Шахматная школа

Обеспечение возможности для каждого обучающегося стать развитой личностью, способной мыслить логично и находить эффективные решения многих жизненно важных задач, заинтересовать обучающегося в повышении своего интеллектуального уровня, и научить применять предлагаемую в программе модель системного подхода к изучению шахмат с наработкой практических навыков игры, что подтверждается выполнением нормы 4-го (или даже 3-го) спортивного разряда по результатам участия в квалификационных турнирах в течении всего 4-х летнего цикла обучения.

преподаватели

Вороной Владимир Сергеевич

Расписание

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа по Модулю №1 ПФДО и 

1 раз в неделю по 2 - академических часа по Модулю №2 МЗ

Содержание программы

"Шахматы, прежде всего, учат быть объективным. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки" (Алексей Алёхин).

Шахматы играют довольно заметную роль в деле развития мыслительных и интеллектуальных способностей ребенка.

Программа «Шахматная школа» реализует два уровня обучения:

*Стартовый уровень –один год обучения,

*Базовый уровень – 3 года обучения.

Рассчитана для детей от 6 до 12 лет, потому что именно в этом возрасте наиболее ярко, по мнению ведущих психологов, проявляется потребность ребёнка в освоении новых игровых форм и методов познания мира.

В творческое объединение «Шахматная школа» могут входить дети разного возраста

(в указанном ранее возрастном диапазоне), поэтому задача педагога -использовать программу с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом, обучающийся может быть зачислен сразу в группы базового уровня обучения при наличии соответствующей базовой подготовки (при условии обучения ранее в другом образовательном учреждении по подобной программе шахматной подготовки).

Занятия по данной программе проходят два раза в неделю.

По программе стартового уровня обучения каждое занятие продолжается два учебных часа, что в год составляет 72 часа по Модулю №1  ПФДО.

По программе базового уровня обучения 1-го, 2-го и 3-го годов обучения продолжается 2 академических часа, что в год состовляет 72 часа по Модулю №1 ПФДО.

 РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ПОЛНОГО ОСВОЕНИЯ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРОГРАММУ "ШАХМАТНАЯ ШКОЛА" НА МОДУЛЬ №2

Приём детей на обучение по программе стартового уровня обучения производится в результате собеседования педагога с ребёнком в присутствии его родителей. Главным критерием при этом является осознанное желание ребёнка освоить правила игры в шахматы при поддержке родителей и создании ими соответствующих условий. Стартовый уровень обучения может быть как самостоятельный курс обучения, так и первым годом обучения полной программы «Шахматная школа». Программа предполагает обучение детей с ОВЗ, способными освоить данный материл.

Перевод в группы базового уровня осуществляется на основании аттестации по результатам обучения в течении всего учебного года в соответствии с накопленными аттестационными баллами (форму аттестационной таблицы – см. в приложении 1).

3.      Содержание изучаемого курса

3.1.       Содержание стартового уровня обучения

v Тема №1. Шахматная азбука. Заповеди шахматиста – 32 часа

1. Шахматная азбука. Заповеди шахматиста – 35 часов

· Теория – 8 ч. Шахматная доска и обозначения на ней (буквы и цифры), поля и их названия. Образец написания шахматных букв в личной тетради. Линии на шахматной доске и их обозначение (вертикальные, горизонтальные и диагональные). Начальная расстановка шахматных фигур (стих) название всех фигур и их правильное расположение. Заповеди шахматиста.

· Практика – 27 ч. Работа в личной тетради. Решение задач. Задания на действие с шахматными фигурами.

· Культурно-просветительский блок. Кодекс ДШИ им. Е.Д.Поленовой о правах и обязанностях обучающихся. Правила поведения на занятиях. Первичный инструктаж по технике безопасности. Беседа о гололёде.

2. Основы ПДД «Пешеход – кто это?» – 2 часа.

