программы

 

Стартовый уровень обучения

Обучающиеся знают и соблюдают правила певческой установки, правила поведения в
коллективе, проявляют интерес к участию в работе вокального коллектива.
2. Формируются начальные навыки певческого дыхания.
3. Формируется чистота интонирования, расширяется диапазон.
4. Появляется навык ансамблевого пения, формируется унисон.
5. Формируются начальные навыки исполнительской культуры.
6. Формируется интерес к участию в коллективной творческой деятельности.
7. Формируются начальные навыки основ хореографии и сценического движения.

Продвинутый уровень.
1. Обучающиеся владеют основными навыками певческого дыхания, различной атакой
звука, певческими штрихами.
2. Формируется навык двухголосного пения (многоголосного и «а capella» для
обучающихся, обладающих высоким уровнем специальных способностей).
3. Формируется владение свободой и подвижностью артикуляционного аппарата.
4. Формируется исполнительская и сценическая культура.
5. Обучающиеся владеют слитным ансамблем во всех компонентах вокального звучания.
6. Обучающиеся владеют навыком работы с фонограммой, микрофоном, вокально-
усилительной аппаратурой.
7. Формируется навык основ хореографии и сценического движения.
8. Формируется навык коллективного творчества, умение вести себя на сцене и
сознательное отношение к концертной деятельности коллектива.
9. Формирууется тембр голоса, как главного средства вокальной выразительности и навык
различения качества певческого тона (тёмного, светлого, открытого, прикрытого) и
воспроизведения его.

Особые условия проведения

Стартовый уровень.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 6-8 лет (возможно обучение на стартовом
уровне детей старше 9 лет при условии набора группы соответствующего возраста) и
включает в себя:
- общеразвивающие занятия в вокально-хоровом ансамбле – 4 часа в неделю;
- общая хореография – 1 час в неделю.

Продвинутый уровень.
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей от 10-11 до 17-18 лет и включает в себя:
- занятия в вокальном ансамбле – 4 часа в неделю.
- общая хореография – 1 час в неделю.

Материально-техническая база

Материально-техническая база организации занятий соответствует требованиям:
1) оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию
программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
2) чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
3) свободный доступ или возможность организации занятий на сцене концертного зала.
4) хореографический кабинет с зеркалами, станки;
5) Комплект акустического оборудования для вокала;
6) ноутбук;
7) комплект звуковой аппаратуры;
8) телевизор – 1 штука;
9) СD – диски;
10) Флэш-носитель;

Стоимость

Программа включена  в систему ПФДО