Психология

Основной принцип программы: принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания; в зависимости от конкретных ситуаций, возникающих вопросов, уровня развития класса, других условий строится логика обучения.

преподаватели

Павлова Анастасия Дмитриевна

Расписание

один раз в неделю по 2 часа

Содержание программы

I. Модуль

Раздел 1 «Введение»

(Теория 1 ч. Практика 2 ч)

1.1. Введение. Основные понятия. Устав школы. Правила поведения в школе и статус школьника. Оформление уголка. (1ч.)

Мои летние впечатления

Знакомство.

Знакомство продолжается.

Я теперь школьник.

Что значит быть школьником?

Знакомство с Пси-Магом.

Теория (1ч.). Цели, задачи кружка «Психологическая азбука». Утверждение программы. Организационные вопросы (структура группы, положение, обязанности). Я теперь школьник (вхождение в новую роль).

Материал этого раздела отбирается с целью помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника, которая, предоставляя им новые права, накладывает вполне определенные обязанности.

Многие дети испытывают серьезные психологические трудности при вхождении в новый коллектив сверстников; особенно это характерно для детей, не посещавших детский сад. Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель создает в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок овладевает умениями общения и взаимодействия на фоне и в процессе учебной деятельности. Знакомится с правилами поведения в школе, осознает необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителями. Дети начинают понимать важность для эффективной работы умений сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность.

В то же время педагог-психолог объясняет детям, как можно "выплеснуть" избыток энергии без вреда для окружающих и как научиться полноценно отдыхать и восстанавливать силы после учебной деятельности - достаточно сложного и тяжелого умственного труда.

Практика (2 ч). Оформление уголка ««Психологическая азбука».

Раздел 2 «Введение в мир психологии»

(теория 1 ч. Практика1ч.)

2.1. История психологии как науки. Информация о первом психологе, их классификация, виды деятельности, сходства и различия. (1ч.)

Какой я?

Королевство Внутреннего Мира.

Сказка о волшебных зеркалах.

Сказка о волшебных зеркалах.(продолжение)

Что я знаю о себе?

Что я знаю о себе и о других?

Я – это кто?

Психология – знакомая незнакомка

Теория (1ч.). История и развитие психологии. Кто такой школьный психолог. Какие еще бывают психологи, что они делают, распределение по группам и видам деятельности. Информация о первом психологе и первом методе работы психолога.

Этот раздел курса раскрывает перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего Мира - психического мира каждого человека. Детям требуется особо разъяснить специфику психического, поскольку многие из них путают внутренний мир личности с совокупностью внутренних органов человека.

Подготовить ребенка к первоначальным самонаблюдениям и "открытиям" самого себя помогают задания, которые обращают внимание на собственный внутренний мир и деятельность ребенка, его поступки. Через обучение способам и приемам самоанализа ребенок приходит к осуществлению попыток ответить на важнейшие философские вопросы "Кто я? Какой я?". Эти ответы носят пока наивный и ограниченный характер, но на этом этапе достаточно того, чтобы ребенок мог назвать пять-шесть своих самых больших достоинств и три-четыре недостаточно развитых качества, а также мог сравнить себя с другими по степени сформированности той или иной характеристики.

Очень важно постоянно следить за сохранением у каждого ребенка позитивного самоотношения и не допускать невротизирующего воздействия самооценивания. Поскольку работа педагога-психолога в рамках этой программы постоянно сопряжена с анализом различных психических проявлений детей, важным аспектом педагогической деятельности является психотерапевтический (в рамках квалификации педагога-психолога). Значительную часть урока должны по-прежнему занимать игровые методики, а также изобразительная деятельность. Изучение собственного внутреннего мира и получение элементарных психологических знаний сопровождаются чтением "психологических" сказок и работой с книгой.

Практика 1ч. Игра «Молекулы», игра «Животные».

 

Раздел 3. Психика и познание мира.

(теория 25ч., практика 6 ч.)

 

3.1. Темперамент и характер. Виды темперамента. Как формируется характер. (9 ч.)

Теория (9 ч.).

Что такое темперамент?

Типы темперамента.

Разные люди – разные типы темперамента.

Разные люди – разные характеры.

Сказка о деревьях – характерах.

Какой у меня характер?

Какой характер у других?

Мой характер: оценим недостатки.

Загадка Психоочистителя - 1

Загадка Психоочистителя - 2

Для того чтобы в последующем периоде обучения ребенок мог правиль¬но ставить и конструктивно решать задачи саморазвития, он, осознавая свою уникальность, должен уметь соотносить себя с имеющимися в психологии ти¬пологиями и строить свою траекторию развития с опорой на знания о своих индивидуальных психологических особенностях.