· Теория – 2 ч. Ознакомление с правилами дорожного движения и другими материалами, способствующими изучению основ ПДД. Пешеход. Права и обязанности

Форма аттестации/контроля: педагогическое наблюдение, беседы.

v   Тема №2. Три этап шахматной партии. Дебютные примеры 1-4.  – 40 часов

1.    Три этапа шахматной партии. Дебютные примеры 1-4. – 39 час.

· Теория – 8 ч. Три этапа шахматной партии их значения и взаимосвязь. Правила игры в дебюте. дебютный пример №1«Мат на втором ходу чёрными», дебютный пример № 2 «Детский мат», дебютный пример № 3 «Мат Легаля», дебютный пример № 4 «Ловушка в «Русской партии». Схемы, сочетания.

· Практика – 31 ч. Разыгрывание дебютных примеров, работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение задач.

· Культурно-просветительский блок. Знакомство с планом эвакуации. Беседы по ОБЖ. Безопасность во время проведения массовых мероприятий. Праздничные занятия Посещение выставок, музеев. Участия в мероприятиях учреждения.

2.    Основы ПДД «Кто есть на дороге» – 1 час.

·           Теория – 2 ч. Перечень участников дорожного движения, их права, обязанности.

Форма аттестации/контроля: полугодовая итоговая выставка, заполнение диагностической карты.

v Тема №3. Пешечные окончания. Их виды и правила – 67 часа.

1.    Пешечные окончания. Их виды и правила – 63 часов.

· Теория – 20 ч. Пешечные окончания - их виды и правила. Правило № 1 – «Правило квадрата», правило № 2 Простое правило оппозиции», правило № 3 Боковое правило оппозиции», правило № 4 Золотое правило оппозиции», правило № 5 «Правило треугольника», правило № 6 «Правило взятия на проходе», правило № 7 «Правило реализации пешечного перевеса», правило № 8 «Правило пешечного прорыва». Сочетание правил пешечных эндшпилей.

· Практика – 43 ч. Разыгрывание пешечных окончаний, работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение задач.

· Культурно-просветительский блок. Беседы по ОБЖ О правилах поведения с незнакомыми людьми. Вторичная беседа о гололёде. Вторичный инструктаж по технике безопасности. Противопожарная безопасность. Посещение выставок, музеев. Участие в выставках, конкурсах. Выпускное занятие.

2.    Основы ПДД «Подсказки на дорогах» – 2 часа.

Теория – 2 ч. Дорожная разметка, знаки, сигналы светофора и регулировщика.

Форма аттестации/контроля: педагогическое наблюдение, беседы. Различные транспортные средства, как источник повышенной опасности на дороги. Классификация транспортных средств. Правила поведения велосипедиста, как участника дорожного движения. Повторение и закрепление пройденного материала.

3.2.         Содержание первого года базового уровня обучения

v Тема №1. Заповеди шахматиста. Дебютные примеры 1-7 – 32 часа.

1.        Заповеди шахматиста. Дебютные примеры 1-7– 30 часов

·           Теория – 8 ч. Заповеди шахматиста, правила поведения и культура. Повтор и закрепление материалов прошлого года. Дебютные примеры 1-4. Дебютный пример №5. «Спёртый мат белыми», Дебютный пример №6. «Спёртый мат чёрными», Дебютный пример №7. «Неправильная защита вторым ходом чёрных.

· Практика – 22 ч. Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир

·           Культурно-просветительский и диагностический блок. Кодекс ДШИ им. Е.Д. Поленовой о правах и обязанностях обучающихся. Правила поведения на занятиях. Первичный инструктаж по технике безопасности.

2.        Основы ПДД «Я – пешеход». – 2 часа.

·           Теория – 1 ч. Что значит быть пешеходом? Какими правами и обязанностями я обладаю как пешеход?

Форма аттестации/контроля: педагогическое наблюдение, беседы.

v Тема №2. Дебютные примеры 8-10 – 37 часа.

