"Эрудит"

Настоящая программа предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике и технологии у обучающихся. Использовать математические методы моделирования процессов управления мышлением при решении изобретательских задач. Объектом моделирования является широко известный алгоритм решения изобретательских задач.

Данная Программа не является повторением программ по внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений, т.к. рассматривает математику только как необходимое условие для работы с технической литературой, знакомит с технической терминологией и основными узлами технических объектов, расширяет целостное представление о связи математики, физики и черчения. Показываются связи с такими науками ( не изучаемыми в школе) как экономика, биохимия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия.

Педагоги

Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Жокин Александр Иванович

Расписание

Программа рассчитана на 36 часов в год, 1 занятие в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут

Содержание программы

Раздел I. Царица наук – математика 

Вводное занятие. Введение в программу. Техника безопасности при выполнении работ. Назначение инструментов и приспособлений, безопасные приемы выполнения работ.

Математика в физических явлениях.Показываются не только связи с родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи. Обращается внимание на связи математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие.

Показываются связи с такими науками, не изучаемые в школе, как экономика, биохимия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия.

В разделе рассматриваются задачи с физическим, химическим, экономическим и другим содержанием. Они даются в виде упражнений как предметные и прикладные для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий.

Технические понятия и термины Изучаются технические понятия и термины. Теоретические понятия. Научно-технический прогресс. Технические термины, простейшие понятия, применяемые в моделировании. Условные обозначения на графических изображениях. Рисунок, эскиз, чертеж; общие черты и отличия. Условные изображения линии выделяемого контура (сплошная линия) и линии сгиба (штрих с двумя точками). (2 часа).

Практические работы. Изготовление различных моделей по шаблону, где есть линия сгиба. Изготовление различных моделей по чертежу методом копирования. Техническое задание: нахождение линий сгиба на чертежах моделей.

 

Раздел II. Профессия и математика 

Раскрывается применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Показывается комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и других.

Рассматриваются прикладные задачи с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др.

С целью усиления понимания необходимости математических знаний в профессиональной деятельности планируется приглашение родителей учащихся на занятия кружка, их выступления о выбранной профессии.

Юный техник. Транспортная техника (авиа-, судо-, авто-, ракетомодели).

Теоретические понятия. История транспорта. История воздухоплавания. Воздушный шар, дирижабль, планер, самолет, их сходства и различия. Планер, основные элементы конструкции. Устойчивость и регулировка летающих моделей. История водного транспорта. Основные качества судов: плавучесть, непотопляемость, устойчивость, ходкость, управляемость. Основные узлы изготовляемых моделей и их назначение.

История создания автомобиля. Назначение и виды автотранспорта. Основные узлы изготавливаемых моделей автомобиля.

Космос и космическая техника. Ракета, основные узлы.

Практические работы. Изготовление из плотной бумаги или тонкого картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным вычерчиванием разверток и выкроек. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток (макеты и модели самолетов, ракет и автомашин различного назначения). Изготовление объемных действующих моделей из разных материалов и их оформление. Создание образа модели технического объекта (по собственному замыслу)

Раздел III. Домашний быт и математика

Показать роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Выполнение приближенных вычислений. Умение пользоваться таблицами и справочниками в домашней практике.

Итоговое занятие 

Подведение итогов. Творческий отчет обучающихся, защита презентаций по теме: "Математика в жизни человека".

 

Цели программы

Цель Программы – повышение творческого деятельностного потенциала обучающихся в области технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

Основным результатом станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация учащихся к дальнейшему изучению математики. Кроме того, учащиеся освоят различные приемы решения задач, повысят математический уровень знаний, будут применять полученные знания при проведении различных конкурсов, викторин, олимпиад, в повседневной жизни, а так же это им поможет сдать экзамены, устранить пробелы в знаниях школьной программы и определиться в выборе дальнейшей профессии.

 

 

Дети должны знать:

-историю развития отечественной и мировой техники, ее создателей

- правила безопасного пользования инструментами;

- материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей;

-основные линии на чертеже; основные простейшие технические термины, конструкторские понятия;

- основные узлы транспортных, военных, космических моделей.

Будет улучшено, развито, проявлено:

- интерес к занятиям, техническому творчеству, самостоятельный поиск дополнительной информации;

- мотивация к творческому поиску;

-техническое, образное и пространственное мышление, воображение,

Педагог оставляет за собой право пополнять программный материал дополнительными вопросами по разделам Программы применительно к уровню подготовки обучающихся.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение реализации программы:

Материально – техническая база для практической работы делится на основные и расходные материалы.

Основные материалы: набор картона, набор цветной бумаги, клей, ножницы, мягкая проволока, двухсторонний скотч, шаблоны, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, шила, линейки, треугольники, циркули, наборы геометрических форм и фигур.

Расходные материалы: ватман, бумага масштабно – координатная, миллиметровка, калька, копировальная бумага, Карандаши. Простые, цветные. Другие материалы могут для создания творческих работ: фольга, гофрированная бумага, природные и «бросовые» материалы и т.п.

Видео