"Скульптурная лепка". Базовый уровень (ПФ) 2021-2022

Программа «Скульптурная лепка» реализует потребность детей в игре, любознательности и творчестве, используя любимый ими материал – пластилин и предлагает освоить навыки техники папье-маше, создавая игрушки, в которые можно играть. Сергиев Посад – город имеющий богатые культурные корни, одним из которых является игрушечный промысел. Изучение этой традиции лежит в основе обучения. Знакомство с лучшими образцами старинных игрушек, с исторической жизнью города помогает развить в детях интерес к истории, любовь к родному краю. Занятия данным видом декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, пространственному мышлению, чувству формы и цвета, научат работать с различными материалами и привьют усидчивость.

Программа содержит такие блоки как «папье-маше», «тестопластика», «пластилин», «всякая всячина», «игрушка родного края», занятия перемежаются друг с другом, что позволяет сохранять заинтересованность детей. Разнообразные занятия помогают им достигнуть высокого уровня в овладении искусства создания поделки практически из любого материала. Это имеет и культурно-психологическое значение, дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить.

Этот технический универсализм особенно актуален для младших школьников, которые устают от однообразной деятельности, быстро теряя интерес.

преподаватели

Котенко Татьяна Сергеевна

Содержание программы

Программа каждого блока представляет собой завершенный тематический цикл и может рассматриваться как самостоятельная программа. Чередование блоков определяется педагогом самостоятельно. Работа направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойств их материалов, а так же параллельно узнают историю своего родного края. При изготовлении поделок у детей развивается мелкая моторика рук, что стимулирует речевую и умственную деятельность. Работая в жанре мелкой пластики, развивается образное мышление.

В разделе «пластилинография» дети знакомятся с различными видами этой техники. Развитие творческой мысли помогает применение с пластилином других природных нетрадиционных материалов (крупы, опилки, перья, бусины и пр.).

Поделки из папье – маше требуют усидчивости и терпения. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно решать технические задачи.

В разделе «всякая всячина» дети знакомятся с нетрадиционными материалами. Это упаковочный и кондитерский картон, жестяные банки, капсулы «киндер – сюрпризов», поролон, пенопласт. При работе с такими материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, что расширяет кругозор и побуждает фантазию и воображение.

Форма и методы обучения

Каждый занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах вязания, об изготовлении новых игрушек, сувениров и т.д.

Формы занятия могут быть как традиционными (лекция, беседа, демонстрация и т.д.), так и нетрадиционными (занятие – путешествие, сказка, экскурсия и т.д.).

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

1. Исторические сведения.

2. Связь с современностью.

3. Освоение основных технологических приёмов, выполнение учебного задания.

4. Творческая работа.

Предполагаются различные упражнения, обогащающие словарный запас детей. Информационный материал небольшой по объему, интересный по содержанию таётся как перед практической частью, так и во время работы. Перед выполнением работы перед учащимся ставится задача определить назначение своего изделия.

С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

1. Эскиз.

2. Воплощение в материале.

3. Выявление формы с помощью декоративных фактур.

Педагог ориентируется на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

 

Цели программы

Обучение основным навыкам декоративно-прикладной деятельности в области мелкой пластики.

Результат программы

1. Требования к знаниям и умению:

· Знать технику безопасности при работе в студии.

· Знать историю Сергиево-посадской игрушки и уметь отличать этапы работы по ее созданию.

· Знать название инструментов, материалов и умение ими пользоваться.

· Знать название технических приемов и правильно применять их в процессе работы.

· Уметь повторить работу по готовому образцу.

· Знать основные свойства пластилина, бумаги, соленого теста, папье-маше.

· Уметь выделять характерные признаки животных и растений.

2. Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы за время обучения:

· Наличие интереса к истории рукоделия и игрушки.

· Умение концентрироваться, ценить время.

· Вносить элементы собственного творчества в изготовление работы.

· Привычка к свободному самовыражению.

3. Личностные, предметные, межпредметные результаты:

· Умение работать в коллективе.

· Слушать объяснения педагога.

Особые условия проведения

Работа в студии организованна с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия по программе «Скульптурная лепка» проводятся с чередованием тем.

Программа рассчитана на 1 год обучения и предполагает освоение её содержания в течение учебного года.

Педагогическая концепция: содействие психологическому здоровью детей, усвоение элементарных знаний по предмету деятельности, поддержка и поощрение успехов, развитие интереса к данной деятельности.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в специально оборудованном в соответствии с предъявляемыми требованиями учебном кабинете

Стоимость

Программа участвует в ПФДО