"Красочный мир"

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе в объединении «Акварелька» проходят в очной форме и состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. На первом, втором, третьем году обучения ведется фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами. Для реализации программы используются различные виды учебных занятий: вводное, ознакомительное занятие, занятия - творческие проекты, занятия-праздники, занятия-мастерские, занятия – рисунок с натуры, по памяти, тематическое занятие, проверочное, обобщающее, итоговое. В проведении занятий используется форма индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Структура занятия включает в себя организационную, теоретическую и практическую части, рефлексию.

В организационной части может быть знакомство с организацией обучения, инструктаж по технике безопасности, проверка наличия всех необходимых для работы материалов, инструментов и иллюстраций.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с детьми, с планами на учебный год. Практика. Игра «Давайте познакомимся» - в гости приходят игрушки, знакомятся с детьми, рассказывают, чем они будут заниматься, как себя будут вести во время занятий, что им нужно для занятий. Предлагают что-нибудь нарисовать (для выявления умений и навыков детей).

2. Приемы рисования.

Теория. Показ и словесное пояснение как правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок. Приемы закрашивания кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении, в разных направлениях; ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Рисование карандашом, применяя разный нажим на карандаш.

Практика. Игры-упражнения по приемам рисования «Сделай как я», «Сделай, как я скажу». Рисование: коврик для собачки, нарядная скатерть, красивые бусы, мыльные пузыри, цепочки.

*Одна и та же тема может выполняться разными материалами, может быть цветной или черно-белой, могут использоваться разные формы и размеры листа бумаги.

3. Рисование предметов простой, геометрической формы.

Теория. Рассматривание геометрических форм: овал, круг, квадрат и т. д. Сенсорный анализ формы. Нахождение предметов геометрической формы в ближайшем окружении. Объяснения и показ рисования геометрических форм. Величина формы (большой, маленький). Расположение изображения на листе.

Практика. Рисование предметов (шарики, сказочные деревья, жук, наливные яблочки, овощи, разноцветные конфеты, птицы, животные, нарисуй, что нравится).

4. Рисование предметов сложной формы.

Теория. Рассматривание и анализ предметов сложной формы: количество частей, их расположение, форма частей, соотношение по величине. Показ и объяснение рисования предметов сложной формы.

Практика. Дидактические игры: «Угадай, про что говорю» - по словесному описанию найти предмет, игрушку; «Найди похожую» - игра с предметными картинками. Рисование: сказочный дворец, цикл занятий «Наши друзья – животные», любимые игрушки, трансформеры. *Одна и та же тема может повторяться в течение года, меняется материал выполнения работы, цветовое решение, размер листа бумаги т.п.

5. Работа с цветом.

Теория. Уточнение и закрепление представлений о цветах и их оттенках (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый). Теплые, холодные цвета. Объяснение и показ смешивания красок (для чего это делается и что получается в результате). Объяснение и показ получения светлых и темных оттенков цвета рисования карандашом, изменяя нажим. Наблюдения и беседы о многоцветии окружающего мира (природа, предметы).

Рисование проводится разными материалами.

6. Рисование с натуры.

Теория. Игра-драматизация, где сказочные персонажи объясняют, как нужно рисовать с натуры (чтобы было похоже на образец). Рассматривание с детьми образцов, отмечая характерные признаки (форма, цвет, соотношение частей), детали. Показ и объяснение выполнения рисунка с натуры. Анализ выполненной работы (сравнение с образцом).

Практика. Рисование: мяч, воздушные шары, помидор, огурец, морковь, капуста, кубики, мишка, зайка, ваза, тарелка.

7. Рисование на темы.

Теория «Времена года». Беседа по теме, рассматривание иллюстраций, репродукций, слушание музыки, наблюдения в природе, выделение характерных особенностей данного периода. Беседа по содержанию рисунка, цветовое решение, расположение предметов. Беседа о случаях нарушения ПДД детьми. Практика. Выбор материала для рисования. Рассказы детей о том, что нарисовал. Рисование: деревья, цветы.

Теория. «Праздник Новый год». Беседа о празднике, эмоциональный настрой. Рассматривание елочных украшений, иллюстраций, фотографий, репродукций. Чтение стихов. Рисование: шарики, елочные украшения, бусы, снежинки.

Практика. Рисование новогодних праздников, игрушек, композиций.

Теория. «Животные. Птицы. Насекомые». Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение рассказов о животных. Наблюдения за хомяком, черепахой, птицей. Уточнение частей тела, формы, цвета. Показ и объяснение рисования. Рассказы детей о том, что нарисовал. Практика. Рисование: птичка, черепаха, хомяк, бабочка (раскрашивание готовой формы), жучок, божья коровка.

*Занятия проводятся с использованием разных материалов, листы для рисования разных форматов, разного цвета.

8. Выставочная деятельность, конкурсы.

Теория. Подготовка к конкурсам. Выбор темы, материала для предстоящих рисунков.

 Практика. Рисование рисунков по теме. Подготовка рисунков к выставкам, техника оформления рисунка.

Участие в конкурсных темах, выдача материала, условий участия в конкурсе.

9. Мероприятия воспитательно – познавательного характера.

10. Итоговое занятие.