Настроение

Все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется затем в любой сфере человеческой деятельности” (Э. И. Ильенков) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. Искусство  выступает  одним из  эффективных факторов  развития  творческого  потенциала формирующейся  личности,  а  в  этом  смысле  детский   хор  является  средством  художественно - творческого  развития  детей,  вовлечения  их  в  активную  творческую эстетическую  деятельность. Музыка – одно из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования её развития. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыкально-хоровое образование наиболее доступное для всех обучающихся, так как влияет на развитие познавательной активности, способствует воспитанию нравственности, национального самосознания, делает богаче духовный мир, влияет на психику, оказывает влияние на здоровье человека.

 Одна из проблем современного образования - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социально-экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, увеличивая интеллектуальный потенциал страны и восстанавливать русскую духовную  культуру.  Таким образом, возникла необходимость создания адаптированной программы с учетом   регионального компонента, индивидуальных возможностей обучающихся в системе дополнительного образования.

преподаватели

Барабанова Светлана Николаевна

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОМЕ ТВОРЧЕСТВА. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (всего 1 час, теория 1 час)

Теория (1ч.): Инструктаж по технике безопасности, о правилах поведения в Доме творчестве на занятиях и на переменах. Безопасность дорожного движения.

 

РАЗДЕЛ 2. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ. Вводное занятие (всего 1 час, теория 0,5 часа, практика 0,5 часа)

Тема 2.1. Вводное занятие (всего 1 ч., теория 0,5 ч., практика 0,5 ч.)

ТЕОРИЯ: Вводное занятие. Инструктаж по охране, гигиене детского голоса творческого объединения эстрадного вокала. Правила поведения на занятиях. История зарождения   эстрадного жанра.

ПРАКТИКА: знакомство с творческой жизнью «Эстрадного вокала», просмотр фотоматериалов и работ  учащихся объединения. Просмотр концертных выступлений  учащихся творческого объединения.

 

РАЗДЕЛ 3.   ПЕНИЕ  КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (всего 15 ч., теория -8 ч., практика – 7 ч)

Тема 3.1 Музыкальная деятельность, форма, ее особенности и возможности (всего 1 ч., теория 0,5 ч., практика 0,5 ч.)

ТЕОРИЯ: Раскрытие слова фонограмма. Слушание видов фонограмм. Студийные, любительские фонограммы. Прослушивание и разбор произведения на примерах плюсовых и минусовых программ.

ПРАКТИКА: пение под различные фонограммы.

Тема 3.2  Приёмы работы с микрофоном (всего 1 ч., теория 0,5 ч., практика 0,5 ч.)

ТЕОРИЯ:  Рассказать для чего используется микрофон,  о типах микрофона. Показ и рассказ о видах микрофонов (стационарный, шнуровой, радио микрофон,  петельчатый,  головной)

ПРАКТИКА: Отработка постановки корпуса и рук при пении в микрофон. Основные принципы работы (удаление, приближение микрофона).

Тема 3.3  Приёмы вокального исполнения (всего 2 ч., теория 1 ч., практика 1 ч.)

ТЕОРИЯ: Знакомство с приёмами вокального исполнения  - солист + подпевка, смена солистов,

ПРАКТИКА: Познакомить с приемом вокального пения. Просмотр и прослушивание примеров исполнения. Подбор репертуарных песен для исполнения.

Тема 3.4 Правила охраны детского голоса (всего 2 ч., теория 1 ч.)

 

ТЕОРИЯ: Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

Тема 3.5 Упражнения на дыхание по методике А.Н.  Стрельниковой (всего 4 ч., теория 2 ч., практика 2 ч.)

ТЕОРИЯ: Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.

ПРАКТИКА: Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема 3.6  Подбор и разучивание песенного репертуара (всего 3 ч., теория 1 ч., практика 2 ч.)

ТЕОРИЯ: Расшифровка слова «репертуар» и что оно означает, и показ различных репертуаров. Для чего предназначен репертуар.

ПРАКТИКА: Прослушивание аудиозаписей с примером сольного исполнения и ансамблевого, затем подборка репертуара и разбор песни.

Тема 3.7  Народное творчество (всего 2 ч., теория 1 ч., практика 1 ч.)

ТЕОРИЯ: Народное песня как жанр музыкального произведения. Особенности народного песни: слоговая распевность, своеобразие ладовой окрашенности, ритм и исполнительский стиль. Своеобразие эстрадного поэтического языка. Средства исполнительской выразительности.

ПРАКТИКА: Слушание произведений данного жанра, беседа о прослушанном, анализ произведения. Пение оригинальных эстрадных песен  с музыкальным сопровождением и без сопровождения. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

 

 

 

Цели программы

Цель программы: развитие и реализация музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала

Результат программы

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;

 - развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

 - общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

 - представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

 - использование элементарных  вокально-хоровых умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах внеурочной  деятельности;

  - готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

 - участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

 Метапредметные результаты:

 - наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

 - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;

 - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

 - применение знаково-символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач;

 - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

 - планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

 - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

 - умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

 Личностные результаты:

 - укрепление  культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

 - формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение ценностной сферы  в процессе общения с музыкой;

 - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

 - развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и  реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

 - продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач.

 - развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизоляционным, с хорошей акустикой, и вентиляцией;

инструмент (фортепиано, синтезатор) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;

в классе должен быть плакат с нотными линейками, компьютер, шкафы для учебных пособий, пюпитры для вокальных партий;

звукоусилительная аппаратура с микрофонами на стойке и радиомикрофонами.

Наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, джазовых исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп.

Нотные издания с вокализами, вокальными произведениями. Методические пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи, актёрское мастерство и пр.

Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы.

Нотные издания с детскими песнями.