Отсюда становится ясным основной способ введения необходимого пси¬хологического материала этого раздела и отслеживания его усвоения (в той или иной степени этот способ применяется и в во всех других разделах про¬граммы): изложение нового содержания учителем завершается формулиро-ванием вопросов ученика, обращенных и к себе, и к товарищам, и ко взрослому - "А каков я в этом смысле? К какому типу можно отнести меня? Какие у меня особенности проявления (темперамента, характера)?". Поиск и нахож¬дение ответов на эти вопросы стимулируют в свою очередь потребности в усовершенствовании, развитии своих психологических особенностей. Важно помочь ребенку формировать удовлетворенность собой, своим поведением, что является одним из механизмов сознательной саморегуляции и развития поведенческой сферы самосознания.

3.2 Я, мои эмоции и желания. Использование проективных и игровых методик.

Что такое Эмоции?

Что я знаю о своих эмоциях?

Какие бывают чувства?

Конкурс чувствоведов.

Я знаю кто Я!

Мои ощущения.

Моё восприятие мира.

Моё внимание.

Сказка о внимательном Иванушке.

Как быть внимательным?

Развиваем своё внимание.

Я умею быть внимательным!

Мои желания

Сказка о борьбе мотивов

Мои мотивы

Какие мотивы у других?

Гармоничное развитие эмоциональной сферы ребенка является залогом полноценного общего психического развития. Богатые эмоциональные переживания окрашивают жизнь ребенка в яркие цвета, наполняют полифоническим звучанием даже самые рядовые и обычные события его жизни. Вместе с тем излишняя эмоциональная чувствительность может привести к быстрой утомляемости ребенка, нервозности.

Если ребенок научится распознавать собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл, это будет очень серьезным шагом на пути к овладению им своими переживаниями, к выработке навыков произвольности действий и психической саморегуляции.

Наряду с развитием умений разбираться в тонких оттенках чувств и распознавать эмоции очень важно развивать у малыша сдержанность, устойчивость к стрессовым ситуациям, умение справляться с негативными эмоциями. Этому очень способствуют специальные этюды, в которых ребенок должен сыграть некую роль, "примеривая на себя" те или иные эмоции и обучаясь управлять ими. Большой упор делается на знакомстве с основополагающими сферами личности - эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной. Дети впервые делают попытки разобраться в ведущих мотивах своего поведения, в механизмах возникновения потребностей и эмоций.

В работе с детьми педагог-психолог должен заняться тренировкой нужных форм поведения при разыгрывании эмоционально острых ситуаций, проработкой специальных техник изменения собственных состояний, обучением способам "высвобождения" негативных эмоций без вреда для окружающих (через рисование своих чувств, через физические действия, через дыхательные упражнения). Вместе с тем нужно напоминать о том, что стремление только к единственному - "мирному" - способу выражения эмоций при полном исключении всех других способов не всегда является оправданным. В жизни встречаются ситуации, когда вполне уместной, а иногда и необходимой оказывается эмоциональная агрессия. Может случиться и так, что в какой-то момент более правильным путем будет "подавление" и сдерживание эмоций. Рецептурный, однозначный метод работы с эмоциональной сферой ребенка противопоказан. Ведь поведение взрослого человека должно быть гибким, соответствующим обстоятельствам, предугадать все нюансы которых просто невозможно.

Практика (6 ч.).

3.3 Кладовая памяти. Теория (16 ч.).

Что такое память?

Виды памяти

Какая у меня память?

Эмоциональная память

Как лучше запоминать?

Я умею запоминать!

Что я знаю о памяти?

Как правило, большинство детей в первом классе достаточно сильно мотивированы на учение. К сожалению, зачастую эта мотивация быстро угасает. Одной из задач программы "Психологическая азбука", реализуемых в этом разделе, является создание условий для развития познавательных интересов. Основой такой работы становится знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.

Разумеется, одно лишь знание о значении и психических функциях ощущений и восприятий, безусловно, являясь мотивирующим фактором, не может оказать определяющее, всеобъемлющее влияние на направленность детских интересов, достаточное для сохранения устойчивых мотивов учения. Лишь через деятельность, через целенаправленное развитие осмысленного отношения к ресурсам человеческой психики, через формирование умений пользоваться этими ресурсами во всех формах и видах познания окружающего мира будет развиваться мотивационная сфера личности младшего школьника.

Кроме того, на этом этапе работа педагога-психолога должна быть направлена на то, чтобы помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на осознанное развитие всей системы восприятия в целях более эффективного познания действительности вокруг нас и лучшего усвоения учебного материала. Этому служат специальные игры и упражнения, через участие в которых ребенок сможет усвоить умения для самостоятельного применения.

Одной из важнейших задач начального периода обучения является формирование произвольности действий ребенка, поэтому  в этом разделе значительную часть занимают работа по развитию произвольного внимания и тренировка свойств внимания.

