Традиционная народная кукла

 

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью
обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах,
коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. В кукольных забавах
проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.

РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ПОЛНОГО ОСВОЕНИЯ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРОГРАММУ "ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА" НА МОДУЛЬ №2

преподаватели

Кузнецова Галина Александровна

Расписание

Занятия модуля ПФДО проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа за занятие.

Содержание программы

 

Программа «Традиционная народная кукла» ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры.

 В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению - на игровые, обереги и обрядовые; по образу - на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления - на сшивную и не сшивную (закрутку).  При создании куклы  развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, речи, письма. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Только тот, кто с детства привыкает создаватькрасоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастает созидателем и творцом.

В течение учебного года  дети осваивают без иглы изготовление  игровых, обрядовых, обереговых кукол, сувенирых кукол- малышек. Знакомятся с народными играми, историей возникновения и значимости куклы в жизни детей.

3. Содержание учебного плана.

❖ Тема №1. Вводное занятие -2 часа

       1. Вводное занятие 1 час

       2. Основы ПДД «Введение» - 1 час

❖ Тема №2. Игровые куклы - 38 часов

1.      Игровые куклы - 36 часов

• Теория - 6 ч. Вводная диагностика. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности работ. Народный календарь. Волшебство народных кукол. Куклы из бабушкиного сундука. Классификация кукол. Узелковая кукла. Технология ее изготовления. Заполнение анкет. Ответы на вопросы. Рассматривание готовых работ и фотоматериалов. Беседа из истории игровых кукол. Техника безопасности. Демонстрация готовой куклы. Технология изготовления куклы с помощью изученных приемов.

•      Практика - 30 ч. Рассматривание готовых работ. Анализ предстоящей работы. Практические работы по изготовлению кукол. Подготовка к выставкам и конкурсам.

•      Культурно-просветительский блок. Кодекс ДШИ им.Е.Д.Поленовой о правах и обязанностях обучающихся. Правила поведения на занятиях. Первичный инструктаж по технике безопасности. Посещение выставок, музеев. Беседа о гололёде.

2.     Основы ПДД «Подсказки на дорогах» - 2 часа.

Теория -2 ч. Ознакомление с правилами дорожного движения и другими материалами, способствующими изучению основ ПДД. Дорожная разметка, знаки, сигналы светофора и регулировщика.

Форма аттестации/контроля: педагогическое наблюдение, беседы

❖  Тема №3. Обрядовые куклы – 38 часов

1.     Обрядовые куклы - 37 часов.

•    Теория - 7 ч. Рассказ об обрядовых куклах: знакомство с древним обычаем - одаривание. Поговорки, песенки по теме. Демонстрация готовых кукол, фотографий, презентаций. Технология изготовления кукол с помощью обережного креста, с использованием приемов закручивание и наматывание.

•    Практика - 30 ч. Практическая работа по изготовлению кукол. Анализ готовых работ. Подготовка к выставкам и конкурсам.

•    Культурно-просветительский блок. Знакомство с планом эвакуации. Беседы по ОБЖ. Безопасность во время проведения массовых мероприятий. Праздничные занятия Посещение выставок, музеев. Участия в мероприятиях учреждения.

2.     Основы ПДД «Кто есть на дороге» - 1 час.

•           Теория - 1 ч. Перечень участников дорожного движения, их права, обязанности. Форма аттестации/контроля: полугодовая итоговая выставка, заполнение диагностической карты

❖  Тема №4. Обереговые куклы - 46 часов.

1.     Обереговые куклы - 45 часов.

•      Теория - 7 ч.  Беседа о куклах оберегах. Знакомство с народными приметами, загадки, ребусы. Демонстрация готовых образцов, картин, презентаций. Последовательность выполнения работы с использованием приемов наматывание и приматывание.

•      Практика - 38 ч. Рассматривание готовых образцов. Ответы на вопросы. Практическое изготовление кукол. Упражнения по выполнению приемов: закручивание, приматывание. Одежда для кукол, волосы, платок. Анализ проделанной работы. Подготовка к выступлениям и конкурсам.

•      Культурно-просветительский блок. Беседы по ОБЖ О правилах поведения с незнакомыми людьми. Вторичная беседа о гололёде. Вторичный инструктаж по технике безопасности. Противопожарная безопасность. Посещение выставок, музеев. Участие в выставках, конкурсах.

2.     Основы ПДД «Транспортные средства» - 1 час.

Теория - 1 ч. Различные транспортные средства, как источник повышенной опасности на дороги. Классификация транспортных средств.

Форма аттестации/контроля: педагогическое наблюдение, беседы

 Тема №5. Сувениры, куколки-малышки - 16 часов.

1.     Сувениры, куколки-малышки - 15 часов.

•      Теория - 3 ч. Применение ручных швов. Использование природного материала - ветки дерева. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами. Особенности подбора ткани. Костюм куклы.

•      Практика - 12 ч. Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению поделок, композиций, панно. Оформление выставки.

•      Культурно-просветительский блок. Беседа по ОБЖ о правилах поведения на природе Посещение выставок, музеев. Участие в выставках, конкурсах. Выпускное занятие. Награждение.

•      Участие в мероприятиях учреждения.

2.     Основы ПДД «Велосипед - мой первый транспорт» - 1 час.

•      Теория - 1 ч. Устройство велосипеда, его преимущество перед остальными видами транспорта. Правила поведения велосипедиста, как участника дорожного движения. Повторение и закрепление пройденного материала.

❖ Тема №6. Итоговое занятие – 4 часа

1. Итоговое занятие

·        Теория - 2 ч.

·        Практика – 1 ч.

2. Основы ПДД «Повторение пройденного материала» -1 час.

·        Теория - Повторение и закрепление пройденного материала за год.

Цели программы

Формирование духовно-нравственных ценностей, обучающихся на основе изучения
истории, культуры и традиций народа через традиционную куклу.

Результат программы

В результате освоения программы, обучающиеся:
> Должны знать:
Правила техники безопасности и поведения в учреждении.
Знать классификацию тряпичных кукол и историю их возникновения.
Знать правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.
Знать основные приемы изготовления традиционной народной куклы:
сворачивание, скручивание, приматывание.
> Должны уметь:
Уметь выполнять основные технологические операции, применяемые при
изготовлении кукол.
Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол.
Усвоить бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной
истории и культуры.

Особые условия проведения

Данная программа разработана на изучении
культурно-образовательного проекта «Игрушка в культуре России». Автор Галина Львовна
Дайн (Кандидат искусствоведения, член союза художников России, научный сотрудник
музея игрушки г.Сергиев Посад, автор серии книг "Игрушка в культуре России").
Новизна программы и ее целесообразность заключаются в обращении к истокам
народной художественной культуры. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная
индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Поэтому
сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и
использованию потенциала народной педагогики.

Материально-техническая база

Реализация программы предполагает наличие материально-технической базы,
соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам,
обеспечивающей проведение всех видов практических занятий и практического
обучения, предусмотренных учебным планом.
Оборудование учебного кабинета:
1) рабочее место преподавателя;
2) учебные места обучающихся;
3) персональный компьютеры;
4) принтер;
5) проектор;
6) наглядные и дидактические пособия.