Свой дом украшу я сама ( Вышивка)

Программа  знакомит детей с разными видами вышивки:

– ручная вышивка,

– вышивка атласными лентами,

– художественная вышивка на машине.

Программа объединения построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия народного искусства с жизнью. Искусство художественной вышивки, базируясь на основах народного искусства, ориентируется на достижениях культуры современного общества.

преподаватели

Шулаева Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Правила поведения в учреждении. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Введение в программу.

 2. Историческая справка.

Художественная вышивка, как одно из направлений декоративно-прикладного искусства. Небольшая справка общего характера о многовековой истории художественной вышивки и её национальных особенностях.

3. Материаловедение и цветоведение.

Материалы, инструменты и приспособления, используемые в ручной вышивке. Особенности ухаживания за вышитыми изделиями. Основы цветоведения.

Демонстрация работ педагога и учащихся, окончивших обучение, как наглядный пример для освоения программы. Повторение ПТБ.

 4. Композиция.

Композиция, как соединение или объединение различных элементов изображения в одно художественное целое. Работа с литературой. Выбор рисунков.

 5. Ручная вышивка. Виды простейших швов.

Виды простейших швов в ручной вышивке: шов «вперёд иголку», петельный, тамбурный, «шнурок» и др. Тренировочные упражнения.

Практическая работа учащихся на тему «Простейшие швы» (наволочка или  носовой платочек «Нежность») .

 

6. Ручная вышивка. Выпуклая гладь.

Выпуклая гладь с настилом и без настила. Тренировочные упражнения.

Практическая работа учащихся в технике «выпуклая гладь». Вышивание панно «Рябина».

 

7. Вышивка атласными лентами. Основные элементы вышивки лентами.

Основные виды стежков и приёмов, используемых в вышивке лентами. Способы закрепления лент (простой узелок, плоский узелок и т.д.). Знакомство учащихся со строением некоторых цветов (ромашки, розы, подснежники, герберы, ландыши и др.), а также стеблей, листьев, серединок цветков и т.д. Последовательность наложения лент с учётом строения цветка и стебля.

Практическое выполнение основных швов вышивки.

 

8. Вышивка атласными лентами. Вышивание простых образцов.

Организация рабочего места. ПТБ.

Практические работы учащихся в технике «Вышивка атласными лентами». Вышивание образцов с использованием простых швов и приёмов вышивки. Образцы: панно «Цыплёнок с подсолнухом», сувенир-панно  «Новогодняя свеча».

 

9. Вышивка атласными лентами. Вышивание образцов средней степени сложности.

Организация рабочего места. ПТБ.

Практическая работа учащихся в технике «Вышивка атласными лентами». Вышивание образцов с использованием простых швов и приёмов вышивки. Панно «Зонтик с цветами».

 

10. Машинная вышивка. Знакомство со швейной машиной.

ПТБ. Информация педагога о швейных машинах: на каких швейных машинах можно вышивать, краткая характеристика основных деталей швейной машины, как надо ухаживать за швейной машиной. Правила заправки верхней и нижней нитей.

Практическое знакомство с машинкой, её основными деталями. Тренировочные упражнения на «холостом ходу» машины в целях приобретения навыков шитья.

 

11. Машинная вышивка. Основные швы.

Основные швы в машинной вышивке: простая строчка, «зигзаг», «вилюшка», «восьмёрка», «насыпь» и т.д. Повторить ПТБ. Настройка швейной машины на режим «вышивка» Подготовить швейную машинку к работе (заправить верхнюю и нижнюю нити, проверить их натяжение).

Тренировочные упражнения с заправленной нитью.

 

12. Машинная вышивка. Мережки – одна из техник вышивания.

Организация рабочего места. ПТБ. Порядок выполнения работ. Особенности выполнения мережек. Подготовка ткани к вышиванию мережек (продёргивание поперечных и долевых нитей в ткани, согласно схеме узора). Узкие мережки.