3.4. Лабиринты мышления. Теория (4 ч.)

Сказка о профессоре Мышлении

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

Учимся думать вместе!

Учимся обобщать и находить закономерности

Учимся находить противоположности

Учимся думать логично - 1

Учимся думать логично - 2

Учимся думать творчески

            Что я знаю о мышлении

Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ (завершение модуля).

 

II. Модуль

Раздел 4. Введение в психологию общения

 (теория 6 ч., практика 12 ч.)

4.1. Психология отношений: Ты – Я – Он/Она = Мы. (2 ч.)

Теория (2ч.). Практика (2 ч.) Знакомство. Новая встреча с психологией.

Начало путешествия в страну общения.

Что взять с собой в путешествие?

Что я знаю о себе?

Раздел II. Психология отношений.

Как и почему начинаются ссоры?

Сказка о конфликте и контакте.

Качества, важные для общения.

Я общительный или замкнутый?

Королевство разорванных связей.

В данном разделе программы особое внимание уделяется пробуждению интереса к психологии общения у третьеклассников, самопознанию и рефлексии. Школьники развивают навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества. Происходит осмысление  отношений с одноклассниками, формирование умений действовать согласовано.

Третьеклассники знакомятся с качествами важными для общения, для эффективного взаимодействия. В ходе выполнения заданий происходит понимание разницы между тем, как воспринимают себя сами учащиеся и как их воспринимают другие, осознается отношение к себе. Формируется реалистичная самооценка. Происходит осознание ценности глубоких и теплых эмоциональных отношений между людьми, развитие навыков невербального взаимодействия, толерантного отношения к другим людям и мнениям. Ряд заданий направлен на осознание своего отношения к представителям другого пола, формирование позитивного отношения к другому полу.

4.2. Сокровища и тайны дружбы. (14 ч.)

Сокровища и тайны дружбы.

Дружба – это…Мы – дружная команда!

Правила доброжелательного общения.

Дружная страна.

Как мы все похожи! Какие мы все разные!

Скажи мне, кто твой друг….

Подведение итогов.

Теория (2 ч.).

Практика (12ч.)

В данном разделе третьеклассники знакомятся с понятием «дружба»,развивают навыки совместной деятельности. Развивают навыки взаимодействия и сотрудничества, создания условий для самовыражения в команде, разработки правил доброжелательного и эффективного общения. Осознание  важности сходности и различия черт между людьми для общения, развитие умения учитывать мнения других, развитие толерантных отношений. Осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я.

4.3. Поддержка в общении, сочувствие и сопереживание. (2 ч.)

Практика (2 ч.). Проективные методики. Поддержка в общении. Комплимент – это…

Знакомство с понятием «комплимент», понимание значимости комплимента для комфортных взаимоотношений, знакомство с формулами комплимента, развитие стремления к освоению навыков оказания психологической поддержки. Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений, получение опыта самопринятия

Задания данного раздела программы ориентированы на осознание роли эмоций в общении. Осознание  смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширение эмоционального словаря общения. Также происходит осознание динамики эмоций и влияния других людей на этот процесс, развитие чувствительности к восприятию эмоций, умение выражать свои эмоции. В ходе выполнения упражнений развиваются умения понимать эмоции других, выражать свои эмоции, формируется  способность к сопереживанию и сочувствию. На заключительных занятиях происходит обобщение опыта, приобретенного за учебный год и стимулирование интереса к самопознанию и психологии.

 

Раздел 5. Приглашение в Страну Общения

 (практика 10 ч.)

5.1. Игра «Инструменты общения» (4 ч.)

Практика (4 ч.).

Что мы знаем об общении?

Общение – дело общее.

Инструменты общения.

Как хорошо уметь…слушать.

Активное и пассивное слушание.

Как важно уметь задавать вопросы.

Практикум активного слушания.

Поговорим без слов.

Речь

Берегите, пожалуйста, речь!

А умеете ли вы спорить?

Чемоданчик Мастера Общения

В море знаний

Коротко, да ясно, от того и прекрасно.

Имя мое…

Моя семья

В пещере эмоциональных взрывов

Научно – практическое исследование конфликта

Выиграть – проиграть?

Сказка о понимании

День рождения - день творения

Могу и хочу!

Когда приходит понимание?

По дороге сказок

В королевстве…

Встреча с Мастером Общения

Игра «Королевство Внутреннего Мира»

Игра «Путешествие по Стране Общения»

Письмо Пси-Магу

По страницам Психологической азбуки

            До свидания, Психологическая азбука

Приглашение в страну общения.