1.        Дебютные примеры 8-10– 36 часов

·           Теория – 8  ч. Дебютный пример №8 «Вариант с ходом, дебютный пример №9 «Ранний вывод Ферзя», дебютный пример №10 «Ранний вывод Ферзя чёрными»

·           Практика – 28 ч. Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир

·           Культурно-просветительский блок. Посещение музеев, выставок. Знакомство с планом эвакуации. Безопасность во время проведения массовых мероприятий. Знакомство с планом эвакуации. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.        Основы ПДД «Как и где переходить дорогу?». – 2 ч.

·           Теория – 2 ч. Дорожная разметка, знаки, сигналы светофора и регулировщика, сигнализирующие о том, как и где переходить дорогу.

Форма аттестации/контроля: полугодовая итоговая выставка, заполнение диагностической карты.

v Тема №3 Дебютные примеры 11-14– 37часов.

1.      Дебютные примеры 11-14 – 35 часов

·           Теория – 10  ч. Дебютный пример №11«Английское начало», дебютный пример №12 «Ловушка в Ферзевом гамбите, дебютный пример №13«Латышский гамбит»,  дебютный пример №14 . Основы формирования личного дебютного репертуара

·           Практика – 25 ч. Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир.

·           Культурно-просветительский блок. Беседы по ОБЖ. Беседы по ОБЖ – меры безопасности на льду. Вторичная беседа о гололёде. Вторичный инструктаж по технике безопасности. Посещение музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.        Основы ПДД «Кто главный на дороге?» – 1 ч.

·           Теория – 1 ч. Перечень участников дорожного движения, их права, обязанности, у кого приоритет движения? Как определить кому уступать?

Форма аттестации/контроля: педагогическое наблюдение, беседы.

v Тема №4 Дебютные примеры 15-17 – 38 часов.

1.      Дебютные примеры 15-17 – 36 часа

·           Теория – 10  ч. Дебютный пример №15«Северный гамбит», дебютный пример №16«Дебют Понцианни», дебютный пример №17 «Испанская партия»

·           Практика – 26 ч  Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир.

·           Культурно-просветительский блок. Беседы по ОБЖ О правилах поведения с незнакомыми людьми. Беседа по ОБЖ о правилах поведения на природе Противопожарная безопасность. Посещение  музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения. Педагогическая беседа, наблюдение. Заполнение диагностики

2.        Основы ПДД «Машина – опасность!» – 1 ч.

·           Теория – 1 ч. Машина, как источник повышенной опасности на дороге. Классификация автомобилей.

Форма аттестации/контроля: итоговая выставка, заполнение диагностической карты.

3.3.            Содержание второго года базового уровня обучения

v Тема №1. Миттельшпиль. Эндшпиль.  – 48 часов.

1.      Миттельшпиль. Эндшпиль – 46 часов

·           Теория – 12 ч. Миттельшпиль, как основа успеха в шахматной партии – самая сложная часть игры, цитаты и примеры великих шахматистов мира. Принципы игры в миттельшпиле и эндшпиле. Позиционные преимущества. Позиционные признаки.

·           Практика – 34 ч. Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир.

·           Культурно-просветительский блок.  Кодекс ДШИ им. Е.Д. Поленовой о правах и обязанностях обучающихся. Правила поведения на занятиях. Первичный инструктаж по технике безопасности. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.        Основы ПДД «Что мне можно на дороге?». – 1 ч.

·           Теория – 1 ч.  Что мне можно на дороге? Как двигаться? Куда идти? Как я должен выглядеть?

Форма аттестации/контроля: педагогическое наблюдение, беседы.

v Тема №2. Тактические приёмы 1-5. Примеры –53 часа.

1.        Тактические приёмы 1-5. Примеры – 52 часа

·           Теория – 12 ч. Тактические приёмы – определение и значение в шахматной игре…Продолжение группового квалификационного шахматного турнира. Тактический приём № 1 «Двойной удар», тактический приём № 2 «Связка», тактический приём № 3 «Открытое нападение», тактический приём № 4 «Открытый шах», тактический приём № 5 «Мельница». Техника выполнения приёмов разными фигурами.

·           Практика – 40 ч. Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир.