Тренировочные упражнения под контролем педагога. Вышить мережки «Кисточка» и «Столбик», согласно порядка выполнения работы. ВТО изделия.

Образец: Салфетка с мережками. Сдача работы.

 

13. Машинная вышивка. Заполнение уголков вышивкой.

Уголок «Паутинка». Уголок «Ромашка». Организация рабочего места. ПТБ. Порядок выполнения работ. Консультация педагога. Уголок «Паутинка» и уголок «Ромашка». Заполнение уголков образца вышивкой. Обработка контуров вышитых уголков гладьевым валиком. ВТО.

Образец: Салфетка. Сдача изделия.

 14. Подготовка к выставке творческих работ учащихся.

Отбор выставочных работ. Оформление выставки творческих работ учащихся. Посещение учащимися и их родителями отчётной выставки.

15. Итоговое занятие.

Анализ работ. Награждение учащихся за лучшие работы. Отбор выставочных работ.

В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования Московской области и в целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся, на основании письма Министерства образования Московской области от 26.08.2013 г. No10825-13в/07 в Программу включены беседы для изучения основ безопасности дорожного движения и правил поведения на проезжей части по дороге в учреждение.

 

Цели программы

Нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам художественной вышивки. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и к дальнейшему профессиональному самоопределению.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

·     ПТБ, гигиены и санитарии.

·     историю и традиции художественной вышивки;

·     основы композиции и цветоведения;

·     виды простейших швов и техник в ручной вышивке, способы закрепления нитей;

·     возможности применения вышивки лентами;

·     основные приёмы машинной вышивки;

·     правила ухода и хранения вышитых изделий;

·     основные детали швейной машины, правила ухаживания за швейной машиной.

Обучающиеся должны уметь:

·     правильно и удобно организовать, а затем, по окончании работы, убрать за собой своё рабочее место;

·     подобрать и подготовить к работе пяльцы;

·     вышивать на пяльцах и без них;

·     правильно подбирать ткань и нитки;

·     выполнять работу качественно и в срок;

·     самостоятельно разрабатывать простейшие орнаменты;

·     грамотно работать со схемами;

·     грамотно пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;

·     выполнять узелки на ленте;

·     выбирать композицию для изделия;

·     вышивать цветы и листья из лент;

·     подбирать ткань и ленты в гармоничном сочетании;

·     размечать рисунок на ткани;

·     применять полученные знания в быту;

·     гармонично сочетать цвета в процессе вышивки;

·     самостоятельно составлять несложные композиции узора, мотивов;

·     знать различные способы перевода рисунков на ткань;

·     правильно пользоваться пяльцами, ножницами, иглами, булавками, утюгом;

·     ухаживать за швейной машиной и настраивать её на режим «вышивки»;

·     чётко выполнять на швейной машине основные приёмы вышивания;

·     рационально использовать готовую вышивку в изготовлении различных изделий; хранить и ухаживать за вышитыми изделиями.

 

ФОРМИРУЕМЫЕ У ДЕТЕЙ КАЧЕСТВА

ПО ОКОНЧАНИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА»

У детей сформируются такие качества, как:

·     самостоятельность;

·     коллективизм;

·     усидчивость;

·     аккуратность;

·     ответственное отношение к своему делу;

·     дети научатся определять и реализовывать художественные цели при создании изделия, научатся планировать конечный результат своей работы;

·     научатся применять свою фантазию, отстаивать свою точку зрения.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Для успешной организации учебного процесса необходима материально-техническая база, а именно:

·     наличие учебного кабинета для занятий, имеющего достаточное освещение и оборудованного в соответствии с нормами СанПин;

·     столы, стулья, стенды для демонстрации детских работ и подручные средства для оформления выставок;

·     оборудование, инструменты и материалы: швейные машины, пяльцы, иголки ручные и машинные, ножницы, простые карандаши, прозрачная калька для перевода рисунков на ткань, нитки х/б, «ирис» и шёлковые, разные виды ткани для изделий, атласные ленты шир.0,4мм, 10,0 мм и др.).

Видео