В данном разделе  актуализируются  материалы из важнейших тем 3 года занятий по программе. Предлагаемые упражнения и задания содействуют развитию рефлексивной позиции в сфере общения, пробуждают  интерес к изучению своего внутреннего мира, показывают  важность развития коммуникативных навыков, содействуют принятию рефлексивной позиции и формированию умения оказывать психологическую поддержку. Необходимо помочь детям осознать и раскрыть собственные достоинства, способности и достижения.

Инструменты общения

В данном разделе программы третьеклассники знакомятся и  осознают  различие понятий «слушать» и «слышать». Учащимся предоставляется  возможность побывать в роли и говорящих и слушающих. Они знакомятся  с понятием активного слушания, понимают его значимость и развивают умение формулировать вопросы для правильного понимания собеседника. Школьники знакомятся с неречевыми средствами общения: жестами, мимикой, взглядом, соблюдением дистанции. Узнают о  значимости грамотной речи для правильного понимания друг друга в общении. В разделе раскрывается содержание понятий «спор» и «дискуссия». При выполнении заданий  развивается умение убеждать; показывать важность использования аргументов в споре и умения выслушать другую сторону.

Осторожно, общение!

Для выполнения заданий данного раздела программы необходимо мотивировать учащихся на сотрудничество в ситуации совместного поиска новой информации; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в команде; научить детей работать с различными словарями и другими источниками информации. В ходе выполнения упражнений потребуется умение обобщать информацию, точно ее передавать. Задания выполняются в группе, что способствует сплочению классного коллектива. Важно помочь детям осознать уникальность и глубину своей личности. Актуализировать понимание ценности семейных отношений. Помочь  учащимся осознать свои чувства к различным членам семьи.  Знакомство с понятием «конфликт». Осознание  значение конфликта в общении и его последствий. Школьники получают  представление о различных стратегиях поведения  в конфликтных ситуациях. Знакомятся с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов, развивают умения учитывать мнения разных людей и работать в команде. При  выполнении заданий развивается умение устанавливать контакт в различных ситуациях, детям дается представление о том, что помогает людям понять друг друга. Дети учатся  видеть, что умение понимать причины своего поведения тесно связано с умением понимать причины поведения других людей.

Здравствуй, Страна Общения!

В данном разделе программы школьникам показывается значимость позитивной установки для комфортного общения и  необходимость дальнейшее развитие качеств, важных для общения, в том числе и  внимательное отношение к другому человеку. Показывается необходимость  развивать способность к пониманию внутреннего мира другого человека. Посредством актуализации психологического содержания сказок из книги «Королевство Разорванных Связей» демонстрируется необходимость в  развитии способности к самопознанию через идентификацию со сказочными персонажами. Отрабатываются  навыки взаимодействия в команде. Полученный  на занятиях опыт является  актуальным ресурсом для разрешения новых коммуникативных задач и  обеспечивает «укоренение» правил комфортного общения в классе. На заключительных занятиях обобщается  полученный на занятиях в течении 4 лет опыт. На протяжении всех лет обучения по данной программе проводилась стимуляции интереса  к самопознанию и психологии.

5.2. Тестирование индивидуальное/групповое (4 ч.)

Практика (4 ч.). Выступление агитбригады.

5.3. Игра-викторина «СЕМЬ Я»

Групповое занятие совместно с родителями по оценке детско-родительских отношений. (2 ч.)

Практика (2 ч.). Игра-викторина.

Цели программы

развитие личности ребёнка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями.

Результат программы

Личностные результаты:

•         высокая и нормальная самооценка;

•         позитивное отношение к себе и своей личности;

•         делать выбор в предложенных ситуациях, опираясь на знания своих эмоций, желаний, чувств, потребностей и целей;

•         осознавать ответственное отношение к собственному психологическому здоровью, границам и комфорту;

•         сотрудничать со сверстниками;

•         проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

•         Осознание детьми своих особенностей и возможностей на данном этапе обучения

Метапредметные результаты,

•         смягчение процесса адаптации к обучению в школе;

•         характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

•         низкий уровень тревожности;

•         хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами.

•         сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению;

•         умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

•         анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

•         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы;

•         общаться и взаимодействовать со сверстниками по принципам взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.

Предметные результаты:

•         сформированность основных понятий, связанных с содержанием курса;

•         формировать навыки здорового образа жизни;

•         умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

•         умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

•         умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

•         умение общения и достойного поведения с одноклассниками;

•         навыки коллективной деятельности.

Особые условия проведения

Разновозрастная группа - группа детей разных возрастных категорий с 11 до 16 лет.

Материально-техническая база

    Характеристика помещения В кабинете имеется проектор и компьютер.

    Для успешной реализации данной программы  в наличии следующее оборудование и оснащение: 

•         инструкция по правилам поведения в учреждении;

•         аптечка в полной комплектации;

•         магнитная доска; 

•         шкаф педагога;

•         шкафы и стеллажи для материалов, книг, моделей;

•         раковина.