·           Культурно-просветительский блок. Посещение музеев, выставок. Беседы по ОБЖ – меры безопасности на льду. Знакомство с планом эвакуации. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.        Основы ПДД «Я еду в транспортном средстве» – 1 час

·           Теория – 2 ч. Я – пассажир, что мне можно делать в общественном транспорте? Что можно делать в машине с родителями? Как я должен себя вести?

Форма аттестации/контроля: полугодовая итоговая выставка, заполнение диагностической карты.

v Тема №3. Тактические приёмы 6-11 – 62 часа

1.        Тактические приёмы 6-11– 60 часов

·           Теория – 16 ч. Тактический приём № 6 «Двойной шах», тактический приём № 7 «Комбинации на завлечение», тактический приём № 8 «Блокировка», тактический приём № 9 «Спёртый мат», тактический приём № 10 «Комбинации на отвлечение», Тактический приём № 11 «Мат на последней линии». Техника выполнения приёмов разными фигурами.

·           Практика – 44 ч. Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир.

·           Культурно-просветительский блок. Беседы по ОБЖ О правилах поведения с незнакомыми людьми. Вторичная беседа о гололёде. Вторичный инструктаж по технике безопасности. Противопожарная безопасность. Посещение музеев, выставок. Участие в мероприятиях учреждения.

2.        Основы ПДД «Знаки, разметка, светофор - друзья»  – 1 ч.

·           Теория – 1 ч. О чём говорят знаки, разметка, светофор. Какие подсказки они могут дать?

Форма аттестации/контроля: педагогическое наблюдение, беседы.

v  Тема №4. Тактические приёмы 12-15 – 53 часов.

1.        Тактические приёмы 12-15– 51 часов

·           Теория – 13 ч. Тактический приём № 12 «Комбинации на освобождение поля», тактический приём № 13 «Комбинации на освобождение линии», тактический приём № 14 «Комбинации на уничтожение защитника», тактический приём № 15 «Изоляция и перекрытие». Техника выполнения приёмов разными фигурами.

·           Практика – 38 ч. Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир.

·          Культурно-просветительский блок. Беседа по ОБЖ о правилах поведения на природе. Участия в мероприятиях учреждения. Выпускное занятие. Награждение. Педагогическая беседа, наблюдение. Заполнение диагностики

2.        Основы ПДД «Где можно встретить машину?».– 1 ч.

·           Теория – 1 ч. Где встречаются машины? Где можно ездить машинам?

Форма аттестации/контроля: итоговая выставка, заполнение диагностической карты.

 

3.4.         Содержание третьего года базового уровня обучения

v   Тема №1. Повторение пройденного. Дипломная работа.  – 48 часов.

1.        Повторение пройденного. Дипломная работа – 46 часов

·           Теория – 12 ч. Ход выполнения дипломных выпускных работа. Основная часть. Разделы. Повторение пройденного: Тактические приёмы 1-15

·           Практика – 34 ч. Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир. Дипломная работа

·           Культурно-просветительский блок.  Кодекс ДШИ им. Е.Д. Поленовой о правах и обязанностях обучающихся. Правила поведения на занятиях. Первичный инструктаж по технике безопасности. Педагогическая беседа, наблюдение.

2.      Основы ПДД «Что нельзя делать на дороге?». – 1 ч.

·           Теория – 2ч.  Какого поведения стоит избегать на дороге пешеходу и велосипедисту.

Форма аттестации/контроля: педагогическое наблюдение, беседы.

v Тема №2. Тактические приёмы 16-17. Примеры. Дипломная работа – 51 часов.

1. Тактические приёмы 16-17. Примеры. Дипломная работа – 50 часов

·           Теория – 12 ч. Тактический приём № 16 «Захват пункта», тактический приём № 17 «Рентген». Дипломная работа. Оценка наработанного материала.

·           Практика – 38ч Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир. Дипломная работа

·           Культурно-просветительский блок. Посещение музеев, выставок. Беседы по ОБЖ – меры безопасности на льду. Знакомство с планом эвакуации. Педагогическая беседа, наблюдение.

