О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. В 2016 году шахматы впервые стали частью образовательного процесса в школе в рамках ФГОС. Эта инициатива способствует тому, что современный школьник будет всесторонне развит, в том числе и в шахматном плане.
В эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Система шахматных занятий выявляет и развивает индивидуальные способности учащегося, формирует прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Шахматы играют бльшую роль в формировании логического и системного мышления. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
преподаватели
Копненкова Светлана Вячеславовна -высшая
Плотникова Наталья Владимировна-высшая
Макарчук Марина Михайловна-высшая
Новицкая Зоя Николаевна-высшая
Самцова Оксана Григорьевна
Желтова Дарья Алексеевна
Гаврилова Светлана Камильевна
Боброва Ирина Игоревна-
Содержание программы
История развития шахмат.
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнования.
Первоначальные понятия.
Тактика. Практические задания(задачи,этюды)
Стратегия. Практические задания(задачи,этюды)
Эндшпиль. Практические задания(задачи,этюды)
Дебют. Заучивание пройденных дебютов.
Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций.
Турниры
Индивидуальные занятия.
Сеансы. Педагог определяет уровень ученика на основе игры с ним.11. Конкурсы решения задач, этюдов. Нахождение комбинаций.
Цели программы
Цель программы: создание благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Результат программы
В результате усвоения программы должны
1. Знать:
- правила игры и турнирного поведения;
- элементарные основы шахматной игры, тактики и стратегии;
- иметь представление об истории и происхождении шахмат;
- основные тактические идеи;
- основные приемы на основе примеров известных шахматистов; - нормы этикета при игре в шахматы.
2. Уметь:
- применять полученные теоретические знания на практике;
- записывать партии;
- владеть знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;
- разыгрывать несложную партию;
- участвовать в соревнованиях.
Особые условия проведения
Навыки коммуникации, навык нестандартного мышления, развитие логики. памяти.
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение
На занятиях используются:
Оборудование:
· магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами;
· шахматные часы;
· комплекты шахматных фигур с досками;
· проектор;
· компьютер.
Наглядный материал:
· таблицы к различным турнирам;
· раздаточные материалы для тренинга;
· вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
· словарь шахматных терминов;
· шахматные журналы.