3.        Основы ПДД «Аварийные ситуации: общественный транспорт» – 1 час

·           Теория – 1 ч. Какие аварийные ситуации могут возникнуть на общественном транспорте. Как избежать?

Форма аттестации/контроля: полугодовая итоговая выставка, заполнение диагностической карты.

v Тема №3. Тактические приёмы 18-20– 62 часа

1.        Тактические приёмы 18-20–60 часов

·           Теория – 18 ч. Тактический приём № 18 «Атака в самом сильном пункте», тактический приём № 19 «Капкан», тактический приём № 20 «Цепочки тактических приёмов». Техника выполнения приёмов разными фигурами. Доработка дипломной работы

·           Практика – 42 ч. Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир. Дипломная работа

·           Культурно-просветительский блок. Беседы по ОБЖ О правилах поведения с незнакомыми людьми. Вторичная беседа о гололёде. Вторичный инструктаж по технике безопасности. Противопожарная безопасность. Посещение, музеев, выставок. Участия в мероприятиях учреждения.

2.        Основы ПДД «Аварийные ситуации: пешеход, велосипедист»  – 2 ч.

·           Теория – 2 ч. Какие аварийные ситуации могут возникнуть с участием пешеходов, велосипедистов и машин. Как избежать?

Форма аттестации/контроля: педагогическое наблюдение, беседы.

v  Тема №4. Дипломная выпускная работа – 55 часа.

1.      Дипломная выпускная работа – 53 часов

·           Теория – 21 ч. Дипломная выпускная работа. Цепочки тактических приёмов. Порядок решения сложных задач.

·           Практика – 30 ч. Работа над ошибками, анализ ходов, работа в личной тетради. Решение тестовых задач. Групповой квалификационный шахматный турнир. Дипломная работа

·          Культурно-просветительский блок. Беседа по ОБЖ о правилах поведения на природе. Участия в мероприятиях учреждения. Выпускное занятие. Награждение. Педагогическая беседа, наблюдение. Заполнение диагностики

2.      Основы ПДД «Электрический индивидуальный транспорт».– 2 ч.

Теория – 1 ч. Виды и классификация электрических индивидуальный транспортных средств (ЭИТС). Где и кому можно на них ездить?

 

Цели программы

Обеспечение возможности для каждого обучающегося стать развитой личностью, способной мыслить логично и находить эффективные решения многих жизненно важных задач, заинтересовать  обучающегося в повышении своего  интеллектуального уровня.

Результат программы

Обучающийся должен знать: шахматные термины, названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры, шахматные правила FIDE, обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур, ценность шахматных фигур, принципы игры в дебюте, основные тактические приемы, основные приемы и позиции.

Должен уметь: ориентироваться на шахматной  доске, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения  правил шахматного кодекса, правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию, различать горизонталь, вертикаль и диагональ,  рокировать, объявлять шах и мат, решать элементарные задачи мат в один ход, правильно вести себя за доской, записывать шахматную партию, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей, грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте, находить  несложные тактические приемы, точно разыгрывать простейшие приемы.

Особые условия проведения

Каждое занятие в группе стартового уровня обучения построено на первоначальном изучении правил игры «Шахматная азбука» – первое полугодие и в сочетании с турнирами – второе полугодие. Само учебное занятие делится на две части: Первая часть посвящена изучению теоретического материала в соответствии с учебной программой. В течение этой части занятий обучающийся имеет возможность зарабатывать поощрительные баллы за активность, проявленную на занятии и точность высказанных предложений в процессе разбора нового теоретического материала и учебных примеров.

Вторая часть состоит из практической части: проведение турнирных партий, практическая игра с тренером на заданную тему, проведение сеансов одновременной игры с педагогом. По результатам этой части занятия обучающийся зарабатывает турнирные очки, сумма которых позволяет ему в итоге побеждать в турнире и повышать свой спортивный шахматный разряд.

Материально-техническая база

Оборудование учебного класса:

-Рабочее место педагога, рабочие места обучающихся, комплекты шахматного оборудования, компьютер, проектор, наглядные пособия.

Стоимость

Программа  включена в ПФДО